Урок по теме Русь между Западом и Востоком


Предмет:

история

Уровень обучения:

профильный

Оборудование урока:

5 ученических
компьютера с установленной программой
тестером, рабочее место учителя,
интерактивная доска, проектор, рабочие
листы (Приложение 5),
дидактический материал, учебники, тетради.

Цели урока:

  • На основе фактов истории ХIII века
    сформировать представление о внешних
    угрозах Руси, о внешнеполитической
    деятельности русских князей
  • Дать возможность осознать трудность
    выбора, сделанного русскими князьями в
    пользу принятия протектората Золотой Орды,
    учитывая все экономические, политические
    и психологические условия
  • Совершенствование общеучебных умений и
    навыков старшеклассников, способствующих
    успешной подготовке к ЕГЭ
  • Методическая цель:

    использование
    различных видов и приёмов учебной
    деятельности, направленных на подготовку к
    ЕГЭ

    Форма проведение:

    семинар – практикум

    Программа работы:

    I. Целеполагание. Актуализация проблемы
    урока.

    Просмотр мотивационного фильма (Приложение
    2)

    Учитель: мы продолжаем изучать 13 век.
    Это одна из переломных эпох истории нашей
    страны. Ученые спорят о причинах и итогах
    феодальной раздробленности на Руси, о
    монгольском завоевании и его последствиях
    о возможных альтернативах развития
    русского государства, о роли личности в
    истории.

    Сегодня мы как раз выясним, как
    индивидуальные личностные качества
    отдельных князей повлияли на ход событий
    этого непростого времени.

    II. Проверка опережающего творческого
    домашнего задания.

    Учитель: к этому уроку вы
    подготовили творческие работы:
    исторический портрет князя в период татаро-монгольского
    нашествия», с обязательным условием –
    указать в работе его отношение к Золотой
    Орде. Пожалуйста.

    На экране: Исторический портрет:
    подготовить краткую характеристику (можно
    использовать любую форму: видеофильм,
    компьютерная презентация, veb-квест,
    анимация и т.д.) одного из князей Руси 1235 –
    1285 г.г. (обязательное условие – указать
    КАКУЮ ПОЛИТИКУ по отношению к Золотой Орде
    они проводили)

    Просмотр творческих работ (не более 12 мин.)

    Учитель: вы осветили деятельность
    3 князей, ярких и противоречивых личностей
    той эпохи: ________________, __________________, _________________ (Приложение
    3, Приложение 4).

    III. Постановка исторической проблемы

    Постановка проблемы



    : какие
    противоречия вы увидели в проводимой этими
    князьями внешней политики? Какую проблему
    из этого противоречия мы можем
    сформировать?

    Историческая проблема:

    определить,
    почему одни князья противостояли татаро-монголам
    и сотрудничали с католической Европой, а
    другие – добровольно признавали власть
    Золотой Орды и воевали с правителями
    европейских стран.

    Учитель: для того, чтобы решить
    поставленную проблему, выполним тестовые
    задания разного уровня сложности формата
    ЕГЭ. Задания части А и В помогут вам
    вспомнить основные даты, события,
    персоналии, а части С ответить на
    проблемный вопрос.

    Практическая задача:

    выполнить
    тестовые задания разного уровня сложности
    на этапе закрепления знаний.

    Инструкция при организации
    самостоятельной работы с разноуровневыми
    заданиями.

    Вы можете сами определиться, с какими
    заданиями в формате ЕГЭ вы будете работать:

    • Если вы считаете, что ещё не совсем
      хорошо усвоили тему, понятия изучаемой
      темы, то можете поработать с заданиями
      части А (компьютерное тестирование)
    • Если усвоили основные понятия и
      стремитесь закрепить их при решение
      практических задач, выбирайте задания
      части В (можно объединиться в пары и
      группы)
    • Если вы уверенно чувствуете себя в
      материалах темы (чувствуете, что хорошо
      усвоили всю тему в целом) и хотите
      проверить свои силы, выбирайте задания
      уровня С (желательно объединиться в пары
      и группы)

    Примерное время, отводимое на выполнение
    отдельных заданий (по спецификатору 2010г.),
    составляет:

    • для каждого задания части А – 1-3 минуты;
    • для каждого задания части В – 2-3 минуты;
    • для каждого задания части С – 8-20 минут.

    IV. Фронтальная работа. Выполнение заданий
    части В и С в формате ЕГЭ.

    Вы самостоятельно поработали с заданиями
    разного уровня по теме «Русь между Западом
    и Востоком». Сейчас мы совместно выполним
    типичные задания части В и С из КИМов разных
    лет

    В 1 Соотнесите термин и его определение

    1.Баскак

    А) Монгольский военачальник

    2.Выход

    Б) Ханская грамота, дававшая право
    русским князьям властвовать в своих
    княжествах

    3.Темник

    В) Представитель ордынского хана на
    Руси

    4.Ярлык

    Г) Регулярная дань, которую собирали
    на Руси для хана Золотой Орды

    Ответ:

    1

    2

    3

    4

    В 2. Расположите в хронологической
    последовательности имена жизни и
    деятельности исторических личностей

    1. князь Святослав Игоревич
    2. Чингисхан
    3. Александр Невский
    4. Рюрик

    Ответ:

    1

    2

    3

    4

    В 3. Какие три черты из ниже
    перечисленных характеризуют развитие Руси
    в период феодальной раздробленности

    ?

    1. Натуральной хозяйство
    2. Развитие городов и ремесла
    3. Упадок развития городов и ремесла
    4. Превращение Москвы в центр собирания
      русских земель
    5. Правление Александра Ярославовича и
      Даниила Романович
    6. Принятие «Русской правды»

    Ответ:

    В 4. Установите соответствие между
    событиями и датами

    СОБЫТИЯ

    ДАТЫ

    А) Сражение на реке Калке

    1)1239

    Б) взятие войсками Батыя Киева

    2) 1223

    В) разорение монголами Переяславской
    и Черниговской земли

    3) 1237

    Г) вторжение войск Батыя в земли
    Северо-Восточной Руси



    4) 1225

    ________________________________________

    5) 1240

    А

    Б

    В

    Г



    В 5. Какие фразы принадлежат Александру
    Невскому?

  • «Не в силе бог, а в правде»
  • «Когда нас не будет, все станет ваше»
  • «Обратите слух свой к страдающим в нищете»
  • «Луче есть на своей земле костью лечи, и
    нежеле на чюже славну быти»
  • «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и
    погибнет»
  • С4. Представление общей характеристики,
    систематизацию материала

  • Назовите не менее двух причин,
    объясняющих, почему ордынцам удалось
    установить своё владычество на Руси.
  • В чем заключалась экономическая и
    политическая зависимость Руси от Золотой
    Орды. (Приведите не менее трех суждений)
  • С5. Анализ исторических версий и оценок.

    Вопрос о роли монгольского нашествия,
    ордынского владычества в истории Руси,
    России издавна принадлежит к числу
    дискуссионных.

    • Большинство историков утверждало, что
      воздействие монгольских завоевателей на
      жизнь древнерусского общества было
      крайне негативным
    • Какая друга точка зрения по вопросу о
      роли ордынского владычества в истории
      Руси, России вам известна?

    Назовите не менее трех фактов, положений,
    которые могут служить аргументами,
    подтверждающими выбранную вами точку
    зрения.


    С6. Анализ исторической ситуации.

    Рассмотрите историческую ситуацию и
    ответьте на вопросы.

    • Князю Александру Невскому приходилось
      подавлять народные восстания. Однако,
      несмотря на это, он остался в памяти
      народа мудрым правителем и защитником
      земли Русской
    • Почему Александр Невский проводил
      политику компромисса с Ордой?
    • Назовите не менее трёх причин. Что
      послужило основанием для столь высокой
      оценки деятельности князя Александра
      Невского современниками и потомками?
      Приведите не менее двух положений.

    С6. Анализ исторической ситуации.

    Рассмотрите историческую ситуацию и
    выполните задание:

    В середине ХIII в. великий князь
    Владимирский Александр Невский стремился
    поддерживать мирные отношения с ордынскими
    ханами, избегать конфликтов и не давать
    поводов для новых вторжений.

    Назовите не менее двух попыток русских
    княжеств и земель проводить в середине ХIII в.
    Отличную от охарактеризованной выше
    политику в отношении Орды. Какие причины
    предопределили выбор, сделанный князем
    Александром Невским? Приведите не менее
    трёх причин.

    С7. Определение общих характеристик и
    установление различий.

    Сравните политику по отношению к Золотой
    Орде и католической Европе Александра
    Невского и Даниила Галицкого. Укажите, что
    было общим, а что – различным.

    РАЗЛИЧИЯ

    1.____________________________________________________________________

    2.____________________________________________________________________

    1…………..

    2…………..

    3…………..

    1…………

    2…………

    3…………

    Представьте себя на месте Даниила
    Галицкого и Александра Невского.

    Какими их действиями ты бы гордился, а за
    какие испытывал угрызениями совести?

    V. Решение исторической проблемы.

    Как теперь мы можем ответить на
    проблемный вопрос?

    VI. Рефлексия

    - Чему я научился на уроке?

    - Было ли интересно?

    - Каковы мои успехи?

    - Готов ли я выполнить задания формата ЕГЭ
    части А, В, С?

    V. Итог урока. Оценки.

    VI. Домашнее задание

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ:

    1. Читать &9 – 10, изучить источники к
      параграфу, материалы сочинений Соловьева
      С.М., Ключевского В.О. по изучаемой теме.
    2. Заполнить таблицу «Феодальная война» (дата/событие);

    ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ:

    • Подготовить картинный пересказ «Куликовская
      битва».
    • Написать эссе: Феодальные войны в Европе
      и на Руси.

    Творческое задание: Подготовить краткую
    характеристику (можно использовать любую
    форму: видеофильм, компьютерная
    презентация, veb-квест, анимация и т.д.) одного
    из князей Руси периода феодальных войн.

    Приложение 1.

    Приложение 6.




    Следующий: