Урок по теме Спирты, их строение, свойства, получение, применение

Цели и задачи урока:

  1. Добиться усвоения учащимися данной темы;
  2. Сформировать понятие о спиртах: одноатомных, многоатомных;
  3. Дать понятие функциональной группы – гидроксильной;
  4. Познакомить учащихся с особенностями строения спиртов;
  5. Продолжить развивать умения сравнивать явления, выделять главное, основное.
  6. Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному
    запоминанию знаний о гомологическом ряде одноатомных спиртов;
  7. Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения
    школьниками комплекса знаний и способов деятельности;
  8. Организовать проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся,
    организовывать деятельность учащихся по коррекции своих и способов деятельности.
  9. Развивать интерес к предмету на принципах КМД (коллективной мыследеятельности).
  10. Развивать логическое мышление, внимание, память, умение анализировать, переносить
    имеющиеся знания на новое вещество.

Тип урока

: урок изучения нового материала

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

  3. Мотивация и целеполагание.

  4. Актуализация знаний.

  5. Коллективное изучение темы по поставленным вопросам в микрогруппах по предложенному
    плану.

  6. Изучение нового материала.

  7. Закрепление материала

  8. Задание на дом

  9. Рефлексия

Ход урока:

1. Организационный момент

(внешняя и внутренняя готовность учащихся, доведение
дежурным о начале урока, о количестве присутствующих и отсутствующих, по каким причинам).

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке химии. Химии, которую
любят многие, и на уроке, которого ждут с нетерпением.

3. Мотивация и целеполагание.

Всюду в нашей жизни мы встречаемся с органической химией: мы едим продукты химической
промышленности, мы одеваемся непосредственно в ее результаты: ацетатный шелк, искусственную
шерсть, изделия из кожзаменителя и многое другое. Остановимся! Сколько еще вокруг
всего того, что нам дает органическая химия: кроме одежды, обуви, еды, органическая
химия дает нам жизнь. Да, да, да — жизнь! Ведь, благодаря именно этой химии мы можем
проводить сложные операции (наркоз), лечить ангину и просто ставить уколы, где в
качестве антисептика мы выбираем этиловый спирт. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся
с представителями класса одноатомных спиртов. С их характерными свойствами, областями
применения, способами получения.

4. Актуализация знаний.

Для достижения целей урока нам необходимо вспомнить материал по классу: «Основания.
Щелочи. Гидроксиды».

Фронтальная беседа.

- Что такое основания? Приведите примеры.
- Изобразите гидроксильную группу и объясните ее химическое строение?
- Какие характерные свойства обуславливает гидроксогруппа? Уравнения реакций.

5. Коллективное изучение темы по поставленным вопросам в микрогруппах по предложенному
плану.

  • Что, по вашему мнению «спирты»?
  • Какие названия спиртов вам известны?
  • Пользу или вред наносят людям представители ряда спиртов?
  • Какие области применения спиртов вы можете назвать?

6. Изучение нового материала.

«Знать хорошее важнее, чем знать многое»
Ж.Ж. Руссо

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с классом кислородсодержащих веществ «Одноатомными
спиртами», с их гомологическим рядом, строением, особенностью функциональной группы
и природой связи в ней, расширим представления о взаимном влиянии атомов на примере
одноатомных спиртов.

Рассматривать вопросы сегодняшней темы мы будем по следующему плану:

Что такое спирты? Какие спирты бывают?

  • Что ложится в основу их классификации?

  • Составьте алгоритм (инструкцию — описание) действий для того,
    чтобы дать название спиртам.

  • Чем отличаются одноатомные спирты от многоатомных?

    Далее учащиеся изучают данную тему по микрогруппам. Каждая микрогруппа изучает
    заданный им вопрос, который затем излагает другим микрогруппам. Учитель при необходимости
    помогает объясняющим.

    Учебные вопросы:

    1. Состав.
    2. Строение.
    3. Классификация.
    4. Физические свойства одноатомных спиртов.
    5. Химические свойства одноатомных спиртов.
    6. Получение и применение одноатомных спиртов.

    1-ая микрогруппа. Получение, применение одноатомных спиртов.

    Должны знать:

    Состав, общую формулу данного класса.

    Должны уметь:

    Определять принадлежность спирта к одноатомным или многоатомным
    спиртам.

    Контрольные вопросы:

    1. Какое вещество называется спиртом? Одноатомным спиртом? Многоатомным спиртом?
    2. Какова будет его структурная формула? Ваши идеи, предложения.

    Общая формула спиртов
    R – OH
    или
    Cn H2n + 1 OH

    Рис.1

    2-ая микрогруппа. Строение:

    Должны знать:

    Строение представителей данного класса.

    Должны уметь:

    Знать строение функциональной группы спиртов. Объяснять
    взаимное влияние атомов в гидроксильной группе. Знать виды изомерии: углеродного
    скелета, положения гидроксильной группы.

    Контрольные вопросы:

    • Объяснить строение функциональной группы спиртов.

    (Одновалентная спиртовая группа —СН2OН называется первичной, двухвалентная -
    ==СН—ОН — вторичной и трехвалентная — єєС—ОН — третичной спиртовой группой.)

    Строение самого простого спирта — метилового (метанола) — можно представить формулами:

    структурные формулы

    электронная формула

    Из электронной формулы видно, что кислород в молекуле спирта имеет две неподеленные
    электронные пары.

    Кислород в гидроксильной группе, обладая значительной электроотрицательностью,
    оттягивает электронную плотность связи O—Н в свою сторону. Поэтому такая связь частично
    поляризована: на атоме кислорода появляется частичный отрицательный, а на водороде
    — частичный положительный заряды:

    Однако эта поляризация снижается за счет донорных свойств алкильных радикалов:

    Таким образом, подвижность атома водорода в гидроксильной группе спирта несколько
    меньше, чем в воде. Более «кислым» в ряду одноатомных предельных спиртов будет метиловый
    (метанол). Он немного «кислее», чем вода.

    Радикалы в молекуле спирта также играют определенную роль в проявлении кислотных
    свойств. Обычно углеводородные радикалы понижают кислотное свойства. Но если в них
    содержатся, электроноакцепторные группы, то кислотность спиртов заметно увеличивается.
    Например, спирт (СF3)3С—ОН за счет атомов фтора становится настолько кислым, что
    способен вытеснять угольную кислоту из ее солей.

    3-я микрогруппа. Классификация:

    Должны знать:

    Классификацию спиртов на одноатомные и многоатомные спирты.

    Должны уметь:

    Определить принадлежность, к каким спиртам принадлежит
    данный представитель по каким признакам. Как давать названия одноатомным спиртам.
    Составить инструкцию — описание.

    Контрольные вопросы:

    • Как классифицируют спирты?
    • Составьте структурную формулу 1, 2 – диметилпентанол – 3.





    4-ая микрогруппа. Физические свойства одноатомных спиртов.

    Должны знать:

    Физические свойства одноатомных спиртов.

    Должны уметь:

    Уметь описывать физические свойства одноатомных спиртов
    и описывать их.

    Контрольные вопросы:

    • Чем объясняются различные физические свойства одноатомных спиртов?

    5-ая микрогруппа. Химические свойства одноатомных спиртов.

    Должны знать:

    Сформировать понятия о свойствах одноатомных спиртов, об
    особых свойствах. Особый акцент сделать на химической активности гидроксильной группе.

    Должны уметь:

    Уметь составлять уравнения химических реакций одноатомных
    спиртов и записывать их, а именно:

    • реакции присоединения;
    • реакции окисления;

    C2H6OH + HCl → C2H6Cl + H2O

    Рис.2

    6-ая микрогруппа. Получение, применение одноатомных спиртов.

    Должны знать:

    Способы получения одноатомных спиртов на примере этилового
    спирта, области применения.

    Должны уметь:

    Уметь составлять уравнения реакций получения одноатомных
    спиртов, а также перечислять области применения представителей данного класса

    Контрольные вопросы:

    Выполнить задание:

    1. Приведите структурные формулы соединений. Назовите по их рациональной номенклатуре:
    а) 2-пентанол; б) 2-метил-2-бутанол; в) 4-метил-2-пентанол; г) 2,3-диметил-3-пентанол;
    д) 2.2, 4-триметил -3- гексанол.

    2. Назовите перечисленные ниже спирты по международной номенклатуре: а) диметилизопропилкарбинол;
    б) пролилизопропилкарбинол; в) этилбутилизобутилкарбинол; г) метил-вторбутил -трет-бутилкарбинол.

    3. Дайте названия следующим соединениям:

    Рис.3

    Контрольные вопросы:

    1. Что такое спирты?
    2. Какое можно дать определение спиртам, одноатомным спиртам?

    Закрепление:

    1. Определить строение С3Н7ОН, если известно, что это
      одноатомный спирт.
    2. Как распознать, находящийся в пробирке одноатомный спирт?





    Обобщение и систематизация (вывод).

    На сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрели новый класс кислородосодержащих соединений
    – одноатомные спирты. Познакомились с их строением, свойствами, применением, получением.
    Так почему же эпиграфом сегодняшнего урока были взяты слова Ж.Ж. Руссо «Знать хорошее
    важнее, чем знать многое»?

    Информация по домашнему заданию.

    Ознакомьтесь с информацией, опубликованной 17 июня 1997 года в газете «Московский
    Комсомолец».

    Страшной трагедией обернулось празднование Дня независимости Росси для маленького
    городка Щучье, что в Курганской области.

    10 трупов, 22 человека госпитализированы (двое из них, по оценке медиков, безнадежны)
    – таков результат коллективного гулянья, устроенного экспедитором одной из местных
    контор. Щедрый щучинец «выставил» для своих земляков 20-литровую канистру метилового
    спирта. Где инициатору пьянки удалось достать смертельное пойло, пока не выяснено
    – он скончался из первых, так и не успев ничего сообщить врачам и милиционерам.

    По всей видимости, канистра с метиловым спиртом досталось экспедитору совершенно
    бесплатно. Сначала он выпил с ближайшими друзьями, а потом празднование Дня независимости
    вылилось на улицу. Отравленный спирт предлагали всем встречным, благо, в небольшом
    городке практически все знают друг друга. Не отказались выпить и две 15-ти летние
    девушки – они самые младшие из доставленных в больницу. К счастью, подружки выпили
    совсем немного, и их состояние медики оценивают как средней тяжести. Средний же
    возраст погибших и пострадавших 24-25 лет.

    Из канистры спирт разливали в банки и разносили по домам. В одной семье отравленное
    спиртное стало, по-видимому, главным напитком на праздничном столе. Отраву (по данным
    медиков, для смертельного исхода достаточно выпить 50-100 граммов чистого метилового
    спирта) отведали члены семьи: мать, отец, дедушка и бабушка. Все они скончались,
    оставив круглым сиротой 4-летнего ребенка.

    Употребление суррогатов спиртного становится в последнее время в России страшной
    традицией. Напомним, что за последние две недели это уже второй в России случай
    массового отравления метиловым спиртом.

    • Придумайте название этой газетной заметки.
    • Напиши рецензию на этот материал.

    Подведение итогов урока.

    Рефлексия.

    1. Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?
    2. Как вы усвоили пройденный материал?
    3. Какие были трудности? удалось ли их преодолеть?
    4. Помог ли сегодняшний урок лучше разобраться в вопросах темы?
    5. Пригодится ли вам знания, полученные сегодня на уроке?

    И как всегда, уходя с урока, продолжите фразу «Уходя с урока, я хочу сказать…»

    Следующий: