Урок по теме Соли угольной кислоты. 9-й класс

Цели

: изучить свойства солей угольной
кислоты карбонатов и гидрокарбонатов.

Задачи

:

  • отработать навыки в решении расчетных и
    экспериментальных задачах;
  • повторить свойства и строение угольной кислоты,
    гидролиз солей и реакции обмена;
  • воспитывать коммуникативную культуру,
    уверенность в себе и
  • знаниях, навыки контроля и самоконтроля.

Тип урока: изучение новой темы

Методические приемы: рассказ,
демонстрации опытов.

Оборудование: раствор Na2CO3;
раствор HCl, H2SO4, Ca(OH)2, Na2CO3
твердая, индикатор – фенолфталеин, штатив,
газоотводная трубка; карточки – задания

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Учитель. Сегодня на уроке мы должны
изучить соли угольной кислоты. Но прежде чем
отправимся в увлекательный мир карбонатов, нам
надо повторить свойства и строение H2CO3.

(2 человека у доски, 3 человека на рабочем
месте)

У доски

1. Дать характеристику угольной кислоте: сила,
основность, содержание кислорода. Составить
уравнение диссоциации.
2. Химические свойства угольной кислоты.

На месте.


1. Дать характеристику аллотропным
модификациям углерода.
2. Дать сравнительную характеристику физических
и химических свойств оксида углерода (VI) и оксида
углерода (II): строение молекул, физические и
химические свойства.

3. Допишите определения:

а) адсорбция – это процесс — …
б) процесс выделения поглощенных веществ
называется …

Пока ребята готовят ответы на вопрос, мы
проведем небольшую письменную работу (10
вопросов)

  • Разновидности простого вещества, образованного
    одним и тем же химическим элементом? (Аллотропные
    видоизменения)
  • Электронная формула атома углерода. (1s22s22p2)
  • Количество электронов на внешнем уровне у
    элементов IV группы главной подгруппы (четыре)
  • Летучие водородные соединения С и Si? (СН4
    метан, SiН4 – силан)
  • Формула высших оксидов элементов IV группы
    главной подгруппы? (RО2)
  • Масса 0,5 моль СО2 ? (22г)
  • Объем 2 моль СН4 при н.у.? (44,8 л)
  • Чего больше по массе в угарном газе углерода или
    кислорода? (кислорода С:О = 3:4)
  • Степень окисления углерода в угарном газе и
    углекислом газе? (+2;+ 4)
  • Что такое сухой лед?

Проверка (правильные ответы на доске)
Ребята проверяют исправляют ошибки, выставляют
себе оценки.
Проверка ответов у доски: рассмотрим свойства H2CO3.


III. Объяснение нового материала

H2CO3 диссоциирует в две стадии.
Сколько типов солей образует данная соль?
(по ходу опроса записывают схему на доске)

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с
солями угольной кислоты (питьевая сода,
известняк, мрамор, мел и т.п.)
Списывают с доски в тетрадь тривиальные названия
солей.



Стихотворение о карбонатах

. (пока учащиеся
пишут)

На земле живут три брата
Из семейства карбонатов.
Старший брат красавец – мрамор.
Славен именем каррары
Превосходный зодчий. Он
Строил Рим и Парфенон.

Всем известен известняк
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом
Возводя за домом дом.

И способен и умел младший
Мягкий братец мел.
Как рисует посмотри
Этот …СаСО3.

CaCO3 – мел, известняк, мрамор
NaHCO3 – питьевая сода
Na2CO3 – кальцинированная сода
Na2CO3•10H2O – кристаллическая
сода
CaCO3 – жемчуг (минерал арагонит)

Получение солей

: назовите лабораторный
способ получения солей.

(кислота + основание соль + вода – реакция
нейтрализации)

Для получения солей угольной кислоты
используют C02

2NaOH+CO2Na2CO3+H2O, если
избыток CО2 получаются кислые соли

Na2CO3+CO2+H2O2NaHCO3

Химические свойства.

Отношение к нагреванию.

CaCO3 CaO + CO2

CaHCO3CaCO3+CO2+H2O

(Это свойство позволяет использовать
гидрокарбонаты в пищевой промышленности в
качестве разрыхлителя теста)

В результате реакций выделяется CO2, как его обнаружить?

– лучина тухнет.
– через раствор известковой воды (Ca(OH)2)
образуется осадок белого цвета.

Ca(OH)2+CO2CaCO3+H2O,
но если дальше пропускать CO2 осадок растворяется
CaCO3+CO2+H2O Ca(HCO3)2

2. Реагирует солями (тип реакций?)

Na2CO3+CaSO4
K2SO4+CaCO3

(На доске расписывает ученик полное и
сокращенное ионное уравнение.)

3. С кислотами

Na2CO3+2HCl 2NaCl+CO2
+H2O
Наблюдение “вскипание”.
Реакция взаимодействия солей H2CO3 с
кислотами – качественная.
Геологи используют это свойство для определения
карбонатных минералов.

Самостоятельно составьте уравнения химических
реакций.

4. Гидролизу подвергаются соли угольной кислоты
образуя в результате кислые соли в щелочной
среде.

Испытать раствор Na2CO3 индикатором
фенолфталеином (раствор малинового цвета)

Вывод: соли угольной кислоты имеют общие
свойства солей и специфические: 1) взаимодействие
с кислотами; 2) гидролиз.

IV. Решение задачи

Какой объем СО2 выделится (при н.у.) при обжиге 230
кг известняка, содержащего 10 % примесей.


V. Подведение итогов урока (выставление оценок)

VI. Домашнее задание

§ 33, № 21-22 (с. 91–92) устно, задача 3 (с.92)




Следующий: