Урок по теме Русско-японская война 1904–1905 гг.: причины, историческое значение история России, 9-й класс


Цели:

  1. Актуализировать представления школьников по вопросу внешней политики
    России начала XX века; проанализировать причины, основные этапы, итоги,
    последствия и историческое значение Русско-японской войны;
  2. Формировать соответствующие хронологические и картографические умения, а
    также умения самостоятельно работать с учебником и другими источниками
    информации, давать на их основе обобщающую характеристику исторических
    фактов по предложенному плану, приводить готовые оценки исторических событий
    и делать собственные аргументированные выводы;
  3. На фактах противоречивого развития России начала XX века, с одной
    стороны, формировать чувства гордости и уважения к ее заслугам и
    достижениям, с другой – чувства сопричастности драматическим страницам ее
    истории.

Тип урока: изучение нового материала, с использованием инновационных
технологий.

Задача: создание карты – схемы по теме.

Оборудование:

  • мелодия вальса “На сопках в Маньчжурии”;
  • отрывки из учебного документального кинофильма по теме “Русско-японская
    война 1904–1905 гг.”
  • оформление на доске структурного блока по теме.
  • технологическая карта – схема военных действий (возможно
    использование контурной карты)

Словарь терминов: – экспансия; сателлит.

Эпиграф к уроку:

(При чтении эпиграфа и вступительном слове к уроку звучит мелодия вальса “На
сопках в Маньчжурии”.)

„ Я не знаю, кому и зачем это нужно,
Кто послал их на смерть недрожащей рукой
Только так бесполезно, так зло и ненужно
Опускали их в вечный покой…”
А.Вертинский

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Актуализация опорных знаний учащихся по теме

Война – величайшее кощунство в природе и обществе. Но
творят его люди. Значит, это – историческое событие и оно имеет свои
причины и последствия.

Мы уже имеем представление об этом периоде истории и наша задача
обобщить знания, соединить их воедино и составить блок-карту к этой
теме. А также определить положительное и отрицательное значение этой
войны, чтобы гордиться одним и не быть равнодушными к зловещим ошибкам
истории.



1. Начнем с обобщение внешней политики государства, из чего мы сможем
выявить причины войны.

– В какой сфере деятельности государства берут они свое начало?

– Главная задача в Европейском направлении внешней политики?

– Для чего нужен был мир в Европе Николаю II?

– Главное направление в Восточно-азиатском вопросе?

– С какой страной возникают противоречия?

II. Изучение нового материала

1. Определим противника

1. Европа

– сохранение мира
– август 1899 г. – в Гааге (Голландия)
международная конференция – 26 стран
– проблемы всеобщего разоружения;
– создан Гаагский международный суд.

Россия

Восточная Азия

– выход к незамерзающим морям Тихого
океана

Россия ↔ Япония

2. Причины войны

Россия

+ Франция + Германия
1895 г. – ультиматум Японии

В России:

Николай II + Безобразов + Плеве → С.Ю.Витте

скорая война смягчит
социально-
политический кризис

не военная экспансия
, а экономическая

характер войны – захватывающий, несправедливый



← Причины войны →



Япония

+ США + Англия
– 1894 г. – захват Китая и
Кореи → сателлит (работа с термином)

3. Соотношение сил

Россия

8 пулеметов, 153 снаряда для12-тидюймовых
орудий,
12-тидюймовых орудий , 7 броненосцев,
4 броненосных крейсеров,
7 легких крейсеров, 6 канонерских лодок,
2 минных крейсера, 32 миноносца.

Япония

сухопутная армия– 330 тыс. человек,
1068 орудий разного калибра.

4. Повод 31декабря 1903 года Япония отправила ультиматум России
о признании ее исключительного права на Корею и Маньчжурию 22 января
1904 года телеграмма с положительным ответом, идущей на уступки России,
задержана японцами и “дошла” до японского правительства после объявления
Японией войны.

Ход военных действий.

  • Работа по структурированию блоков по этапам военных действий строится на
    основе прочитанного учебного материала и просмотру отобранных отрывков из
    учебного документального кинофильма по теме “Русско-японская война 1904-1905
    гг.”.
  • В результате работы будет составлена хронологическая “лента времени”.
    Для оформления работы используем подготовленные технологические карты.
    Оборотную сторону заполняют ученики в течение урока, по мере ознакомления с
    этапами военных действий.

Приложение 1, Приложение 2,
Приложение 3




Следующий: