Урок по теме Одноатомные спирты. Этиловый спирт

ЦЕЛЬ: создать условия для формирования
активной самостоятельной познавательной
деятельности учащихся на уроке при изучении
одноатомных спиртов (получение, свойства,
применение).

ЗАДАЧИ:

Обучающая:

  • формировать представление о получении,
    физических и химических свойствах одноатомных
    насыщенных спиртов на примере этанола (реакции
    водорода гидроксильной и алкильной групп с
    активными металлами, галогеноводородами,
    окисление, горение).

Развивающая:

  • развитие умений действовать самостоятельно:
    обучение знаниям, составлению уравнений
    химических реакций, характеризующих свойства
    органических веществ;

Воспитывающая:

  • воспитание трудолюбия, усидчивости, развития
    памяти, внимания, логического мышления,
    толерантности, рефлексии; способствовать
    формированию понимания того, что существуют
    ситуации, когда необходим самоконтроль для
    достижения позитивного результата.

Тип урока:

урок новых знаний

Форма:

индивидуальная, работа в парах.

Технология:

модульная

Оборудование:

компьютер, проектор,
презентация “Получение, свойства, применение
одноатомных предельных спиртов”.

Раздаточный материал:

  • учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман химия 10 класс,
    М. “Просвещение” 2010.,
  • опорный конспект,
  • технологическая карта урока,
  • тематическая карта “Кислородосодержащие.
    Одноатомные спирты”,
  • лист доверия-оценивания,
  • приложения к УЭ: Приложение 1, Приложение 2, Презентация
    к уроку

ХОД УРОКА


№ УЭ Познавательная часть модуля Деятельность учащихся
УЭ -0 Организационный момент:
(подготовка учащихся к уроку, обеспечение
благоприятной обстановки, определение целей
урока, создание мотивации учебной деятельности).

Интегрирующая
цель.

В результате изучения содержания модуля вы:

Узнаете о физических и химических свойствах
одноатомных спиртов (на примере этилового
спирта), некоторых способах получения этилового
спирта.

Углубите представление о применении этилового
спирта. Научитесь писать уравнения реакций,
характеризующие химические свойства
одноатомных предельных спиртов (на примере
этилового спирта).

Будете иметь возможность самостоятельно
пополнять и систематизировать свои знания,
пользоваться учебником, опорным конспектом,
пользоваться приемами сравнения, обобщения и
делать выводы.

Сегодня на уроке вы сможете, сами оценить свои
знания, получить несколько оценок, выразить
собственное мнение.

Внимательно прочитайте цель урока.

Откройте
тетрадь, запишите число и тему урока.

УЭ -1 Актуализация знаний

Цель:


Актуализация и проверка знаний по ранее
изученному материалу (общая формула, строение,
номенклатура одноатомных предельных спиртов).

1. Спирты относятся к органическим соединениям:

а) азотосодержащим

б) кислородосодержащим

Функциональной группой спиртов является:

а) гидроксильная группа ОН

б) карбонильная группа С=О

Общая формула одноатомных спиртов:

а) СnH2n+1 OH

б) CnH2nOH

Молярная масса этилового спирта:

а) 46 г/моль

б) 56 г/моль.

5. Формула гексанол-2:

Ответьте письменно на вопросы.

Работайте
индивидуально в тетради.

За каждый правильный ответ–1 балл. Ответы для
проверки задания возьмите у учителя.

УЭ -2 Изучение нового материала

Получение
этилового спирта (слайд 2)

Цель:

самостоятельно изучить способы
получения одноатомных предельных спиртов (на
примере этилового спирта).

Изучите материал § 21, стр. 83-84. Выпишите в
тетрадь способы получения этилового спирта
(уравнения реакций гидратации этилена и
сбраживания сахаристых веществ (глюкоза)).

Работайте индивидуально, в тетради
УЭ -3 Изучение нового материала

Физические
свойства этилового спирта (слайд 3, 4, 5)

Цель

: изучить физические свойства
одноатомных предельных спиртов (на примере
этилового спирта).

Самостоятельно познакомьтесь с материалом
учебника параграф 21 стр.84 и заполните таблицу.


Физические характеристики спиртов Этиловый спирт
Цвет
Запах
Агрегатное состояние
Физиологическое действие
Т кип.

Работайте самостоятельно в тетради.

При
выполнении задания пользуйтесь опорным
конспектом.

За каждую правильную характеристику – 1 балл

Ответы для проверки задания возьмите у учителя.

УЭ -4 Изучение нового материала

Химические
свойства этилового спирта (слайд 6-10)

Цель:

выяснить химические свойства
этилового спирта, научиться писать
соответствующие уравнения реакций.

Химические свойства одноатомных спиртов (на
примере этилового спирта).

Изучите материал параграф 21, стр. 85-86, выпишите в
тетрадь химические свойства этилового спирта,
заполняя таблицу:


№ пп Название свойства Уравнения реакций Продукты реакции
1 Взаимодействие со щелочными металлами 2C2H5OH + 2Na —>
этанол
2 Реакция с галогеноводородом C2H5OH + HCl —>
этанол
3 Окисление (качественная реакция на
спирты)
C2H5OH + СuO —>
этанол
4 Горение C2H5OH + 3O2—>
этанол

*Дополнительное задание – выполняется
по желанию в зависимости от понимания материала
и готовности написать самостоятельно.



Напишите уравнение реакции взаимодействия
этилового спирта с:

а) калием

б) бромоводородом

Работайте индивидуально, в тетради.
При работе используйте опорный конспект.

За
каждую правильную реакцию – 1 балл

Ответы для проверки задания возьмите у учителя.

*За дополнительное задание – 2 балла за каждое
уравнение. Ответы для проверки возьмите у
учителя.

УЭ-5 Изучение нового материала

Применение
этилового спирта (слайд 11)

Цель

: определить основные области
применения этилового спирта.

Применение спиртов. Прочитайте на стр. 86, § 21. и
выпишите в тетрадь (в виде схемы) основные
области применения этилового спирта.

Работайте в тетради индивидуально.
УЭ-6 Проверка усвоенного материала

Цель:


определить степень усвоения знаний по теме
урока.

Выполните предложенные задания и ответьте на
вопросы.

Этанол это…

а) газ без запаха

б) жидкость без запаха

в) жидкость с запахом

2. Этиловый спирт можно получить из:

а) этилена

б) синтетического каучука

в) бензола

3. Какие продукты получаются при окислении
этилового спирта:

а) ацетальдегид

б) диэтиловый эфир

в) хлорметан

4. Может ли этиловый спирт одновременно
подвергаться реакциям дегидратации (отщепление
воды) и дегидрированию (отщепление водорода):

а) нет

б) да

в) только дегидрированию.

5. Этиловый спирт применяют для производства:

а) формальдегида

б) синтетических каучуков

в) антикоррозийной смазки

Работайте в тетради, в парах, а затем
ответы для проверки задания возьмите у учителя.

За
каждый правильный ответ — 1 балл.

УЭ-7 * Проверка усвоенного материала (по
желанию учащегося)

Цель:

проверить и
закрепить уровень усвоения изученного
материала.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА

Кислородосодержащие. Одноатомные спирты.

Ответьте на предложенные вопросы, посмотрев
возможные ответы в скобках, выберите подходящие
(их может быть один или несколько). Если вы не
уверены в ответах, проверьте по учебнику.

1) Общая формула спиртов (СnH2n+1OH; СnH2n-2OH; CnH2n)?

2) Гидроксильная группа – ОН является
функциональной группой (алкинов, альдегидов,
спиртов)?

3) В состав спиртов кроме углерода и водорода
входит (кислород, сера, азот)?

4) Какая из формул отображает этиловый спирт (СН3-СН2-ОН;
СН3-СН2-СН3; СН3СН2-СН2-СН3)?

5) Этанол можно получить (гидратацией
этилена, при взаимодействии карбида кальция с
водой, выделением из древесины
)?

6) Молярная масса этанола:

М (С2Н5ОН)=46 г/моль;

М (С2Н5ОН)=124 г/моль;

М (С2Н5ОН)=49г/моль.

7) Все одноатомные спирты находятся в жидком
агрегатном состоянии (Да, Нет).

8) Одноатомные первичные спирты легко
окисляются с образованием (диэтилового эфира,
альдегидов, метил-хлорида
)?

9) Одноатомные спирты реагируют с металлами (натрием,
железом, алюминием
)?

10) Алкоголь пагубно влияет на пищеварительный
тракт (да, нет)?

11) Метанол используют для производства (бензина,
формальдегида, в качестве растворителя лаков и
красок)?

Работу по тематической карте
выполняйте индивидуально в тетради. При
необходимости используйте материал учебника и
опорный конспект.

За каждый правильный ответ — 1
балл.

  • 11 баллов-“5”
  • 8-10 баллов-“4”
  • 5-7 баллов-“3”

*За выполнение тематической карты
дополнительная оценка за урок.

УЭ -8 Рефлексия собственной деятельности

Цель:

развитие рефлексивных и коммуникативных
умений учащихся.

ЛИСТ ДОВЕРИЯ-ОЦЕНИВАНИЯ

Вернитесь к цели УЭ-0, достиг ли я её (ДА, НЕТ)?
Готов ли я применять эти знания при изучении
новой темы (ДА, НЕТ)?

Интересно ли мне было на уроке (интересно,
очень, не очень, так себе, свое мнение)? ___________________

Какие трудности я испытывал при выполнении
заданий?

___________________

При выполнении данной работы я помогал другим,
мне помогали другие, мне помогал учитель, работал
индивидуально.

Как я оцениваю полученные сегодня знания
(глубоко, осознанно, предстоит осознать,
неосознанно)?

Какое качество я сегодня в себе воспитал?

___________________

Оцените свою работу на уроке:

Если вы набрали за урок от:

  • 23 балла – оценка “5”. Молодец!
  • 18 до 19 баллов – оценка “4”. Тоже неплохо.
  • 15 до 17 баллов – “3”. Повторите материал
    параграфы 20,21.
  • менее 15 баллов – к сожалению, вы не усвоили
    материал этого раздела. Приложите все усилия для
    ликвидации пробелов в знаниях.

Поставьте себе оценку за урок!

За тематическую карту (УЭ-7) – вторая оценка за
урок.

  • УЭ-1
  • УЭ-3
  • УЭ-4

УЭ-6

Всего баллов

Отвечайте на вопросы на отдельном
листе, который сдайте учителю.

Не забудьте
указать число набранных баллов.




Следующий: