Урок по теме Отечественная война 1812 года


«Гроза двенадцатого года настала –
Кто тут нам помог?
Остервенение народа, Барклай,
Зима иль русский Бог?»

(А.С. Пушкин)

Технология: модульная.

Общедидактическая цель (ОДЦ):
Приобретение новых знаний о ходе и значении
Отечественной войны 1812 года.

Триединая дидактическая цель (ТДЦ):

Образовательная цель:

1. Познакомиться с ходом Отечественной войны,
героической обороной российского населения,
выяснить, в чем заключался ее народный характер.
2. Уметь правильно и грамотно формулировать и
оценивать на основании документов причины,
основные события и итоги войны.



Развивающая цель:

3. Развивать навыки работы с документами и
картой, умение выделять главное, определять и
объяснять понятия, сравнивать.
4. Дальнейшее овладение учащимися
художественными и выразительными свойствами
языка.

Воспитательная цель:

5. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине
на примерах Российской истории и подвигов
российского народа.

Тип урока: изучение нового материала.

Предварительная подготовка:
отдельные учащиеся готовят сообщения:
«Герои-партизаны Д.Давыдов, Фигнер, В. Кожина»



Виды контроля: самоконтроль,
взаимоконтроль, экспертный контроль.

Цели и задачи модуля:

УЭ-0. Проверка домашнего задания.
УЭ-1. Постановка цели урока.
УЭ-2. Учиться анализировать, выделять главное,
развивать навыки работы с картой.
УЭ-3,4. Развивать навыки анализа документов,
постановки и разрешения проблем.
УЭ-5. Обобщить и систематизировать ЗУН,
полученные по данной теме.

План урока.

1. Причины войны.
2. Военные действия летом 1812 г.
3. Бородинское сражение, его значение и итоги.
4. Партизанское движение.
5. Отступление и гибель «Великой армии»

ХОД УРОКА

Учитель: «Сегодня на уроке мы
продолжим изучать внешнюю политику
Александра I, и узнаем о событиях и ходе
главной войны начала 19 века – Отечественной
войне 1812 г.»
Сегодня учить себя вы будете сами. Сами
оцениваете свои достижения в изученной теме и
знания своего товарища.
При выполнении заданий, помогите товарищу,
сидящему рядом или обратитесь к нему за
помощью. Делайте это тихо, не мешайте классу:
сегодня все работают самостоятельно. Не
спешите задавать вопросы учителю или
товарищу. Внимательно читайте задание и
документы, которые прилагаются к заданию,
используйте материалы учебника.
Свои ответы записывайте в тетрадь, для того чтобы
можно было ими обменяться с товарищем, сверить и
оценить.
В конце этого урока вы должны знать:

  • причины войны;
  • характер войны;
  • основные события войны;
  • историческое значение войны.

Технологическая карта


Учебный элемент

Деятельность ученика

Примечание

УЭ-0
Проверка домашнего задания
Решите тест:

1. Круг
друзей-единомышленников, окружавших Александра I
в первый период его правления, в котором
разрабатывались проекты реформ, получил
название:

а) Верховный Тайный совет;
б) Тайная канцелярия;
в) Уложенная комиссия;
г) Негласный комитет.

2. Соотнесите даты и события.

1) 1803 г. а)
образование Государственного Совета;
2) 1807 г. б) начало
министерской реформы;
3) 1810 г. в) Указ о
вольных хлебопашцах;
4) 1805 г. г)
Тильзитский мир;

д)
сражение под Аустерлицем.

3. Выдающимся государственным деятелем первой
половины XIX в., разработчиком проектов
государственных реформ был:

а) М. М. Сперанский;
б) А. И. Остерман;
в) Г. Р. Державин;
г) Д. И. Милютин.

4. М.М. Сперанский подготовил проект
государственной реформы в годы царствования

а) Николая I;
б) Александра I;
в) Александра II;
г) Николая II.

5. Суть проекта государственной реформы М. М.
Сперанского состояла в …?

а) установлении конституционной монархии и
введении политических свобод;
б) введении в уездах и губерниях всесословного
выборного представительства;
в) создании Государственной Думы в качестве
законосовещательного органа, организации
думской и судебной власти на основе принципа
выборности.



Самостоятельная работа, отвечайте на
вопросы теста в тетради. Проверьте свои ответы по
таблице учителя. Оцените свою работу
самостоятельно (от 0 до 3-х). Если есть ошибки,
устраните их. Поставьте количество баллов в
таблицу оценок.
УЭ-1
Подвести учащихся к пониманию причин войны.
Начало Отечественной войны 1812 года

Задание:

1. Назовите причины войны.
2. Определите характер войны.
3. Запишите данные о численности армий России
и Франции.

Работа с документами, выявляющие
характер войны. Ответ подтвердите выдержкой из
документа. (Приложение 1).
Проверьте свои ответы с учителем.
УЭ-2
Продолжить формирование умения работать с
контурной картой
Работа с контурной картой

Задание:
Отметьте на карте расположение русских армий и
их численность накануне войны, города Смоленск,
Москву, реку Неман

Работа с контурной картой.
Взаимопроверка.
УЭ-3
Отработать умение структурировать текст,
выделять главное и второстепенное, составляя
план рассказа.
Бородинское сражение

Задание:
Составьте план рассказа о Бородинском сражении.
Кто, на ваш взгляд, победил в этом сражении?
Запишите итог Бородинской битвы.

Составьте план рассказа.
(стр.24-25) учебник «История России» А.А.Данилов,
Л.Г. Косулина
УЭ-4
Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на
примерах подвигов российского народа.
Партизанское движение

Задание:
Почему войну 1812 года называют народной,
Отечественной войной? Какова роль русского
крестьянства в победе над Наполеоном?

Выслушать сообщения учащихся. По тексту
документов расскажите о действиях партизан. (Приложение 2)
УЭ-5
Продолжить развивать навыки работы с картой.
Отступление и гибель «Великой
армии»

Задание: отметьте на карте
Тарутино, Малоярославец, Тарутинский маневр,
напишите даты сражений. Отметьте реку
Березину.
Учитель подводит итог

Работа с контурной картой.

Оценка учащимися своей работы на уроке по
10-балльной шкале.

Как я усвоил материал по теме: «Отечественная
война 1812 года»

  • получил прочные знания, усвоил весь материал –
    9-10 баллов;
  • усвоил материал частично – 7-8 баллов;
  • мало что понял, необходимо еще поработать – 4-5
    баллов.

Как я работал?

  • отлично;
  • хорошо;
  • удовлетворительно;
  • неудовлетворительно.

Сформулируйте ваше мнение об уроке, ваши
пожелания.

Домашнее задание: § 4. Письменно
ответить на вопрос: «Каково было значение
Отечественной войны?»




Следующий: