Урок по теме Простые вещества — металлы и неметаллы

Цели: отработка обязательного материала минимального уровня по данной теме в ходе закрепления; доведение до автоматизма умения выполнять шаблонные задания, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения: определять простые и сложные вещества, металлы и неметаллы, иметь представления о аллотропных модификациях неметаллов, устанавливать соответствие состава простых веществ и их физических свойств.

Оборудование: мультимедийный комплекс, раздаточный материал на столы учащихся.

Ход урока

1. Организация класса.

В целях актуализации знаний рассказывается вопрос-сказка «Удивительная страна»

Мы с вами побываем в одной Удивительной стране. Коренные жители этой страны назывались … Впрочем, догадайтесь сами по характеру её жителей. Народ в этой стране был беден, но беспечен. Хотя в карманах у большинства из них не было ни одной свободной монетки (а «валюта» в стране называлась электронами), никто не горевал по этому поводу. Напротив, если у них заводился хоть один лишний электрончик, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, потому скорее хотели от него избавиться, чтобы стать опять весёлыми и добрыми.

Надо сказать, что «высшая знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свою «электронную валюту» они неохотно одалживали, и наоборот, при малейшей возможности стремились забрать ещё …

Скажите, кто были жители этой страны? (металлы и неметаллы)

Итак мы продолжаем с вами путешествовать по этой удивительной стране.

Тема урока: Простые вещества-металлы и неметаллы (Приложение 1. Слайд 1).

Целью урока (слайд 2) будет повторить и закрепить с помощью различных заданий основные сведения о простых веществах – металлах и неметаллах.

План урока: (записано на доске)

  1. Повторение. Теоретическая часть.
  2. Практическая часть.
  3. Проверочная работа.

2. Теоретическая часть. Повторение пройденного материала по схеме (слайд 3). Работа в парах постоянного состава (устная) с последующим контролем по вопросам: (слайд 4)

  • Простые и сложные вещества.
  • Деление простых веществ на металлы и неметаллы.
  • Связь состава, свойств веществ и их применением
  • Аллотропия.

В завершении повторения давайте поиграем (слайд 5-6)

(На экране спроецированы дидактические задания: найти выигрышный путь из веществ металлов и неметаллов; электронные схемы атомов.)

3. Практическая часть (Приложение 2).

Часть I.

  • Выполнение учащимися задания с пошаговым контролем.

Задание. В списке формул веществ О3 , Н2О, Cl2, Pкр, Al, Ca, О2 , KCl.

а) подчеркните формулы простых веществ одной чертой; металлов – двумя чертами;

б) из общего списка выберите формулы аллотропных модификаций элемента кислорода и подчеркните их волнистой чертой. Ответ объясните.



  •  Самостоятельная работа учащихся с самоконтролем.

Задание. В списке формул веществ графит , НCl, Cu, Pбел, Na, P, CО2 , K.

а) подчеркните формулы простых веществ одной чертой; металлов – двумя чертами;

б) из общего списка выберите формулы аллотропных модификаций элемента фосфора и подчеркните их волнистой чертой.

Для проверки — (слайд 7)

Часть II.

  • Выполнение учащимися задания с комментированием.

Задание. Установите соответствие состава простых веществ и их физических свойств.

Часть III.

  • Работа в парах с последующей проверкой по выданному образцу.

Задание. Заполните таблицу (при необходимости можете воспользоваться учебником).

Химический элемент

Аллотропные модификации

Углерод

Олово

Ответ — (слайд 8)

Физкультпауза.

Для глаз: — направление взгляда на указательный палец вытянутой руки, затем вдаль.

Для плечевого пояса: И.п. – стоя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2- свести локти вперёд, голову наклонить вперёд. 3-4- локти назад, прогнуться. Повторить 3 раза. Затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

Часть IV.

  • Проверочная работа минимального уровня.

Работы учащихся собираются и проверяются учителем к следующему уроку.

Урок заканчивается экспресс-опросом, который проводят в форме селекторного совещания. Учащиеся кладут перед собой сигнальные карты: зеленая обозначает – “да”, красная – “нет”, желтая – “сомневаюсь”.Верно ли, что (слайд 9)

  • Среди известных химических элементов большая часть – металлы?
  • Молекула озона состоит из двух атомов кислорода?
  • Оловом покрывают изнутри консервные банки?
  • Неметаллы хорошие проводники электрического тока?
  • Для живых организмов особое значение имеет кислород?

В конце урока осуществляется рефлексия:

В заключении мне бы хотелось услышать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Начните предложения со слов: «Сегодня на уроке мне понравилось ….» или «Сегодня на уроке мне не понравилось ….»

Запишите домашнее задание: &13-14, список заданий (после урока тренинг-минимум учащимся выдаётся блок заданий для домашнего выполнения – Приложение 3). (слайд 10)

Итог урока, выставление оценок.

Литература:

  1.  О.С. Габриелян. Химия 8 класс. М. “Дрофа”, 2007 г.
  2. Е.П. Сгибнева, А.В.Скачков. Современные открытые уроки химии 8-9 классы. Ростов н/Д. «Феникс», 2002.
  3. Т.К. Толкачева, Л.Г. Лазыкина. Уроки химии по интегральной технологии. М. «Дрофа», 2007.



Следующий: