Урок по теме Культура России в XIX веке. Живопись


Введение

Данный урок является первым в изучении раздела
“Культура России в 19 веке”. В целях более
основательного изучения культуры России 19 века,
в частности, живописи, в данном уроке
рассматриваются основные понятия, термины,
относящиеся к живописи, её структура, жанры,
чтобы в дальнейшем акцентировать внимание
учащихся на “школах” живописного искусства,
конкретных персоналиях, которыми так богат XIX
век.

При изучении данной темы подразумевается
использование знаний учащихся по курсу
общественных наук.

Урок проводится с использованием элементов
развивающего обучения с целью активизации
мыслительной деятельности учащихся и
сопровождается презентацией в программе Power Point.


Тема урока “Культура России в XIX веке.
Живопись”


Цели урока:

  • Рассмотрение живописи как неотъемлемой части
    культурного процесса, её основных понятий,
    терминов.
  • Формирование умения учащихся строить
    логические цепи, творчески работать и размышлять
    над поставленными вопросами.
  • Воспитание осознанного отношения к вопросам
    развития культуры, формирование потребности в
    самообразовании.
  • Форма проведения урока

    подразумевает
    использование возможностей развивающей
    педагогики и базируется на следующих её
    элементах:

    1. Построение промежуточной логической цепи.
    2. Свободное письменное задание (с опорой на
      термины или без них).
    3. Осмысление:

    - работа с текстом,
    - работа с вопросами к тексту (в устной или
    письменной форме).

    1. Размышление. Рефлексия:

    - “распаковка” темы;
    - возврат к ключевым терминам с дальнейшим
    выходом на зачет, итоговый урок или развитие,
    углубление темы, подготовку рефератов,
    сообщений, докладов, определение новых тем для
    обсуждения.



    Продолжительность занятия –

    80 минут.

    Оборудование:

    ПК, проектор, доска.

    Ход урока

    (приложение
    1
    )

    1. Организационный момент

    – 3 мин.

    2. Работа учащихся на уроке:

    а) написать определения, термины, качественно
    охарактеризовать данную тему – 5 мин.
    б) поставить вопросы к теме – 5 мин.
    в) “расшифровать” термины, т. е. написать к ним
    свои определения: масляная живопись, акварель,
    портрет, натюрморт, пейзаж, вернисаж, И. Шишкин –
    10 мин.
    г) написать рассказ, где должны быть такие слова и
    фразы: передний план, загадка, художник, картина,
    учёные, улыбка, трепетное чувство – 10 мин.
    д) работа с текстом: чтение, пометки, вопросы к
    тексту, (приложение 2)
    – 15 мин.
    е) “распаковка” (возврат к пунктам 2а, 2б, 2в) – 10
    мин.
    ж) написание философского стиха (синквейн) по
    следующим правилам:

    1. Тема, выраженная одним словом, существительным.
    2. Описание темы, 2 прилагательных.
    3. Описание действия этой темы, 3 слова.
    4. Синоним, повторяющий суть темы, 1 слово. – 15 мин.


    3. Подведение итогов урока

    – 5 мин.

    4. Домашнее задание:

    Учебник — Волобуев О. В. “Россия и мир”, 10 класс,
    §50, темы сообщений – 2 мин.

    Во время урока используется таблица ЗХУ.




    Следующий: