Урок по теме Сера, её физические и химические свойства, 9-й класс

Предложенная форма урока позволяет отойти от
традиционного лекционного преподнесения
учебного материала. Данный урок построен так,
чтобы, изучая новый материал, учащиеся могли
привлечь ранее приобретенные знания.
Применяются формы организации познавательной
деятельности учащихся: групповая,
индивидуальная работа, лабораторные опыты,
демонстрационные опыты, презентация.
Предлагается задействовать в изучении каждого
учащегося класса. Урок четко прослеживает
межпредметную связь с химией, физикой, биологией,
историей и объединяет знания учащихся.

Цели урока:

Образовательная:

  • актуализировать и обобщить знания учащихся о
    сере в свете трех форм существования этого
    химического элемента: в форме атомов и простых
    веществ, также рассмотреть ее аллотропные
    модификации;
  • физические свойства и химические в свете
    окислительно-восстановительных реакций.
  • Развивающая:

  • развить навыки составления уравнений
    химических реакций;
  • логическое мышление и память учащихся;
  • совершенствовать умения доказывать,
    сравнивать.
  • Воспитательная:

  • установление межпредметных связей;
  • повышение интереса к предмету;
  • воспитание внимательности, аккуратности при
    написании уравнений реакций;
  • способствовать воспитанию экологической
    культуры учащихся, стремлению соблюдать технику
    безопасности.
  • Оборудование:

    ТСО, презентация
    по теме «Сера и ее аллотропные модификации»,
    учебник О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс».

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Сегодня на уроке мы обобщим знания о строении
    сере и узнаем много нового о ее свойствах,
    применении и местонахождении.

    II. Проверка изученного материала

    (экспресс-опрос)

    Какое строение имеет кислород?

    степень окисления в соединениях: -2, реже +1, +2/.

    Когда и кем открыт был кислород? /Первые
    упоминания о кислороде датируются 8 в., открытие
    зафиксировано в 18 в. К.Шеееле и Дж. Пристли/.

    Назовите основные физические и химические
    свойства кислорода. /Газ, БЦ, БВ, БЗ, ? = 1,43 г/л;
    tпл=-218,7°; tкип=-183°/
    .

    Как получают кислород в промышленности и в
    лаборатории? /Из жидкого воздуха (методом
    фракционной дистилляции), электролитическим
    разложением воды/.

    Какие аллотропные модификации кислорода вам
    известны? /Кислород — О2 и озон — О3/.

    Какова роль озонового слоя для жизни на Земле? /Защита
    от космического ультрафиолетового излучения/
    .

    Где применяется кислород? /В металлургии,
    химической промышленности, медицине, в авиации, в
    ракетно-космической технике, при сварке и резке
    металлов, и т.д./
    .

    III. Объяснение нового материала.

    Актуализация знаний

    Тема сегодняшнего урока «Сера, ее физические и
    химические свойства». Помогут нам в работе над
    темой ТСО и подготовленная презентация (Слайд
    № 1)
    .

    Эпиграфом к уроку служат такие строки:

    Немало сера знаменита,
    И в древности ее Гомер воспел,
    С ней много тысяч лет прожито,
    И человек в ней пользу разглядел.

    Мы с вами познакомимся с историей открытия
    серы. Сера известна человеку довольно давно и не
    сохранились сведения о ее первооткрывателе (Слайд
    № 2)
    .

    В природе сера встречается очень часто, она
    входит в состав многих органических и
    минеральных веществ, а также в самородном виде.
    Обратите внимание на следующие слайды (Слайд №
    3; Слайд № 4)
    .

    Давайте вспомним, что мы уже знаем о сере: ее
    характеристику по положению в ПСХЭ Д.И.
    Менделеева и строение атома /Знак S,
    произносится «эс», № 16, Ar(S)=32, 3-ий период
    (малый), 6-ая группа, главная подгруппа; ядро атома
    серы состоит из 16 протонов и 16 нейтронов; 16
    электронов распределены по 3-м уровням, на
    последнем энергетическом уровне — 6 электронов/
    .

    Посмотрите на следующий слайд (Слайд № 5).

    Запишите строение атома серы, ее электронную
    формулу и характерные степени окисления.

    Рассмотрим физические и химические свойства
    серы. Обратимся к следующему слайду (Слайд № 6).

    Одно из особенных физических свойств серы — флотация,
    способность мелкого порошка серы всплывать,
    тогда, как ее крупные кристаллы тонут в воде. Дело
    в том, что сера не смачивается водой, и ее
    частички держатся на поверхности воды за счет
    прилипших к ним мелких пузырьков воздуха. Это свойство используют при
    отделении самородной серы от примесей. Руду
    размалывают, заливают водой, а снизу продувают
    воздухом, сера всплывает, а примеси остаются на
    дне.

    Приступим к изучению химических свойств серы.
    Мы уже достаточно долго изучаем химию и можем
    назвать некоторые химические свойства серы,
    исходя из её строения и положения в таблице, а
    также на основании знаний, полученных вами ранее.

    К какому классу веществ относится сера? /Сера
    относится к неметаллам/
    .

    Какие свойства и какую степень окисления она
    будет проявлять при реакциях с металлами? / Сера
    с металлами проявляет окислительные свойства и
    степень окисления -2/.

    А в реакциях с неметаллами? /С менее
    электроотрицательными неметаллами -
    окислительные свойства, при этом степень
    окисления -2, однако с более
    электроотрицательными — восстановительные
    свойства и степени окисления +2, +4, +6/
    .

    Более подробно о химических свойствах серы
    узнаем из следующего слайда (Слайд № 7).
    Запишите уравнения и дайте названия полученных
    продуктов реакций, укажите вещества, с которыми
    сера ни при каких условиях не вступает в реакции.
    Обратите внимание на реакцию демеркуризации,
    она применяется при нейтрализации пролитой
    ртути.

    Очень интересны реакции серы с водородом и
    кислородом. Давайте обратимся к слайдам (Слайд
    № 8 и Слайд № 9)
    . Необходимо соблюдать условия
    для ее взаимодействия.

    Задание:

    Запишите уравнение реакции серы с
    водородом и определите коэффициенты методом
    электронного баланса. Реакцию с участием
    нитратом свинца напишите в молекулярной и ионной
    формах.

    Задание:

    Запишите уравнение реакции серы с
    кислородом, составьте электронный баланс.

    Вспомним из прошлого материала, что такое
    аллотропия? /Аллотропия — это способность
    одного и того же химического элемента
    образовывать различные простые вещества/
    .

    На прошлом уроке мы познакомились с
    аллотропными модификациями химического
    элемента кислорода — кислородом и озоном. В чём
    причина различия их физических и химических
    свойств? /Причина в разном количестве атомов в
    молекуле: кислород — 2, озон — 3/
    .

    Мы выяснили, что причина аллотропии кислорода
    - разное число атомов в молекуле; а в чём причина
    возникновения аллотропных модификаций у серы? /Причина
    кроется в различных способах соединения атомов
    между собой/
    .

    Химический элемент сера имеет множество
    аллотропных модификаций с разным строением
    молекул различного состава, но наиболее
    известные видоизменения: ромбическая
    (кристаллическая)
    , моноклинная (игольчатая)
    и пластическая. Чтобы узнать об этом
    подробнее обратимся к слайду (Слайд № 6).

    Рассмотрим способ получения пластической серы
    на примере слайда (Слайд № 11).

    Для получения серы в чистом виде используют
    свойство флотации серы, с которой мы уже
    познакомились, и следующие реакции (Слайд № 12).

    Сера широко применяется в хозяйственной
    деятельности человека. Давайте рассмотрим
    наиболее значимые области её применения (Слайд
    № 13).

    Как видно на слайде, большая часть всей
    добываемой серы применяется в химической
    промышленности. Для ее нужд чаще всего
    используется не чистая сера, а серный ангидрид
    (оксид серы(IV) — SO2). Его получают в
    результате обжига сульфидов, как побочный
    продукт металлургической промышленности. Сера
    необходима также в производстве бумаги,
    химических средств защиты растений и
    производстве удобрений, в изготовлении спичек,
    резины, отбеливании ткани и медицине. Очень
    широко она применяется ракетно-космической
    технике — для производства ракетного топлива и
    окислителей; в оборонной промышленности — для
    производства разных видов пороха и взрывчатых
    веществ.

    IV. Закрепление изученного материала

    Запишите уравнения реакций, с помощью которых
    можно осуществить следующие превращения:

    Рассмотрите реакции как
    окислительно-восстановительный процесс.

    V. Домашнее задание

    21; упражнения 1, 3, 4 стр. 99-100.

    VI. Подведение итога урока. Выставление отметок
    и их комментирование

    Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

    Чем он вам запомнился?

    Что бы вы хотели изменить или добавить в ход
    урока?

    Следующий: