Урок по теме Неметаллы и их соединения


Цель урока

: систематизация, закрепление и
обобщение знаний учащихся по заданной теме
урока.

Задачи урока:

  1. Образовательные: развивать навыки
    самостоятельной работы, умения работать с
    большим объемом информации, выбирать главное,
    применять полученные знания при выполнении
    заданий.
  2. Развивающие: развитие мышления,
    совершенствование умственной деятельности.
  3. Воспитательные: формирование творческого
    подхода к решению познавательных и практических
    задач, умения контролировать свою деятельность.

Данный урок проводится после изучения темы
“Неметаллы” (по программе Л.С.Гузей) в 10 классе с
применением “проникающей” технологии
компьютерного обучения.

“Не в количестве знаний заключается
образование, а в полном понимании и искусном
применении всего того, что знаешь”. (А.Дистервег)



Оборудование.

  1. Мультимедиа учебный курс “Общая и
    неорганическая химия”
  2. Учебник Л.С.Гузей. Химия. 10класс. М.: Дрофа, 2002.
  3. Таблица “Периодическая система химических
    элементов Д.И.Менделеева”

Ход урока

I. Организационный момент (объявление
темы, цели и девиза урока)

II. Актуализация знаний. (эмоциональный
настрой) — буквенный тест.

Задание: выберите букву, соответствующую
правильному ответу, и прочтите фразу-напутствие
на сегодняшний урок.

1.Где расположены химические элементы –
неметаллы в периодической системе химических
элементов Д.И. Менделеева:

У) в главных подгруппах;
Ф) в побочных подгруппах;
Х) в главных и побочных подгруппах?

2.Какая электронная формула отражает строение
атома металла:

Г)…2s1
Д) …3s23p5
E) …4s2 3d3 ?

3.Какой из атомов неметаллов не может
переходить в возбужденное состояние:

А) азот
Б) хлор
В) сера?

4. Молекула аллотропного видоизменения
углерода – графита:

Х) одноатомна
Ц) многоатомна
Ч) полимерна ?

5. Какой вид химической связи в простых
веществах, образованных атомами неметаллов:

Ж) ковалентная полярная
З) ионная
И) ковалентная неполярная ?

6. Какой тип кристаллической решетки у (Si)n:

А) молекулярная
Б) ионная
В) атомная?

7. Какую степень окисления имеет азот в
соединении HNO3:

П) +3
Р) +5
С) -3?

8. Какой из перечисленных элементов обладает
наиболее ярко выраженными окислительными
свойствами:

А) кислород
Б) хлор
В) сера?

9. Как изменяется химическая активность
неметаллов в периоде:

А) уменьшается
Б) увеличивается
В) не изменяется?

10.Как изменяются кислотные свойства водородных
соединений неметаллов в ряду: NH3 – H2S
– HCl :

Н) ослабевают
О) усиливаются
П) не изменяются?

11.Какой из перечисленных оксидов обладает
наиболее ярко выраженными кислотными
свойствами:

Р) Br2O7
C) I2O7
T) Cl2O7?

12. Какая из перечисленных кислот самая сильная:

Е) HClO4
Ж) H2SO4
З) HIO4?

13.С каким настроением Вы пришли на урок:

!) хорошим
.) плохим
?) отвратительным?

Обсуждаем результаты работы и делаем проверку
через проектоскоп.

(Ответ: Удачи в работе!)

Отметьте на листе самоконтроля результаты
выполнения буквенного теста.

III. Работа с мультимедиа CD-ROM “Общая и
неорганическая химия”.

Предлагаю занять места у компьютеров и
включиться в работу по выполнению план-задания .

Выдаются план-задания разного уровня
сложности.



Выдаются листы самоконтроля и самооценки
знаний (приложение 1)

План-задание №1.

Цель: обобщить и закрепить знания о свойствах
металлов и их соединений.

№ п/п Этапы работы Рекомендации
1. Повторите раздел “Азотная кислота”. Обратите внимание на особенности
взаимодействия азотной кислоты с металлами.
2. Повторите разделы “Химические
свойства хлора”,

“Кислородсодержащие кислоты
хлора”.

Обратите внимание на взаимодействие
хлора с холодным и горячим раствором щелочи.
3. Включите меню “тест”, режим –
“прохождение теста”.
4. Выполните те задания теста, которые вы
считаете более доступными для себя.
Пользуйтесь записями в тетради.
Обсуждайте варианты ответов в парах.

Следите за
временем!

5. Отметьте на листе самоконтроля
результаты тестирования.
6. Пройдите тест повторно, используя
карточку-подсказку.
Делайте в тетради необходимые записи.
7. В листе самоконтроля выставьте
итоговую отметку.

План-задание №2.

Цель:



обобщить и закрепить знания о свойствах
металлов и их соединений.


№ п/п Этапы работы Рекомендации
1. Выполните последовательно задания 1-10
теста.
Если испытываете затруднения,
попробуйте “полистать” теорию.

Следите за
временем!

2. Отметьте на листе самоконтроля
результаты тестирования.
3. Пройдите тест повторно, используя
карточку-подсказку.
Делайте в тетради необходимые записи.
4. В листе самоконтроля выставьте
итоговую отметку.

План-задание №3.

Цель

: обобщить и закрепить знания о свойствах
металлов и их соединений.

№ п/п Этапы работы Рекомендации
1. Включите меню “опыт” и выполните опыт
№1.
Вспомните качественные реакции на ионы
Fe3+, NH4+, Cl-, CO32-
2. Оцените результаты своей работы в листе
самоконтроля.
3. Выполните последовательно все задания
теста.
Пользуйтесь записями в тетради,
теоретическим материалом электронного учебника.
4. Отметьте на листе самоконтроля
результаты тестирования.
5. Пройдите тест повторно, используя
карточку-подсказку.
Делайте в тетради необходимые записи.
6. В листе самоконтроля проставьте
итоговую отметку.

В ходе работы прерываемся на релаксационную
паузу ( зарядка для глаз с цветовыми карточками)
под музыку “Звуки природы”.

. Собираю листы самоконтроля и самооценки
знаний.

IV. Домашнее задание: составить
контрольную работу по теме “Неметаллы и их
соединения”.

V. Рефлексия.

И, как всегда, уходя с урока, продолжите фразу: “Уходя
с урока , я хочу сказать …”

Приложение 1.

Лист самоконтроля и самооценки знаний по теме
“Неметаллы и их соединения”

ФИ учащегося ______________________


п/п

Задания Количество ошибок Оценка
1. Буквенный тест
2. Опыт №1 (для группы №3)
3. Контрольный тест
Итоговая отметка

Приложение №2.

Карточка-подсказка.

1. С увеличением концентрации азотной кислоты
восстановление идет в следующей
последовательности: NH4NO3, N2, N2O,
NO, NO2

2. Ответ № 2.

3.

HCl + P4O10 Cl2 + H2 Cl2 + KOH KClO3 + t
HCl + MnO2 Cl2 + P4O6 KClO3 + t KClO4 + t

4. FeSO4 • 7H2O

Красно-коричневый

Fe2O3

H2SO4

5. Вместо вопросов: 4, 2, MgCl2, SiH4, 4, 5, 2, N2,
6, H2O, 3, H2O, 6, NaCl, 3, CO2, 2

6. А – электролиз

B – H2

C – O2

D – H2O

E – CO2

F – Al2(SO4)3

7. Вместо вопросов: Cl2, HCl, NaOH, NaOCl, NaOH, H2O,
NaOH, NaOH, H2O

8. Ответ № 2 и 4.

9. Na2O2, Na2O, NaN3

10. Вместо вопросов: Ca(ClO)2, H2O, Ca(ClO3)2,
H2O, CaCl2

11. Ca2+, CaCO3, Mg2+, Mg(OH)2, MgO

12. CO2, 14CaO, 9Ca

Ответ № 3.

13. Ответ № 2.

14. Вместо вопросов: C, CO, H2O, CO2, Cl2,
HCl, O2




Следующий: