Урок по теме Рыночное общество

Учебная цель: сформировать представление
об основных чертах рыночной экономики,
разъяснить ее ключевые понятия.

Оборудование урока:

  • портрет Аристотеля,
  • текст Конституции РФ,
  • мультимедийный проектор,
  • фрагмент х/ф “Вокзал для двоих”,
  • раздаточный материал (приложение), Кравченко
    А.И. Обществознание: Учебник для 10-11 классов. – М.:
    ТИД “Русское слово” – РС” 2001.
№ пп Этапы урока и учебные вопросы
1. Изучение нового материала
1.1

1.2

Характерные черты рыночной экономики.

Сущность,
основные элементы, причины возникновения рынка.

2. Закрепление.

1. Изучение нового материала.

Сообщить тему и цель занятия. Записать учебные
вопросы.

Изучение новой темы начнем с вопроса от
Александра Македонского.

Александр Македонский говорил, что отцу он
обязан тем, что живет, а своему учителю – тем, что
живет достойно.

Назовите имя учителя.

Великого учителя, не менее великого полководца
мы вспомнили неслучайно. Греческий философ
Аристотель ввел в оборот термин экономика.

оikonomia – (греч.) Законы ведения домашнего
oikos – дом, хозяйство хозяйства, еще проще домоведение.
nomos – закон

Постепенно это понятие стало расширяться и
утрачивать свой прежний смысл.

Что же сегодня понимают под экономикой?

Давайте прочитаем.

См. учебник с. 60 (определение)

Экономика сводит два уже известных вам понятия:
природу и общество.

Природа Общество
(ресурсы) (экономические блага: товары и услуги)

(схема проецируется на экране)

Блага – средства, удовлетворяющие потребности.

Наши потребности разнообразны, ко всему
прочему они безграничны, полностью неутолимы.
Нам всем постоянно что-то нужно, сегодня – одно,
завтра – другое.

В отличие от потребностей все ресурсы в
экономике ограничены или редки.

Потребности ? проблема
Ресурсы limit выбора

(схема проецируется на экране)

Cм. учебник с. 60 (курсив)

Рассмотрим основные черты рыночной экономики.

Работа с приложением.

Какой тип собственности характерен для
рыночной экономики?

Основные черты рыночной экономики кадеты
записывают в тетради.

Указанные черты закреплены в Конституции РФ,
принятой 12 декабря 1993 г.

Работа с текстом Конституции (ст. 8)

А сейчас вновь обратимся к учебнику и узнаем,
что представляет собой общественное
производство в рыночном обществе.

См. с. 61 (1 абзац снизу)

Воспользуемся для иллюстрации примером из
учебника.

См. с. 62

Допустим необходимо произвести только два
товара: пушки и хлеб, представляющие
альтернативу военного и гражданского
производства. Если абсолютно все ресурсы
общества израсходовать на производство хлеба, то
можно получить его максимальное количество, и
наоборот, если все ресурсы израсходовать на
производство пушек, то – получим их максимальное
количество.

Однако общество может производить и то, и
другое одновременно. Для этого необходимо
снизить производство и пушек, и хлеба до уровня
ниже максимального. Объемы производства хлеба и
пушек не только альтернативны, но и
взаимозаменяемы в рамках ограниченных ресурсов.

На рисунке показано, как за счет сокращения
производства пушек, увеличивается производство
хлеба.

Мы рассмотрели первый учебный вопрос, получили
общее представление об экономике, ознакомились с
основными характеристиками рыночной экономики.

Чуть позже мы запишем определение рынка, а пока
вместе с героями одного очень известного фильма
побываем там.

Просмотр фрагмента х/ф “Вокзал для двоих”.

Назовите элементы рынка.

Некоторые термины нуждаются в объяснении.

Товар

Работа с учебником с. 305, записи в тетради.

Деньги

Работа с учебником с. 291, записи в тетради.

Любой товар меняется на деньги, а деньги
меняются на товар.

Т – Д – Т ‘

Исходя из главной экономической формулы, даем
определение рынка.

Работа с приложением.

Товар у продавца (товаропроизводителя), деньги
у покупателя

Продавцы — >Р < — покупатели

(схема проецируется на экране)

Посмотрите на схему и дайте еще одно
определение рынка.

Рынок – место встречи продавцов и покупателей.

Что происходит на рынке?

Часто говорят, что рынок – одно из величайших
достижений цивилизации. Это действительно так,
но следует помнить, что его возникновение и
становление это не результат чьей-либо
гениальности, а следствие очень длительного
исторического развития.

Как же это произошло?

Работа с приложением.

(схема проецируется на экране)

И в заключение о причинах возникновения рынка.

Работа с приложением (многоточие)

Рыбак, охотник, гончар, земледелец – каждый
занимается своим делом.

Как иначе называется этот процесс?

Записать причины возникновения рынка в
тетради.

Выводы по 2-му вопросу.

  1. Рынок – место встречи продавцов и покупателей,
    первые приходят туда, чтобы продать товар, вторые
    - чтобы его купить.
  2. Элементы рынка возникли из натурального
    родового хозяйства и было это в глубокой
    древности.

2. Закрепление.

Работа с приложением.

Задание 1.

Задание 2.

Крестики – нолики.

1 2 3
4 5 6
7 8 9

Взвод разделить на две группы “крестики” и
“нолики”. За каждый правильный ответ ставить
соответствующий значок.

  1. Что скрывается за ценой? (стоимость товара)
  2. Товарная эмиграция. (экспорт)
  3. Установление цены в диалоговом режиме. (торг)
  4. Институт или механизм, который сводит вместе
    покупателей и продавцов конкретного товара или
    услуги. (рынок)
  5. Долговое обязательство. (вексель)
  6. Что платит государству гражданин со своих
    доходов? (налог)
  7. Деньги “собственной персоной”. (нал)
  8. Формирование товаропроизводителем у
    потребителя положительных представлений о
    свойствах того или иного товара с целью его
    успешной продажи. (реклама)
  9. Финансовое учреждение, накапливающее временно
    свободные денежные средства, предоставляющее
    кредиты, ссуды, займы, ведущее денежные расчеты,
    учет векселей, осуществляющее выпуск денег и
    ценных бумаг. (банк)

Приложение

Тема. Рыночное общество.

Характерные черты рыночной экономики.

Сущность, основные элементы, причины
возникновения рынка.

I. · … …

  • свобода выбора, свобода принятия решений,
    свобода обмена
  • личный интерес, личная выгода
  • конкуренция

II. Рынок – это система экономических отношений,
возникающих на основе устойчивого
взаимодействия товарного и денежного обращения.

  • … … …
  • экономическое обособление
    товаропроизводителей в рамках частной формы
    собственности на средства производства.

III. Закрепление.

(проецируется на экране)

Установите соответствие между элементами
левого и правого столбиков: к каждой позиции,
данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.

Пример экономической деятельности Экономическая система
1) правительство не ограничивает
деятельность фирм
А) рыночная
2) натуральный характер хозяйства
3) преобладание аграрного сектора
экономики
Б) традиционная
4) конкуренция свободных
товаропроизводителей
5) самообеспеченность средствами
производства

Замените выделенный курсивом фрагмент
обществоведческим термином.

а) Согласно Марксу, интеллектуальная свобода
станет возможной только тогда, когда общество
будет действовать не на основе безликих законов механизма,
сводящего вместе предъявителей спроса и
поставщиков конкретных товара или услуги,
а
благодаря прямому сотрудничеству людей и их
ассоциаций. (рынок)

б) Важнейшим направлением экономических реформ
в России в 90-е годы XX века стала передача
большинства объектов государственной
собственности в частные руки.
(приватизация)

Следующий: