Урок по теме Раннее средневековье. 6-й класс


Для проведения урока класс делится на 3 группы:
две команды и эксперты.

Цели урока:

  • Повторить материал о событиях в Западной Европе
    VI-XIвв;
  • Повторить причины образования государств в
    Европе.
  • Закрепить основные понятия темы;
  • Закрепить навыки работы с картой.

  • Ход урока

    1. Вступительное слово учителя.

    2. Соревнования команд по турам.

    • Загадки карты;
    • Блиц-турнир;
    • Тайна дат;
    • Конкурс знатоков;
    • Домашнее задание.

    3. Подведение итогов, выставление оценок.

    Оборудование:

    переносные доски, карта
    “Западная Европа в VI-XIвв”, карточки с датами,
    конверты с заданиями для каждого тура,
    секундомер или часы с секундной стрелкой,
    костюмы для 2-х рыцарей и Прекрасной Дамы, цветок.

    Для того, чтобы разыграть очерёдность, от
    каждой команды приглашается один человек,
    который на переносной доске рисует ленту времени
    и отмечает на ней период средних веков. Начинает
    та команда, чей участник первым справится с
    заданием.

    Каждая команда получила задание выучить один
    сонет Шекспира. Накануне выбирается Прекрасная
    Дама. Рыцари и Дама готовят костюмы.

    Примечание:

    урок проводится в быстром темпе.

    1 тур. “Загадки карты”.

    От каждой команды выходит по одному знатоку
    карт. Отвечают по очереди.


    1

    Показать на карте путь “из варяг в
    греки”
    Кто и как открыл Америку?

    2

    Какие королевства появились в
    Скандинавии?
    Показать на карте государства
    норманнов.

    3

    Показать на карте государства западных
    славян.
    Показать на карте Византию.

    2 тур. БЛИЦ.

    От каждой команды выходит по одному человеку.
    Учитель называет определения, а участники должны
    дать правильный ответ. Если ученик забыл
    определение, он говорит: “Дальше”, и получает
    следующее определение. На выполнение отводится
    по 1 минуте. За временем следят эксперты. По
    сигналу СТОП Блиц заканчивается.


    1

    Архив – хранилище документов. Хроники – летописи.

    2

    Валькирии – воинственные девы. Тор – бог грома и молнии у древних
    германцев.

    3

    Герцог – вождь племени. Граф – правитель франков, близкий
    королю.

    4

    Аттила – вождь гуннов. Хлодвиг – правитель франков

    5



    Папа – глава христианской церкви. Духовенство – служители церкви.

    6

    Монах – одинокий. Обет – обещание монаха.

    7

    Аббат – руководитель монастыря. Грех – нарушение заповедей Бога.

    8

    Лангобарды – длиннобородые. Титул – почётное звание.

    9

    Баски – местные жители Испании. Авары – кочевники.

    10

    Сеньор – старший. Вассал – военный слуга.

    11

    Рыцарь – мелкий феодал. Скипетр – жезл.

    12

    Миссионеры – посланцы Римского папы Граф Роланд – племянник Карла Великого

    13



    Викинги – вожди норманнов Замок – жилище феодала

    14

    Сага – устное древнее сказание Турнир – военное состязание рыцарей.

    15

    Герб – отличительный знак рода. Девиз – краткое изречение, объясняющее
    герб.

    16

    Право – совокупность законов страны Капелла – домашняя церковь.

    17

    Повинности – принудительные
    обязанности.
    Саксы – племена, жившие между Эльбой и
    Рейном.

    3 тур. Тайна дат.

    От каждой команды выходит 3 человека. Участники
    получают карточки с датами.

    На выполнение задания отводится 1 минута


    1



    732 г.

    – победа Карла Мартелла у г. Пуатье

    751 г.

    – Пипин Короткий стал королём франков

    2

    768 – 814 гг.

    – правление Карла Великого

    527 – 565 гг.

    – правление Юстиниана

    3

    800 г.

    – провозглашение императором Карла Великого.

    562 г.

    – образование Священной Римской империи

    4 тур. Конкурс знатоков.

    Команды одновременно получают по вопросу, на
    которые дают ответ через 30 сек.

    Ответы должны быть максимально полными.


    1

    Каковы источники наших знаний об
    истории средних веков?
    Какие вы знаете храмы древних
    германцев?

    2

    При каком короле у франков появились
    писанные законы?
    Почему Карл Великий отстранил крестьян
    от службы в армии?

    3

    На какие государства распалась империя
    Карла Великого после его смерти?
    Кого называли “первым среди равных”?

    4

    Чьим девизом были слова: “Единое
    государство, единый закон, единая религия”.
    Почему попытка Юстиниана восстановить
    Римскую империю была обречена на неудачу?

    5

    Нарисовать схему организации
    христианской церкви.
    Нарисовать феодальную лестницу.

    5 тур. Домашнее задание. Рыцарский турнир.

    От каждой команды выступает рыцарь. Рыцари
    читают Даме сонеты. Побеждает тот рыцарь,
    которому Дама отдаст цветок.


    Сонет № 109 (перевод С.Маршака)
    Меня неверным другом не зови.
    Как мог я изменить иль измениться?
    Моя душа, душа моей любви,
    В твоей груди, как мой залог, хранится.
    Ты – мой приют, дарованный судьбой.
    Я уходил и приходил обратно
    Таким, как был, и приносил с собой
    Живую воду, что смывает пятна.
    Пускай грехи мою сжигают кровь,
    Но не дошел я до последней грани,
    Чтоб из скитаний не вернуться вновь
    К тебе, источник всех благодеяний.
    Что без тебя просторный этот свет?
    Ты в нем одна. Другого счастья нет.
    Сонет № 110 (перевод С.Маршака)
    Да, это правда: где я ни бывал,
    Пред кем шута ни корчил площадного,
    Как дешево богатство продавал
    И оскорблял любовь любовью новой!
    Да, это правда: правде не в упор
    В глаза смотрел я, а куда-то мимо,
    Но юность вновь нашел мои беглый взор,
    Блуждая, он признал тебя любимой.
    Все кончено, и я не буду вновь
    Искать того, что обостряет страсти,
    Любовью новой проверять любовь.
    Ты – божество, и весь в твоей я власти.
    Вблизи небес ты мне приют найди
    На этой чистой, любящей груди.

    После рыцарского турнира эксперты подводят
    итоги, учитель выставляет оценки.




    Следующий: