Урок по теме Кислоты. 9-й класс

Введение

В условиях модернизации современного школьного образования особую значимость приобрели идеи личностно ориентированного и компетентностного подходов в обучении. Личностно ориентированный образовательный процесс построен с учётом изначально присущих ребёнку субъектности, рефлексивного сознания, творческого потенциала, любопытства, потребности в самостоятельном познании мира, общении, свободе и развивает природное стремление личности к самоутверждению.

Смена знаниевой парадигмы в обучении химии на личностно ориентированную происходит тогда, когда во главе угла ставится не сама химия с ее основными понятиями, законами и теориями (хемиоцентрический подход к определению содержания учебного предмета и методов обучения), а учебная деятельность ученика, который эти понятия, законы и теории должен усвоить в процессе индивидуальной учебной деятельности (человекоцентрический подход).

Краткая характеристика этапов технологии организации образовательного процесса:

Этап совместного целеполагания обеспечивает выявление интересов школьников, что, несомненно, позволит изменить содержание мотивации (проявляются не только возможные перспективы, связанные с актуальностью темы, но и реальные интересы учащихся и их ожидания).

Наличие этапа актуализации личностного опыта – одно из основных отличий личностно ориентированного урока от знаниевого, этот этап в значительной мере обеспечивает личностно-ориентированную составляющую урока, согласование имеющихся смыслов с научными (житейских и научных понятий).

На этапе презентации новых знаний важно обеспечить эвристические способы подачи учебного материала, которые максимально задействуют разнообразные типы мышления и соответствующие им интеллектуальные операции.

Обратная связь на обоих этапах реализуется с учетом механизмов личностного развития. Необходимо стремиться к тому, чтобы оценка стала качественной обратной связью относительно процесса и результата деятельности. Она должна стать источником мотивации, инструментом коррекции познавательной деятельности и саморазвития личности.

На этапе применения и закрепления знаний важно максимально использовать индивидуальные, соответствующие предпочтениям суворовцев упражнения, которые способствуют развитию их компетентностей и предоставляют возможность выбора формы учебной деятельности и способа познания.

Контроль предусматривает выбор учащимся содержания различного уровня сложности, а также наиболее подходящих для себя форм контрольных заданий (элемент разноуровневой дифференцации).

Этапы организации личностно ориентированного дидактического цикла

Проследим особенности организации деятельностного подхода на примере урока по теме «Кислоты».

Ход урока

Этап урока Содержание Действия (слова) учителя Действия (слова) ученика Коллекции, плакаты, стенды, ЦОРы
1 Организационный момент Приветствует Приветствуют, заместитель командира взвода докладывает о готовности к уроку
2 Актуализация знаний и умений На прошлом уроке мы познакомились с еще одним классом сложных веществ.
– Как он называется?
– Какие классы веществ мы изучили?
– Какие вещества называются основаниями?
– Какая среда в растворе оснований?
– Каким образом ее можно определить?
– Что такое индикаторы?
Отвечают на вопросы
3 Постановка познавательных задач – Вашему вниманию предлагаются образцы различных продуктов (демонстрирует коллекцию).
– Как вы считаете, что их всех объединяет?
– Итак, сегодня нам на уроке предстоит знакомство с еще одним классом сложных веществ, каким?
– Знакомиться с кислотами будем по плану (приложение 2).
Формулирует задачи урока, знакомит с планом.
Высказывают предположение о наличии кислот.
Формулируют название темы урока, записывают.
Уясняют задачи, знакомятся с планом.
На столе представлена коллекция: лимон, апельсин, гранат, виноград, кефир,уксус, яблочный уксус.
4. Изучение нового материала
4.1 Представители кислот – Встречались ли вы в своей жизни с кислотами? Где?
– С какими? Более полную информацию мы получим из презентации, подготовленной суворовцами. Ваша задача: ознакомиться с информацией, оценить работу.
Отвечают.
Два суворовца представляют презентацию, дается ее оценка.
Презентация №1 «Представители кислот».
4.2 Определение кислот Предлагает поработать с таблицей кислот (приложение 3) и ИД, проанализировать состав, выявить общее, дать определение.
Объясняет состав кислот, рассказывает о кислотных остатках.
Работают с таблицей и ИД, выявляют общее в составе
– наличие атома водорода, формулируют определение.
Выполняют упражнение на закрепление (назвать кислотный остаток).
Слайды презентации №2 «Кислоты»
4.3 Классификация кислот – Существует несколько признаков классификации кислот.
Знакомит с признаками классификации кислот, напоминает алгоритм работы с таблицей растворимости, задает проблемные вопросы, предлагает задания на закрепление изучаемого материала.
Формулирует вывод обо всех признаках классификации, завершает данный этап комбинированным заданием.
Работают с таблицей и ИД, называют признаки классификации, делают записи, приводят примеры, выполняют упражнения на закрепление. Слайды презентации № 2 «Кислоты».
4.4 Определение степеней окисления элементов в кислотах Объясняет, как определять степени окисления элементов в кислотах, опираясь на имеющиеся знания суворовцев Уясняют, отвечают на вопросы, выполняют упражнение
4.5 Определение среды в растворах кислот
– лабораторный опыт
– А сейчас определим среду в растворах кислот.
– Какую среду имеют кислоты?
– А как можно это определить?
Приглашает одного суворовца попробовать на вкус кусочек лимона
– А всегда ли можно определить среду подобным образом?
Показывает образцы кислот: серной, азотной, соляной.
– Каким образом определить среду, например, в растворе серной кислоты?
– Какие реакции мы будем использовать?
Напоминает о правилах техники безопасности, задавая суворовцам вопросы.
Руководит действиями суворовцев, при необходимости оказывая помощь.
Проверка правильности результатов опыта
Отвечают, что кислую.
Суворовец подтверждает, что среда кислая.
Отвечают, что с помощью индикаторов.
– Качественные реакции.
Рассказывают о правилах безопасного обращения с веществами и оборудованием в химической лаборатории, оказании первой помощи.
Выполняют опыт по определению среды в растворах трех кислот с помощью индикаторов, записывают наблюдения в таблицу.
Отвечают на вопросы, сверяются с ИД.
Стенд «Окраска индикаторов».
4.6 Применение кислот. – Где применяются кислоты в жизни?
– Кислоты находят широкое применение не только в нашей жизни, но и в промышленности, в военном деле. Более подробно мы будем изучать их применение в 9 классе. А сейчас кратко познакомимся с их использованием в военных целях.
Отвечают на вопросы.Знакомятся с презентацией №3 «Кислоты в военном деле», представленной одним из суворовцев, оценивают. Презентация №3 «Кислоты в военном деле».
4.7 Вредное действие кислот. – Как вы считаете, какое действие оказывают кислоты?
Предлагает познакомиться с презентацией, оценить, сделать выводы.
Еще раз напоминает о правилах работы с кислотами, как в химической лаборатории, так и в быту (уксус, кислотные аккумуляторы). Особое внимание обращает на опасность при работе с концентрированной серной кислотой, рассказывает о соблюдении техники безопасности при ее разбавлении.
Суворовцы говорят о вредном действии кислот, кислотных дождях, химических ожогах и т.д.
Знакомятся с презентацией №4 «Кислотные дожди», представленной одним из суворовцев, оценивают.
Смотрят видеоопыт.
Презентация №4 «Кислотные дожди».
ЦОР «Разбавление концентрированной серной кислоты».
Стенд «Правила техники безопасности»
4.9 Подведение итогов – Сегодня на уроке мы познакомились с новым классом сложных веществ
– кислотами. Вы должны уметь давать определения, составлять формулы и названия кислот, классифицировать их по разным признакам, экспериментально определять среду в растворах кислот, знать и выполнять правила техники безопасности при работе с кислотами.
Выставляет оценки за урок отдельным суворовцам.Спрашивает, есть ли вопросы по уроку.
Уясняют.
5 Рефлексия Как вы оценили сегодняшний урок, что нового узнали, чему научились?Просит заполнить карточку «Рефлексия». Заполняют карточку с анализом урока и самоанализом своей деятельности (приложение8).
6 Задание на самостоятельную подготовку Формулирует задание, напоминает о творческом задании «синквейн», обращает внимание на дифференцированное задание. Записывают. Слайды презентации №2 «Кислоты».

Реализация этапов личностно ориентированного дидактического цикла



Совместное целеполагание

В начале дидактического цикла, в ходе совместного целеполагания выстраиваются, уточняются и согласовываются ожидания от урока.

Что каждому из вас было бы интересно узнать о кислотах?

Затем учитель вместе с учащимися формулирует ключевые вопросы темы с учетом интересов учащихся.

  1. Где применяются кислоты в жизни человека?
  2. Как производят кислоты?
  3. Зачем нужны знания о кислотах?
  4. Могут ли кислоты быть опасны для человека?
  5. Какое место занимают кислоты среди других классов соединений?
  6. Какие кислоты мы встречаем в повседневной жизни?
  7. Как их можно распознать?
  8. Каковы физические свойства кислот?

Актуализация личностного опыта

Этот этап позволяет каждому ученику обратиться к житейским понятиям и личностным смыслам, которые у него сформированы.

  1. Какие кислоты вам известны? (Уксусная, муравьиная, яблочная, лимонная, щавелевая).
  2. Где встречаются эти кислоты?
  3. Почему, на ваш взгляд, эти вещества называют кислотами?
  4. Ученики обмениваются догадками и выдвигают предположения, делают выводы.
  5. Какую пользу приносят кислоты и какой вред они могут принести?

Кислота- это природный продукт или результат деятельности человека?

При постановке данного вопроса ученики высказывают разные точки зрения относительно одной и той же проблемы – возможность организации учебной дискуссии. Итак, учащиеся имеют определенные знания по изучаемой теме, но эти знания неполны и несистемны. Следуя принципам личностно ориентированного обучения, признается их безусловная ценность, как проявление индивидуальности каждого ученика, суворовцы подводятся к выводу- обобщению о том, что кислоты – это вещества как природные, так и созданные человеком.

Презентация новых знаний с учетом предпочтений.

На этом этапе необходимо как можно шире задействовать познавательные предпочтения детей. Химия – один из предметов, изучение которых легко наполнить практическими действиями и наглядными материалами. Применение на уроке презентаций, подготовленных суворовцами, повышает интерес к предмету, увеличивает эффективность усвоения нового материала. Химический эксперимент позволяет включить все системы восприятия, что, несомненно, обеспечивает лучшее усвоение знаний, например, лабораторные опыты суворовцев по определению среды растворов различных кислот с помощью индикаторов.

Обратная связь по результатам презентации новых знаний

С целью выяснения первичного уровня усвоения знаний и подведения кратких итогов проводится рефлексия (приложение 5).

Применение и закрепление знаний

В ходе изучения нового материала суворовцы выполняют различные упражнения, отвечают на вопросы, делают выводы, формулируют определения.

Итоговый контроль (на следующем уроке)

Ученики имеют возможность выбрать контрольное задание по силам, с поэтапным усложнением содержания поверяемых знаний.

Выводы

Как видно из анализа результатов рефлексии суворовцев (приложение 5), уроком все суворовцы довольны, наибольшее предпочтение вызвала самостоятельная деятельность по выполнению химического эксперимента и желание ее продолжить, а также интерес вызвали представленные суворовцами презентации. Большинство суворовцев отметило практическую значимость изучаемого материала – необходимость знаний о свойствах кислот для безопасного обращения с ними в быту. Своей деятельностью на уроке практически все довольны. Оценка и самооценка урока суворовцами и отзывы преподавателей позволяют сделать вывод об успешности проведенного урока, эффективности деятельностного и личностно ориентированных моделей образовательного процесса.

На первое место в стандартах нового поколения в качестве планируемых результатов обучения выходят универсальные учебные действия (УУД). Овладение школьниками УУД обеспечивает их культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Личностно-ориентированный подход позволяет формировать такие УУД, как:

  1. личностные, позволяющие сделать учение более осмысленным, увязывающим учебные задачи с реальными жизненными целями и ситуациями;
  2. регулятивные, обеспечивающие возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля и коррекции своих действий и оценки собственной успешности;
  3. познавательные, включающие действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, структурирования и моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач;
  4. коммуникативные, обеспечивающие возможности сотрудничества – умение слушать, слышать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Приложения.




Следующий: