Урок по теме Обо всем за чашкой чая 8-й класс

Данный урок проводится как повторительно-обобщающий в конце изучения темы
«Тепловые явления» в курсе физики 8 класса.

Форма урока – игровая (чаепитие).

В связи с тем, что тема урока затрагивает различные области знаний, в этот
урок можно интегрировать такие предметы, как историю, химию, географию,
биологию.

На стадии подготовки к уроку учитель формирует группу учащихся, которые
готовят отдельные этапы урока в различных формах (сообщение, стихи, частушки,
вопросы и т.д.) Кроме того, ребята готовят к уроку чай и сладости.

Цели урока:

1. Образовательная.

  • повторить основные знания о тепловых процессах, полученные учащимися на
    уроках физики;
  • рассказать об истории открытия чая, о местах и условиях его выращивания;
  • дать понятие о химическом составе чая, его свойствах.

2. Развивающая:

  • дать понятие о целостности окружающего мира;
  • повышение интереса к изучаемым предметам;
  • формирование научного мировоззрения, умения мыслить логически, находить
    закономерности, объяснять знакомые явления.

3. Воспитательная:

  • эстетическое воспитание;
  • культура поведения за столом;
  • здоровьесбережение.

Ход урока

На доске – тема урока, вокруг которой в процессе урока прикрепляются листочки
с названиями предметов. В качестве иллюстративного материала к уроку
используется (компьютерная презентация) в PowerPoint.

Эпиграф:

«Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые;
иначе такое бросание будет пустою забавою».

Козьма Прутков

1. Организационная часть (литературно-музыкальная).

Учащиеся заходят в класс под фонограмму «У самовара я и моя Маша». (Слайд
№1)

Звучит приветствие – девочка «хозяйка» читает стихи, посвященные чаю. (Слайд
№2)

Ученица:

Здравствуйте, люди добрые! Милости просим! Если величать — так на пороге
встречать.

Есть в природе нашего народа
Вечные, особые черты-
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреные моды,
От души они, от доброты.
Гость, войди, традиций не нарушим.
С ним чайку всегда попьем.
Всем известно русское радушье:
Хлебосольство и радушный дом.

Пока учащиеся и приглашенные гости рассаживаются и готовятся к чаепитию,
звучат частушки о чае:

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так пропойте ж под чаек
Чайные частушки.
В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам.
Самовар блестит, кипя,
Чай в нем пениться.
Погляди-ка на себя-
Ну и отраженьице!
Подавай мне чашку чая.
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай.

Учитель сообщает тему урока и цель – научится видеть богатство и целостность
окружающего мира, уметь взглянуть на знакомые вещи с разных точек зрения. (Слайд
№3)

Поручается одному учащемуся прикреплять на доску названия предметов, которые
задействованы на уроке.

2. Историческая часть.

Первый ученик:

Родиной чая считается Китай (Слайд №4).

Первое упоминание о чае восходит к глубокой древности. (Слайд
№5) О том, как был обнаружен дикорастущий чай, рассказывают легенды Китая,
Индии, Японии. По одной из них (Слайд №6) император
Южного Китая Чен Нунг (III тысячелетие до н.э.) однажды попробовал напиток,
который случайно получился из листьев, нечаянно попавших в кипяток. (Слайд
№7) Напиток оказался настолько ароматным и вкусным, что император приказал
собрать и сохранить эти листья и издал указ о применении его по всей стране. (Слайд
№8)В Европу чай был ввезен в XVI — XVIII веках португальцами и голландцами.
(Слайд №9)
В 1664 году купцы Ост-Индской английской компании привезли в дар королю два
фунта чая. (Слайд №10) Дар был принят, напиток оценен по
достоинству, и началось триумфальное шествие чая, сначала как предмета роскоши,
(Слайд №11) доступной богатым и знати, а значительно
позднее – как традиционного напитка широких слоев.

Второй ученик:

(Слайд №12) В России чай появился в 17 веке: в 1638
году русский посол боярин Василий Старков привез царю Михаилу Федоровичу дары от
монгольского Алтын-хана, среди знаменитых монгольских атласов и мехов лежали
свертки с сухими листьями. Старков отказывался брать эту сушеную траву, но
монгольский правитель настоял на своем, и так впервые в Московии появился чай.

Однако, присланные Алтын-ханом четыре пуда чая закончились, и скоро вкус чая в
Москве стали забывать. Только спустя почти 30 лет, при царе Алексее Михайловиче,
русский посол в Китае Иван Перфильев вновь привезет чай в Россию, а в 1769 году
Россия заключит с Китаем первый договор на поставку чая.
Чай входит в народные пословицы, поговорки, сказки, начинает влиять на лексику
русского языка — вознаграждение за любую мелкую услугу швейцару, извозчику,
официанту теперь называется «чаевые».
Новую ноту в русское чаепитие внесло появление самовара. (Слайд
№13)
Отныне он главный участник русского чайного застолья, непременная принадлежность
любого семейного дома. Чаепитие в России нечто большее, чем просто застольная
традиция — это образ жизни, черта национального характера, символ хлебосольства
и гостеприимства.

Учитель:

(Слайд №14) Потребление чая связано с национальными и
историческими традициями разных стран. (Слайд №15) Для
многих народов чай является продуктом первой необходимости, а некоторые народы
считают его наравне с хлебом жизненно важным, ничем не заменимым продуктом.

(Слайд №16) Откуда же к нам приходит чай?

3. Географо-биологическая часть.

Первый ученик:

(Слайд №17) Чай (Thea) — род тропических вечнозелёных
многолетних растений семейства чайных. В роде 2 вида чая: китайский,
подразделяемый на китайскую и японскую разновидности, – кустарник высотой до 3
м, произрастает в горных районах Юго-Восточной Азии. Чай ассамский – дерево
высотой до 10–15 м, обитает в лесах Ассама (Индия). К чаю ассамскому относят
естественный гибрид китайского чая с ассамским – цейлонский чай.

Второй ученик:

(Слайд №18) Чайный куст произрастает в областях,
расположенных между 45° северной широты и 30° южной широты на высоте от 300 до
2000 метров над уровнем моря. У каждого вида и сорта чая есть места, где
разведение этих растений проходит наиболее успешно. Так, чай оолонг пришёл к нам
с Тайваня. Зелёные чаи производятся, главным образом, в Китае, Индии и на
острове Шри Ланка . Чай в основном выращивают на высоких склонах гор, на
террасах. (Слайд №19) Сбор чайных листьев происходит
вручную. (Слайд №20) Приблизительно через каждую неделю с
верхушек снимают почку и 2 самых верхних листа. Опытный сборщик за день может
собрать 30 кг листьев, что соответствует 7,5 кг готового чая.

4. Химическая часть.

Ученик:

(Слайд №21) Сухой чай содержит около 40%
экстрактивных веществ, которые переходят в заварку и придают чаю неповторимый
вкус, аромат, красно-коричневый цвет и тонизирующее действие.
Основную массу экстрактивных веществ чая составляют чайные дубильные вещества,
или танины, обладающие терпким вяжущим вкусом и красно-коричневой окраской.
Танины улучшают пищеварение, поэтому чай применяют при лечении ряда
желудочно-кишечных заболеваний.
Кроме танинов к дубильным веществам относятся чайные катехины, которые укрепляют
кровеносные сосуды, снижают проницаемость их стенок и предохраняют от
кровоизлияний.
Растворы катехинов в кислой среде светлеют, вот почему если добавить в чай
лимон, то чай светлеет.
Все танины с солями железа дают соединения черного цвета, поэтому не следует
заваривать чай в железной посуде или “ржавой водой” – чай получится темным.
Из экстрактивных веществ чая на втором месте находятся алкалоиды – кофеин и
теофиллин.
Аромат чая обусловлен эфирными маслами, которые легко испаряются, поэтому, если
заваренный чай кипятить или долго хранить, он теряет свой аромат и приобретает
запах продуктов разложения веществ чайного листа. (Слайд №22)
Классическое искусство заваривать чай всегда начиналось с выбора воды.
Известно, что вода – одно из самых простых химических соединений: всего два
элемента входят в ее состав, ее формула – H2O – известна всем людям чуть ли не с
детства. Вода не имеет никакой питательной ценности, но, несмотря на это, жизнь
без воды невозможна. По отношению к чаю действует правило: чем жестче вода, тем
в меньшей степени экстрагируются его вещества, входящие в состав чая.
Очень жесткая вода, содержащая соли серной кислоты – сульфаты кальция и
магния, придает чаю мутность, неприятный вкус и запах. А если в воде есть соли
марганца, чай дает очень слабый настой.

5. Физико-биологическая часть.

Двое учащихся-ведущих задают вопросы по физике и биологии, на которые
отвечает весь класс. За каждый ответ на протяжении всего урока учащимся
вручаются маленькие картинки чашечек. В конце урока наиболее активно участвующим
в обсуждении выставляются оценки .

1 ведущий:

(Слайд №23)

- Коля, какое отношение имеет физика к чаю? Насыпаем заварку, наливаем воду,
добавляем сахар и пьем – тоже мне, наука!

2 ведущий:

- Ксюша, разве ты забыла, что слово «физика» переводится как «природа», а
природа – это все, что нас окружает, так что все, что происходит вокруг нас
подчиняется научным законам, давай попробуем разглядеть эти законы в самых,
казалось бы, простых вещах, а ребята нам помогут!

1. Ну хорошо, давай попробуем. Скажите мне, пожалуйста, какая вода быстрее
закипит — сырая или кипяченая, уж очень хочется поскорее чайку попить?

(Ответ: сырая – в ней больше пузырьков газа.)

2. А при какой температуре закипит вода?

(Ответ: при нормальном атмосферном давлении – при 100оС.)

1. Давайте проверим это (опускает в чайник термометр) а на чем, кстати,
основано действие термометра?

(Ответ: на расширении жидкости при нагревании.)

2. А можно ли заставить закипеть воду при комнатной температуре?

(Ответ: можно, понижая давление.) (Слайд №24)

1. Пока вода закипает, давай подготовим все для заваривания чая. Я слышала,
что у хороших хозяек существуют для этого особые секреты, например, заварочный
чайник надо предварительно обдать кипятком. Для чего это делают?

(Ответ: чтобы энергия кипятка, которым заливают заварку, уже не расходовалась
на согревание чайника.)

2. А какой чайник лучше использовать для заварки – металлический или
фарфоровый?

(Ответ: теплопроводность фарфора меньше, чем металла – в нем чай дольше
останется горячим.)

1. Хорошо, я поняла, что фарфоровый чайник лучше, а вот каким он должен быть
– светлым или темным?

(Ответ: светлым, так как темные тела быстрее отдают энергию излучением,
быстрее остывают.)

2. Ну вот, чайник закипел, можно заваривать чай. Осторожно, не обожгись!

А какой, кстати, ожег страшнее – кипятком или горячим паром, если температура
у них одинаковая – 100°С? Почему?

(Ответ: паром – внутренняя энергия пара больше, чем воды при той же
температуре, так как на превращение воды в пар была затрачена энергия.)

1. Наконец-то можно пить чай! Какой красивый стаканчик! Налей мне,
пожалуйста, чай в него! Ой, а вдруг он лопнет? Ребята, что можно сделать, чтобы
стакан не лопнул?

(Ответ: положить в него металлическую ложечку: обладая большой теплоемкостью,
металл отберет у воды часть энергии, с этой же целью можно использовать
подстаканник.)

2. Чай иногда наливают в блюдечко – для чего это делают? (Слайд
№25)

(Ответ: при увеличении площади поверхности испарение происходит быстрее, а
при испарении температура жидкости понижается.)

1. А почему температура понижается при испарении?

(Ответ: при испарении жидкость покидают самые быстрые, энергичные молекулы,
средняя скорость движения молекул уменьшается – жидкость охлаждается.)

2. А еще можно несколько раз перелить чай из одного стакана в другой. Что при
этом происходит?

(Ответ: причина та же – увеличивается площадь поверхности.)

1. А еще можно подуть на чай. Почему при этом он тоже остывает?

(Ответ: поток воздуха уносит вылетевшие из жидкости молекулы, препятствуя
конденсации – скорость испарения увеличивается.)

2. Скажите, а почему человек, выпив горячего чая, часто краснеет? (Слайд
№26)

(Ответ: расширяются сосуды, кровь приливает к коже.)

1. А еще во время чаепития мы иногда потеем. Почему?

(Ответ: потоотделение происходит с целью уменьшения температуры тела). (Слайд
№27)

2. Посмотрите (Слайд №28), на этой картине изображена
японская чайная церемония. Но при чем тут веер?

(Поток воздуха, препятствуя конденсации, увеличивает скорость испарения
жидкости с поверхности нашего тела, происходит охлаждение.)

6. Заключительно-обобщающая часть.

Подводятся итоги урока, учащиеся сообщают, что нового они узнали, что им дал
этот урок. Делаются выводы, выставляются оценки.

Следующий: