Урок по теме Соли. 8-й класс


Цели:

  • углубить знания учащихся о составе и номенклатуре солей.
  • рассмотреть классификацию солей по составу,
  • познакомить с общими физическими и химическими свойствами.

Оборудование:

Учителю - компьютер с мультипроектором,

Реактивы: нитрат бария, серная кислота, хлорид меди, гидроксид натрия, пробирки со штативом.

Ученикам (на каждый стол): реактивы железо, сульфат меди, карбонат натрия, 2 пробирки; в штативах по 2 пробирки с различными солями (разного цвета и разной растворимости в воде), стеклянные палочки по 2 шт, 2 стакана с водой.

Инструкционные карты по проведению лабораторного опыта.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Слайд 1

Эпиграфом нашего урока я взяла такие слова: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их»

2. Активизация знаний.

Послушайте несколько выдержек из литературных произведений.

Слайд 2

Спелеологи вошли в пещеру. Они, видавшие виды, были поражены красотой увиденного. Сверху словно сосульки свисали сталактиты, а со дна пещеры поднимались сталагмиты. Все это сверкало и переливалось и похоже на царство Снежной Королевы, хотя каждый понимал, что это чудо образовали карбонаты

Слайд 3

Давно Данила-мастер бродил по подземному царству Хозяйки Медной горы. Из всех сокровищ, которые она готова была ему отдать, он попросил только малахит.

Слайд 4

У нас давно закончилась соль, и пища была безвкусной. Однажды, блуждая по тайге, мы вышли на берег какого-то озера. Нашему взору предстала удивительная картина. Берег был белый, словно покрыт снегом, то там, то здесь лежали какие–то белые камни. Это чудо переливалось под лучами солнца. Я не мог удержаться и, подняв с земли камень, зачем-то лизнул его.



Он оказался соленым. Мой организм, истосковавшийся по соли, требовал еще и еще. В этот момент мне казалось, что нет ничего вкуснее.

Я любил наблюдать за своей мамой. Она брала соду и добавляла в нее уксусную кислоту, происходило вспенивание, и каждый я раз восхищался увиденным.

? Как вы считаете, о каких веществах мы сегодня поведем речь

(Записать тему урока и сообщить цель урока)

? Что вы знаете о солях,

? Какие вы знаете соли (формулы, названия, свойства, применение).

А теперь запишите формулы солей, которые нам встретились в рассказах и проанализируем их состав.

Карбонат кальция -CaCO3 – металл + кислотный остаток.

Пищевая сода -NaHCO3- металл + водород + кислотный остаток.

Малахит -(CuOH)2CO3 – металл + гидроксо группа + кислотный остаток.

Мы подошли с вами к классификации солей. (слайд 5)

Соли имеют большое практическое значение. (слайд 6)

Так как соли очень важны, мы должны знать их свойства. Перед тем как приступить к рассмотрению этого вопроса проведем физминутку. (слайд 7)

Вносим в почву мы фосфаты.
Не забудем и нитраты.
Ну, а осенью, друзья,
Испеку пирог вам я.

Рассмотрим физические свойства солей

Слайд 8



Проведем лабораторный опыт.

Определите агрегатное состояние и цвет солей. Проверьте их растворимость в воде. Высыпьте соль в воду и размешайте стеклянной палочкой. Результаты запишите в тетради.(Обсуждаем цвет солей и растворимость в воде)



Слайд 9

Химические свойства

  1. соль + кислота =др. соль + др. кислота Ba(NO3)2 + H2SO4 = (Д.О.)
  2. соль + щелочь = др. соль + др.основание CuCl2 + NaOH = (Д.О.)
  3. соль1 + соль2 = соль3 + соль4 CuSO4 + Na2CO3 = (Л.О.)
  4. соль + металл =др.соль + др. металл CuSO4 + Fe = (Л.О.)

Слайд 10

Выводы

Слайд 11

Домашнее задание.

П.21 упр.1 стр 78, п.41 упр.169.

Приложение.




Следующий: