Урок по теме Понятие об аминокислотах. Белки

Цели урока

:

  • дать понятие об аминокислотах как органических
    амфотерных соединениях;
  • дать определение реакции поликонденсации;
  • ввести понятие пептидной связи. Ознакомить
    учащихся с природными полимерами – белками; дать
    характеристику белкам как важнейшим составным
    частям пищи.

Оборудование:

компьютер, проектор, спиртовка,
образцы белков, пробирки, реактивы.

План работы. Ход урока.

I.

Оргмомент, проверка домашнего задания,
повторение:

1. работа у доски:

а. структура пентана, число связей C- H

б. классификация жиров, примеры

в. муравьиная и уксусная кислоты

2.работа на местах:

I вариант – А1 – А7 (№11)

II вариант – А1 – А7(№12)

с самопроверкой работы

II.Аминокислоты.

Р

аботу начинаем со слайда №1 – рассматриваем
структуру аминокислоты: наличие двух
функциональных групп – основной и кислотной.

Значит это вещество амфотерное.

На примере уксусной кислоты показываем
образование аминоуксусной кислоты – глицина.
Эта кислота была выделена самой первой и названа
гликокол, что означает сладкая.

Учитель демонстрирует упаковку глицина, как
пример лекарственного вещества.

На следующем слайде разбираем пример
образования пептидной связи, в результате
реакции поликонденсации, между двумя
аминокислотами.

Затем на доске записываем уравнение
образования дипептида аминоуксусной кислоты:
аминоуксусная кислота + аминоуксусная кислота
образуется дипептид + вода.

Это реакция поликонденсации.

III. Белки, их структура и свойства.

Рассмотренная реакция имеет важнейшее
значение для производных из аминокислот – белков.

Принято говорить, что аминокислоты это
кирпичики, из которых построены молекулы белка.
Чтобы подчеркнуть масштабы, принято говорить
макромолекула, т. е. большая. Белки являются
природными полимерами. Всего сейчас известно
около 150 аминокислот, но только 20 из них входят в
состав белков. Половина из них относится к
незаменимым, они должны поступать в организм
вместе с пищей. А это значит, что ежедневно
человек должен получать не менее 80-100 г белка.
Какие это продукты? Молоко, мясо, яйца, рыба… В
первой половине 19 века выяснилось, что белки
составляют неотъемлемую часть всех без
исключения живых веществ Земли. Существовало
такое определение “Жизнь – это способ
существования белковых тел”.

Для белков характерно образование трех видов
структур: первичной, вторичной и третичной.

Рассмотрим это на таблице. Цветными магнитами
показать места образования пептидной связи в
первичной структуре белка, состоящей из
аминокислот.

Теперь перейдем к рассмотрению характерных
для белков свойств:

1. Ставим перед учащимися проблемный вопрос:
откуда в организме аминокислоты? Из пищи…

В основе пищеварения находится свойство белков
гидролизоваться.

2.Белки – горят. Демонстрация горения
пера. При этом надо сразу отметить практическое
значение этой реакции как метода определения
наличия белка.



3.Денатурация белка – разрушение
природной структуры макромолекул.

Задание учащимся – провести исследование с
выданными образцами белков, с целью изучения
этого свойства. Карточка с алгоритмом действий.

Работаем со стеклянной посудой и растворами
веществ. Соблюдаем правила техники безопасности.
Работаем аккуратно.

1.Перед вами два образца растворимых в воде
белков: №1-молоко; №2-белок яйца. Рассмотрите их.

2.К молоку, пробирка №1, добавьте раствор
лимонной кислоты – пробирка №3. Осторожно
встряхните. Что наблюдаете?

3.В пробирку №2, где находится белок куриного
яйца, прилейте этиловый спирт – пробирка №4.
Осторожно встряхните. Что произошло?

4.Сделайте общий вывод о действии веществ –
спирта и кислоты – на белки.

Какое практическое значение это имеет для
здоровья человека?

5.Выполните соответствующие записи в тетради.

Пока идет работа на местах учитель готовит ещё
две демонстрации:

а. нагревание белка куриного яйца

б. действие солей тяжелых металлов на белки: к
раствору белка куриного яйца добавляем раствор
ацетата свинца.

Объединяя результаты, делаем общий вывод о
факторах влияющих на денатурацию белков.

4.Цветные реакции на белок:

а. ксантопротеиновая

б. биуретовая – универсальная реакция

Эти демонстрации проводит учитель.

Дать учащимся отдохнуть и переключить
внимание:

- как отличить сваренное яйцо от сырого? Надо
покатать яйцо по столу: вареное будет долго
вращаться, а сырое – нет. Практический совет –
если хотите, чтобы яйцо при варке не лопнуло, в
тупом его конце проколите иголкой маленькое
отверстие.

- как проверить, что изделие из шерсти? Шерсть –
это белок, надо сжечь кусочек нити и по запаху
определить результат.

На закрепление темы урока проводим небольшое
тестирование.

1.Аминокислоты амфотерные вещества, т.к. :

а. они вступают в реакцию только с кислотами;

б. они вступают в реакцию только с щелочами;

в.они содержат в своем составе основную и
кислотную функциональную группу.

2.Для образования пептидной связи в реакцию
вступают:

а. две аминокислоты;

б. две кислоты;

в. два основания.

3.Первичной структурой белка называют:

а. цепочку веществ;

б.цепочку из аминокислот;

в.участок белковой молекулы.

4.Любой белок можно определить:

а. по вкусу;

б.по запаху;

в.цветной реакцией.

5.Шерстяную вещь можно отличить от
синтетической:

а. по отношению к воде;

б. по реакции горения нити от изделия;

в. по реакции с кислотами.

Проверяем тест:

1-в; 2-а; 3-в; 4-в; 5-б;

Подводим итог урока. Делаем вывод о
главенствующей роли белков, образованных
аминокислотами, для жизни человека; о роли
правильного питания для здоровья.

Домашнее задание:

§40; Упр.1-3;задача

Приложение к уроку. Слайды по теме:
“Аминокислоты”.




Следующий: