Урок по теме Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова

Цели урока:

  • Образовательная: Сформировать понятие о порядке соединения атомов в молекулах органических соединений, об их взаимном влиянии.
  • Развивающая: Развивать понятия о валентности элементов, о факторах определяющих свойства веществ, представление о структурных формулах; Продолжать развитие умений, наблюдать, сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы.
  • Воспитательная: Формировать диалектико-материалистическое мировоззрение студентов; Показать роль русского ученного А.М. Бутлерова, в развитии органической химии.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.

Средства наглядности: портрет А.М.Бутлерова, таблицы, опорные конспекты.

Оборудование и реактивы: опорные конспекты; набор для моделирования; учебники; инструкция по изучению темы; набор реактивов; набор реактивов для химического эксперимента; набор реактивов для лабораторного занятия; таблицы (применение бензола, нефти, аммиака); карточки для закрепления (варианты А, В, С).

Межпредметные связи: философия.

Структура урока

I. Актуализация опорных знаний

  1. На ваших столах набор химических веществ (NaOH; C2H5OH; C6H5OH; CuSO4; C6H6; HCl; C6H12O6) Выпишите известные вам вещества и назовите их.

  2. Обратите внимание на те вещества, которые остались на вашем столе (на этикетках формулы и название органических веществ) C6H5OH – этиловый спирт; C6H5OH – фенол; C6H6 – бензол; C6H12O6 – глюкоза). Что общего в формулах неизвестных вам веществ? (в состав этих веществ входит углерод и водород). С помощью химического эксперимента докажите, что в состав органических веществ входит углерод и водород.

  3. Работа с инструкцией (Приложение 1)
    a)
    Поместим предметное стекло над пламенем (предметное стекло покрылось копотью);
    б) Над пламенем свечи закрепляем химический стакан вверх дном (на стенках пробирки образуются капельки воды);
    в) Над пламенем свечи закрепляем химический стакан вверх дном, стенки которого смочены известковой водой (известковая вода мутнеет).

  4. Какой вывод можно сделать?
    Данным химическим экспериментом доказали, что в состав парафиновой свечи, как представителя органического вещества, входит углерод – образовавшаяся копоть на предметном стекле это подтверждает; капельки воды на стенках химического состава говорят о наличии водорода; помутнение известковой воды ещё одно подтверждение того, что при горении парафина образуется CO2.

C середины XIX века химию соединений углерода называют органической.

Сегодня мы приступаем к изучению органической химии.

Запишем тему занятия: Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова.

II. Формирование знаний, умений, навыков

1. Что же такое органическая химия?

Как наука – органическая химия сформировалась сравнительно недавно. Впервые это понятие появилось в учебнике Берцелиуса в 1806 году, он писал: «Та часть физиологии, которая описывает состав живых с протекающими в них химическими процессами, называется органической химией». Человечество длительное время осваивало тайны химических превращений соединений углерода. Тем не менее, в науке господствовали идеалистические представления, согласно которым считалось, что органические вещества содержат некую «жизненную силу», которую вдохнул бог. Это была виталистическая теория, согласно которой органические вещества могут образоваться только в живых организмах.



Большой удар взглядам виталистов нанёс немецкий химик Вёлер, который, исходя из неорганических веществ, получил мочевину. 22 февраля 1828 года Вёлер писал Берцелиусу: «Я не в силах больше молчать и должен сообщить вам, что могу получить мочевину без помощи собаки, человека и вообще без участия, какого либо живого существа». После этого открытия удалось синтезировать много новых органических соединений

В 1845 году Кольбе, немецкий химик получил уксусную кислоту, в 1854 году французский учёный Бертло синтезировал жир, а русский учёный Бутлеров получил сахаристое вещество. Энгельс по этому поводу писал:»…Благодаря получению неорганическим путём таких химических соединений, которые до этого времени порождались только в живых организмах, было доказано, что законы химии имеют ту же силу для органических тел, тем самым была заполнена значительная часть той якобы на века не преодолимой пропасти между неорганическими и органическими веществами, которая действительно не существует. Они отличаются лишь некоторыми особенностями»

2. Самостоятельная исследовательская работа

На столе (Приложение 2) у каждого студента набор реактивов (сахар, CuO; CH3СOН; прибор для электропроводности, штатов с пробирками, газоотводная трубка Ca(OH)2).

  1. Испытать на электропроводность сахар;
  2. Открыть пробирку с уксусной кислотой
  3. Пробирку сахара и оксидом меди, закрыть газоотводной трубкой, конец которой опустить в пробирку с известковой водой, смесь нагреть.
    Пронаблюдать и сделать вывод.

Вывод: Органические вещества не проводят электрический ток, летучи и способны разлагаться.

При изучении органической химии, мы подробно изучим органические соединения и их превращения.

В наше время особая роль принадлежит органической химии в разработке методов переработки сельско – хозяйственных продуктов, нефти, природного газа, каменного угля, в производстве каучука, пластмасс, красителей.

Обратите внимание на стенд «Химия в Кузбасса»,таблицы «Применение бензола», «Применение аммиака».

Развитие промышленности предъявляет всё более высокие требования органической химии.

В 1861 году А.М. Бутлеров будучи сторонником материалистического мировоззрения и критически подходя к существующим гипотезам, выдвинул свою теорию, которая стала крупнейшей вехой в истории развитии органической химии.

3. Работа с учебником Г.Е. Рудзитес

Инструкция по изучению темы Приложение 3

III. Формирование способов умственных и практических действий с новыми знаниями (закрепление)

Приложение 4

У каждого на столе папка. «Ученые химики»

Обратите внимание А.М. Бутлеров (портрет, биография).

О значении теории химического строения академик А.М. Несмиянов сказал, «… вряд ли можно назвать другую отрасль науки, в которой единственная теория занимала бы такое доминирующее и определяющее курс положение, как теория строения А.М. Бутлерова в органической химии. Более ста лет служит стержнем развития и расцвета этой науки.»

IV. Итог занятия

Оценки за занятие вы поставили себе сами выполнив самостоятельную работу «Оцени себя сам».

V. Домашнее задание

Учебник § 1,2,3 упр. 3, 4.

Приложение 5, Приложение 6.




Следующий: