Урок по теме Методы социального познания

Цели

  • создание ситуации, позволяющую учащимся на практике уяснить сущность основных методов исследования социологической информации;
  • создание условий для формирования ИКТ-компетентностей таких как: поиск, сопоставление, интерпретация информации и управление ею, коммуникативной компетентности;
  • способствовать формированию у старшеклассников таких необходимых качеств как тактичность, толерантность, объективность, взаимная ответственность; формированию активной гражданской позиции.

Оборудование: раздаточный материал (Приложение 1), бланки для анкетирования (Приложение 2), презентация (Приложение 3), текст для анализа [3], компьютер, мультимедийный проектор

Форма проведения урока: практикум, 2 ч,

Предварительная подготовка

За неделю до урока ученикам дано задание взять интервью у родителей по следующим вопросам:

  • Занята ли женщина на производстве?
  • Имеет ли она профессиональное образование?
  • Количество детей в семье?
  • Однопоколенная или многопоколенная семья?

(Проследить на примере нескольких поколений).

Все задания для работы в группах предложены в двух вариантах. Вариант 1 – дети получают готовые диаграммы для анализа, учитель демонстрирует презентацию с заранее подготовленными диаграммами. Вариант 2 – ученикам предложены числовые данные в виде таблицы, учащиеся самостоятельно преобразовывают их в диаграммы, построенные диаграммы можно продемонстрировать либо на экранах мониторов, либо по локальной сети через мультимедийный проектор. Данный вариант можно использовать, если дети достаточно хорошо владеют технологией обработки числовой информации и урок можно провести в компьютерном классе.

Ход урока

1. Организационный этап: разделить учащихся на четыре группы в соответствии с количеством сфер общественной жизни.

2. Мотивационный этап:

Учитель: на предыдущем уроке мы познакомились с такой особенностью социального познания как ограниченность в применении методов научного познания, в частности, невозможности проведения эксперимента. В социологии используют следующие методы: интервьюирование, анкетирование, контент-анализ, интерпретация, наблюдение (Слайд 2). Наша задача на этом уроке попробовать себя в роли социологов, используя предложенный материал учиться применять на практике эти методы исследования.

– Давайте вспомним, какие основные общества существуют и с какими сферами общественной жизни они связаны. (Слайд 3)

– Вы разделены на группы, каждой группе предложены задания по одной из сфер общественной жизни.

3. Практическая часть: дети выполняют предложенные задания, учитель по мере необходимости оказывает помощь.

4. Обобщение:

Учитель: основным институтом социальной сферы является семья, поэтому задания группе «Социальная сфера» были посвящены теме «Семья».

Далее следуют выступления учащихся, учитель обобщает каждое выступление.

  • Роль семьи в моей жизни.
  • Результаты интервьюирования (характеристика традиционного и демократического типов семьи на примере своей семьи).
  • Анализ результатов опроса на тему «Кто должен быть главой семьи», задание 1, Приложение 1 (Слайд 4 )
  • Анализ документа (статья Острогорского А. Н. «Функции семьи» [3])

Учитель делает акцент на том, что важнейшей функцией семьи является репродуктивная функция и предлагает проанализировать задание 2 «Демографические данные», представленные в таблице (1990 – 1994 гг) и диаграмме (1996 – 2005 гг) (задание 2, Приложение 1)



В ходе беседы следует рассмотреть вопросы, связанные с депопуляцией населения и причинами, ее породившими, более детально обсудить причины, связанные с уровнем доходов населения.

Выступление группы «Экономическая сфера»

– Анализ диаграммы «Структура доходов» (задание 3, Приложение 1, Слайд 6)

Учитель обобщает выступление учеников, предлагает поразмышлять о зависимости уровня доходов от уровня образования используя данные таблицы «Структура капитала в странах Запада» (задание 7, Приложение 1 Слайд 7).

Выступление группы «Духовная сфера»

– Анализ данных о количестве выпускников, работающих по специальности (задание 8, Приложение 1, Слайд 8)

Можно привлечь материал о предпочитаемых профессиях выпускников школы, данные профориентационного центра о востребованных и невостребованных профессиях в данном регионе.

Учитель обобщает и предлагает поразмышлять о том, почему не все выпускники идут работать по специальности, сделать акцент на том, что одна из причин – непривлекательные условия труда, в частности, низкая заработная плата. На основании знаний, полученных на уроках экономики учащиеся приходят к выводу, что уровень заработной платы в стране зависит от уровня развития производства, от внедрения в производство новых технологий и развития науки в целом, а это, в свою очередь, зависит от того, как правительство финансирует науку и образование.

Выступление группы «Политическая сфера»

  • Анализ диаграммы «Доверие к политическим институтам» (задание 4, Приложение 1, см. Слайд 9)
  • Анализ диаграммы «Участие в политической жизни» (задание 5, Приложение 1, Слайд 10)
  • Анализ результатов анкетирования «Участие в политической жизни», проведенного на данном уроке, сравнение с диаграммой из предыдущего задания. (задание 6, Приложение 1, Слайд 11)

5. Подведение итога:

Учитель обобщает выступления, обращает внимание учащихся на то, что почти 40% опрошенного населения политикой не интересуется, предлагает ученикам поразмыслить над тем, а так ли это безобидно и предлагает в качестве домашнего задания (по выбору) написать эссе на тему «Если вы не будете заниматься политикой, то она займется вами» Ш. Монталамбер

– Сегодня на уроке мы учились считывать информацию с различных источников – текста, таблиц, диаграмм, анализировали результаты анкетирования и интервьюирования, для того чтобы уметь избирательно потреблять информацию, видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, делать умозаключении и выводы, объяснять и защищать свои идеи.

– Социологические исследования – это обратная связь, с целью скорректировать управляющий сигнал, то есть, участвуя в социологических исследованиях, мы имеем возможность влиять на то, как нами управляют.

6. Домашнее задание:

§ 12 п. 3 – 4 прочитать, подготовить рассказ. [1]

Вопрос 7, задание 4, 5 устно.

* Написать эссе на предложенную тему.

Список литературы:

  1. Человек и общество под редакцией Л. Н. Боголюбова, учебник общеобразовательных учреждений, часть 1: М.: Просвещение, 2005г.
  2. В. В. Кириллов «Отечественная история XX века в таблицах и диаграммах» — М. Дом педагогики, 1998 г.
  3. Преподавание истории и обществознания в школе, № 2 2005 г, стр. 57
  4. Таблицы и диаграммы подготовлены по экзаменационным материалам, взятым из журналов и сборников заданий ЕГЭ, подготовленных ФИПИ.



Следующий: