Урок по теме История одной реформы, 11-й класс


Тема: «История одной реформы. Эволюция
военной службы в России в XIX веке от рекрутской
системы к всеобщей воинской повинности».

Цели урока:

  • выяснить причины проведения военной реформы в
    России;
  • определить сущность военной реформы;
  • показать значение военной реформы для
    дальнейшего развития страны;
  • развивать умение работать с документом;
    анализировать, сравнивать, обобщать и делать
    выводы по имеющемуся материалу;
  • развивать умение высказывать и отстаивать свою
    точку зрения;

Форма урока: урок изучения нового
материала.

Формы работы: работа с документом.

Оборудование: компьютерная
презентация (Приложение)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Постановка целей урока.

II. Изучение нового материала

Вводное слово учителя.

Вопрос на актуализацию знаний.

  • Вспомните причины поражения России в Крымской
    войне?

Учащиеся высказывают свою точку зрения.
Учитель подводит итог.

– Крымская война показала отсталость России во
всех областях военного дела – обучения войск, их
вооружении, обмундировании, снабжении. Опыт
убеждал, что ни числом, ни героизмом во второй
половине XIX века выиграть войну нельзя. Задачи
реформирования армии остро встали после отмены
крепостного права. Рекрутский набор вступил в
противоречие с новым правовым статусом
крестьянина.

Вопрос к классу:

  • Предположите, проведение каких мер в армии было
    необходимо?

Учитель подводит итоги обсуждения:

  • Перевооружение армии.
  • Пополнение офицерского состава
    квалифицированными специалистами.
  • Изменение тактических приемов.
  • Улучшение руководства вооруженными силами.
  • Снижение срока службы.
  • Отмена рекрутской системы комплектования армии.

– В мае 1861 года во главе военного
министерства становится Дмитрий Алексеевич
Милютин. Он собрал под свое крыло энергичных и
мыслящих военных специалистов и в сжатые сроки
представил план реформы.
Проводили реформу поэтапно, последовательно:
1 этап – децентрализация военного управления.
В 1862 – 1867 годах Россия была поделена на военные
округа. На командующего возлагалось
командование всеми войсками, находящимися в их
округе. Всего было создано 15 округов.
В 1865 году центральным звеном управления армией
стал Генеральный штаб. Сократились расходы на
военное управление, численность чиновников в
различных управлениях, повысилась оперативность
в принятии решений.
2 этап – повышение качества военного
образования.
В 1863 – 1864 годах началось реформирование
военно-учебных заведений. Общее образование
отделяли от специального. Общеобразовательную
подготовку будущие офицеры получали в военных
гимназиях, а профессиональную — в военных
училищах. Для лиц не имеющих среднего
образования – создавались юнкерские училища,
куда принимали представителей всех сословий.
Система военных училищ: кадетские корпуса,
юнкерские училища, военные гимназии, военные
училища с двухлетним сроком обучения, военные
академии. Создание системы военных училищ хотя и
не обеспечивало полного укомплектования армии
офицерами, но позволило прекратить производство
в офицеры лиц, не имеющих военного образования.
3 этап – военно-стратегические цели требовали –
железнодорожное строительство, телефонную и
телеграфную сеть.
К началу 1870-х годов железнодорожным сообщением
были связаны все основные регионы европейской
части страны. Высокими темпами развивалась
телеграфная сеть. Шли эксперименты по
установлению телефонной связи.
К началу 1870-х годов были созданы условия для
главной реформы – замены рекрутских наборов
новым способом комплектования войск.

Работа с документом. Каждому ученику
на парту учитель раздает данный документ.

Документ «Из устава о воинской
повинности» (1874 года).

1. Защита престола и отечества есть священная
обязанность каждого русского подданного.
Мужское население, без различия состояний,
подлежит воинской повинности.
4. Денежный выкуп от воинской повинности и замена
охотником не допускается.
5. Вооруженные силы государства состоят из
постоянных войск и ополчения. Сие последнее
созывается лишь в чрезвычайных
обстоятельствах военного времени.
10. Поступление на службу по призывам решается
жребием, который вынимается единожды на всю
жизнь. Лица, по нумеру вынутого им жребия, не
подлежащие в постоянные войска, зачисляются в
ополчение.
11. К жребию призывается ежегодно один только
возраст населения, именно молодые люди, которым к
1-му января того года, когда набор производится,
минуло двадцать лет от роду.
12. Лицам, удовлетворяющим определенным условиям
образования, предоставляется отбыть воинскую
повинность без жребия, в качестве
вольноопределяющихся.
(Сроки службы для лиц со средним образованием
сокращались до полутора лет, а для лиц с высшим
образованием – до полугода).
17. Общий срок службы в сухопутных войсках для
поступающих по жребию определяется в 15 лет, из
коих 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе.
18. Общий срок службы во флоте для поступающих по
жребию определяется в 10 лет, из коих 7 лет
действительной службы и 3 года в запасе.
20. Указанные в прошедших 17 и 18 статьях сроки
устанавливаются собственно для мирного времени:
во время же войны состоящие в сухопутных войсках
и во флоте обязаны оставаться на службе до тех
пор, пока того будет требовать государственная
надобность.
36. Государственное ополчение составляется из
всего не числящегося в постоянных войсках, но
способного носить оружие мужское население от
призывного до 43-летнего возраста включительно.
От призыва в ополчение не освобождаются до этого
возраста и лица, уволенные из запаса армии и
флота.
62. Освобождаются от воинской повинности:
1) священнослужители всех христианских
вероисповеданий
2) православные псаломщики, окончившие курс в
духовных академиях и семинариях или в духовных
училищах
63. Нижеозначенные лица, если ими вынут жребий,
определяющий поступление их в постоянные войска,
освобождаются от действительной службы в мирное
время и зачисляются в запас армии на пятнадцать
лет.
212. Лица, обязанные припиской к призывным
участкам, в случае неисполнения ими сей
обязанности до истечения того года, в котором им
минуло двадцать лет, подвергаются: денежному
взысканию не свыше ста рублей.
214. Подлежащие по вынутому номеру жребию в
постоянные войска, в случае неявки их без
уважительной причин ко времени
освидетельствования призванных к исполнению
воинской повинности, подвергаются независимо от
зачисления в военную службу признанных годными к
ней: аресту не свыше трех месяцев.
217. кто, с целью уклониться от воинской повинности
или же воспользоваться при отбывании оной
льготами, ему не предоставленными, употребит
какие – либо обманные действия, тот, по
зачислении в военную службу, подвергается:
одиночному заключению в военной тюрьме на время
от четырех месяцев и двух недель до шести
месяцев.



Учитель задает вопросы учащимся по данному
документу:

  • Что это за документ? О чем он рассказывает?
  • В каком году он появился?
  • В чем заключается основное содержание военной
    реформы?
  • Какие изменения произошли?
  • Какое наказание предусматривалось за
    отклонение от воинской службы?

В ходе работы с документом учащиеся выяснили,
что произошли положительные изменения:

  • Новая система комплектования армии
  • Сократился срок службы в армии и во флоте
  • Распространение грамотности среди населения
  • Перевооружение армии
  • Ликвидирована кастовость офицерского состава

Учитель добавляет, что в армии отменили
телесные наказания, улучшили питание,
переоборудовали казармы, солдат стали обучать
грамоте.
Армия перевооружалась: появилось нарезное
оружие, скорострельная винтовка Бердана. Солдат
стали обучать лишь тому, что необходимо на войне.

III. Закрепление нового материала

Вывод: В России появилась массовая
армия, которая соответствовала требованиям
времени. Усилилась боеспособность. Была
облегчена крестьянам тягость воинской
повинности, поставив их наравне с другими
сословиями. Реформа способствовала
распространению грамотности среди солдат. После
реформы усиливается устремленность к высшему и
среднему образованию, поскольку с тем и другим
были связаны льготы воинской службы и получение
офицерского чина. Воинская повинность нанесла
удар привилегиям дворянства.

IV. Подведение итогов урока

V. Домашнее задание

Список использованной литературы:

  1. Корнилов В.А. Эволюция военной службы в
    России в XIX веке: от рекрутской системы к всеобщей
    воинской повинности, Преподавание истории и
    обществознания в школе, № 7 – 2003.
  2. Павленко Н.И., Ляшенко Л.М. История России
    XVIII–XIX века, Дрофа, Москва, 2001.
  3. Важенин А.Г. Конспекты уроков для учителя
    истории, История России XIX век, Москва, ВЛАДОС-ПРЕСС
    ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001.
  4. Кириллов В.П., Чернова М.Н. История России 1800
    – 2002 гг.: Поурочные методические разработки и
    сценарии уроков/ Серия «Книга для учителя»,
    Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.



Следующий: