Урок по теме Положение металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева, строение их атомов. Физические свойства металлов

Цель:

Создание условий для осознания и
осмысления блока новой учебной информации
средствами критического мышления.

Задачи:

  1. Рассмотреть положения металлов в ПСХЭ,
    особенности строения их атомов.
  2. Повторить и обобщить сведения о металлической
    химической связи и кристаллической
    металлической решетке.
  3. Изучить общие физические свойства металлов,
    рассмотреть варианты классификации металлов.
  4. Продолжить формирование умений устанавливать
    причинно-следственные связи.
  5. Воспитывать чувство гордости за совместный
    результат познавательной деятельности.

Тип урока:

Урок-исследование.

Используемые приемы и стратегии:

Приемы “Мозговой штурм”, “Кластер”,
стратегия “ЗХУ”.

Оборудование:

  • ПСХЭ Д.И. Менделеева,
  • коллекции “Металлы и их сплавы”,
  • модели кристаллических металлических решеток.

Алгоритм работы на уроке

Ввод в проблему – стадия вызова

  • Работа по актуализации жизненного опыта и
    первоначальных знаний о положении металлов в
    Периодической системе Д.И.Менделеева, строении
    их атомов и физических свойствах. (Обучающиеся
    записывают все, что знают о металлах.)

  • Осмысление ситуационной задачи и
    недостаточность знаний для полного
    представления о металлах.
  • Самостоятельная работа с основной информацией
    учебного занятия.

Осмысление содержания

  • Отчет каждой группы. Оформление рабочих записей
    в тетради.
  • Определение вывода по изучению основного
    материала. Работа с обобщающей таблицей.

Размышление (рефлексия)

  • Анализ записи в тетради. (Чему научились?)
  • Анализ приемов, которые использовались при
    обучении. (Как учились на занятии?)

Ход урока


Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Оргмомент Приветствует обучающихся, создает
доброжелательную рабочую атмосферу в классе,
проверяет готовность рабочего места ученика.
Приветствую учителя, проверяют
готовность своего рабочего места, настраиваются
на работу.
Актуализация, целеполагание,
мотивация

(Вызов)

Обращает внимание обучающихся на тему
урока и предлагает ребятам вспомнить и назвать
то, что им известно о металлах.
Вспоминают материал о металлах.
На основе ответов обучающихся начинает
на доске заполнять таблицу ЗХУ, графу “знаю”.

Предлагает
обучающимся обсудить вопросы и ответить на них:
чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели
бы узнать.

Работают в своей тетради, заполняют
таблицу ЗХУ, графу “знаю”.

Формулируют вопросы,
на которые хотели бы получить ответ.

Продолжает заполнять таблицу на доске,
графу “хочу знать”.
Делают записи в тетради.
Затем следует “загадочная пауза”.
Предлагает загадки о металлах:

- Он в течение
многих лет был причиной многих бед. (Au)

- Был металл серебристо-белым, в соединении стал
мелом. (Ca)

- Красит пламя в желтый цвет, в воду кинь – его
уж нет. (Na)

- К восьмой группе отнесен, в честь России
назван он. (Ru)

- “Камнем” прозван он людьми, но попробуй-ка
возьми. (Li)

- Из него солдатик твой, не болеет он “чумой”.
(Sn)

Отгадывают загадки.
Изучение нового материала и его
закрепление

(Осмысление)

Организует самостоятельную работу с
текстом (§§5,6).
Читают информацию о металлах (§§5,6).
Организует работу с ПСХЭ Д.И.Менделеева,
коллекцией “Металлы и их сплавы”, моделями
кристаллических решеток металлов и предлагает
ответить на вопросы:

- Назовите особенности
строения атомов металлов.

- Охарактеризуйте положение металлов в ПСХЭ.

- Что такое металлическая химическая связь?

- Перечислите особенности металлической
кристаллической решетки.

- Назовите самый легкий и самый тяжелый металл,
а также самый легкоплавкий и самый тугоплавкий
металл. Какие металлы являются самыми мягкими, и
какой металл – самый твердый?

- Перечислите основные физические свойства
металлов. Чем они обусловлены?

Отвечают на вопросы и формулируют
выводы.
Предлагает заполнить таблицу, графу
“узнал”.
Заканчивают заполнение таблицы ЗХУ в
тетради (графу “узнал”).
Подведение итогов урока

(Рефлексия)

Предлагает обучающимся сравнить, что
они знали раньше, с информацией, полученной из
текста, а затем составить кластер “Физические
свойства металлов”.
Работают над кластером, презентуют его.
Домашнее задание Прочитать содержание §§4-6(учебник
“Химия -8” О.С. Габриеляна), проработать записи в
тетради и выполнить упр №10, с.9.
Записывают информацию о домашнем
задании, заслушивают комментарии учителя.

Следующий: