Урок по теме Религия древних египтян в 5-м классе

Цель:

  1. Познакомить учащихся с верованиями, зародившимися еще в первобытные времена
  2. Дать представление об особенностях религиозного мировоззрения, появление которых стало возможным только в классовом обществе.
  3. Продолжить воспитание у детей интереса к религии Древнего Египта.

Оформление доски
Тема «Религия древних египтян»

Главное

  1. жрецы 
  2. храмы
  3. мумия
  4. саркофаг

Религия – это вера в бога и поклонение ему.

Ход урока

І. Опрос домашнего задания.
ІІ. Объяснение нового материала.
ІІІ. Закрепление.
Так как тема урока сложна, целесообразно провести фронтальный опрос.

  1. Как называется страна Древнего Востока, которую мы изучаем? (Египет)

Ученик рисует меловую схему

  1. Египет – так называется страна, которая располагалась… (С – В Африке)
  2. Какие два моря омывают Египетское государство? (Средиземное и Красное моря)
  3. Первой столицей Египта был город…(Мемфис)
  4. Царей древнего Египта называли… (Фараон)
  5. Когда образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н.э.)
  6. Подсчитайте, сколько лет назад это было?

  1. Самые крупные завоевания совершил фараон… (Тутмос ІІІ) около…(1,5 тыс.) лет до н.э.
  2. Войсками фараонов были завоеваны в Африке… (Нубия) богатая золотом, в Азии богатые залежами медной руды… (Синайский) полуостров и страны (Палестина, Сирия, Финикия)
  3.  У Египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из… (бронзы). Так называется сплав… (меди + олова)

Входит фараон (во всем черном, на голове корона, блестящий ворот и повязка – шарф на поясе. В руках кнут и жезл).
Учитель – Кто Вы? И что Вы делаете здесь?
Фараон – Как смеешь ты смертный, обращаться к фараону Египта, с столь не пристойной речью?
Учитель (обращается по всем правилам) – «Да поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости. Не казни, О лучезарный, позволь слово молвить…»
Фараон (кивает)
Учитель – Что привело Вас, О блистательный, в наш мир, недостойный Ваших очей?
Фараон – Я ищу недостойного, который посмел написать свой труд, в котором более 10 ошибок по истории моей страны!
Письмо в виде свитка, обратная сторона которого оформлена иероглифами
«Когда я попал в эту страну, то узнал, что у египтян большое горе. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел. Все же остальные реки Египта можно было перейти вброд… Корабельщики довезли меня по Нилу до первого порога. Я щедро расплатился с ними, взял сдачу – горсть мелких монет и сошел на правый берег. В этом месте была возведена самая большая из пирамид, в которой как это всем известно, похоронен фараон Тутанхомон. Едва я направился к пирамиде, как хлынул ливень, и мне пришлось спрятаться от него в дубовой роще. Переждав дождь, я стал искать вход в пирамиду. Однако египтяне сказали мне, что гробница Тутанхомона давно разграблена и ни одна вещь не сохранилась.»

 ІІ
Учитель – Сегодня мы приступаем к изучению темы «Религия Древнего Египта». Как вы думаете, а что такое религия?
Далее определение записывается в тетрадь:
План объяснения нового материала
а) Отражение природы и жизни древних египтян в религии.
б) Вера в загробную жизнь.
в) Храмы и жрецы в Древнем Египте.
г) Живой бог – фараон.



а) Религия зародилась у египтян, как и у других народов, еще в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Это верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Наряду с ними у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.
Задание:
В ІІІ тыс.л. до н.э. земледелие в Египте превратилось в главное занятие и бог солнца стал одним из главных богов египтян. Как одно связано с другим? ( Египтяне поняли, что солнечный свет и тепло влияют на рост злаков и других полезных растений. Однако они не знали, что солнце раскаленное небесное тепло и верили в то, что солнце – это бог.)
Работа с аппликацией. Прикрепляют изображение богов, по мере рассказа о нем.

Учитель – Весной  у нас расцветает вся природа. А в Египте май и июнь – худшее время года 50 дней подряд дует из пустыни ветер, несущий с собой раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи, воспаляются глаза у людей и животных. От жары все гибнет. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, в чем причины этого ежегодного повторяющегося явления природы, египтяне придумали сказание.
(Миф о Осире – в книге для чтения по Истории Древнего Мира и в книге «История» из серии «Я познаю мир»)
Вопросы: Почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зеленый цвет? Почему они часто изображали Осириса сидящим среди деревьев или же с виноградной лозой, обвивающей фигуру?
б) Рассматриваем рисунки на странице 52 (рисунок на папирусе изображает суд Осириса)
Описание в книге «Мифы народов мира»
Т І с 267 – 268.
Работа с документами в учебнике с 53.
Учитель – Ребята, вы познакомились с египетской «Книгой мертвых» ответьте на вопрос: где – нибудь, в какой – либо религии Вы встречались с такими заповедями? ( Коран, Библия)
Учитель – Верно, ребята, все эти религии учат прежде всего «не чинить зла людям…не поднимать руку на слабого»
в) Египтяне считали, что жилища нужны не только людям, но и богам. В глубокой древности храмы – «жилища богов» — из тростника и глины, как и хижины людей. Эти храмы не сохранились:  тростник сгнил, а глина распалась. Позже храмы стали строится из камня, они напоминали дворцы. Их развалины можно видеть и в наши дни.
Картина «Храмовой хозяйство в Древнем Египте»
Словарная работа: мумия, саркофаг.
г) Египтяне обожествляли фараона. Они верили, что он не просто человек, а земной бог, и называли его сыном Солнца. Бог солнца – царь среди богов, а его сын, фараон, царь среди людей.
Решаем задачу №72 (из задачника по Истории Древнего Мира стр. 7)

Обобщение и закрепление.
Учитель — Итак, мы изучили тему «Религия». Как вы поняли, что такое религия?
А сейчас сделаем опорный сигнал, работаем в тетрадях и помогаем мне.

Выставление оценок.
Домашнее задание &10,вопросы, опорный сигнал.




Следующий: