Урок по теме Индустриализация и плановая экономика в СССР 1928–1940 гг

Мы живем, под собою не чуя страны.


Наши речи за десять шагов не слышны.
Только слышно кремлевского горца —
Душегубца и мужикоборца. (О.Мандельштам).

Цели урока:

  • Образовательные: Способствовать осознанию учащимися необходимости
    проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы; осмыслению сложности
    процесса индустриализации, его исторической значимости.
  • Воспитательные: Способствовать воспитанию у учащихся объективного
    подхода к историческим событиям, чувства гордости за достижения нашей
    страны.
  • Развивающие: Совершенствовать навыки работы с документами, видео-
    и аудиоинформацией, умение анализировать исторические события, устанавливать
    причинно-следственные связи между явлениями.

План урока

  1. Необходимость индустриализации.
  2. Подходы к проведению индустриализации.
  3. Плановая экономика страны в годы первой и второй пятилеток.
  4. Итоги, последствия индустриализации: плюсы и минусы.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Методы преподавания: частично-поисковый, исследовательский
метод проблемного изложения.

Материально-техническое оснащение урока:

  • видео-аудиовизуальный комплекс
  • таблицы, схема – опора (MExcel из интегрированного пакета MOffice),
    исторические документы
  • иллюстрации .карта.
  • компьютер и медиапроектор с экраном для демонстрации слайдов.
    (Презентацию можно взять у автора).

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Люция Шайгардановна. Сегодня я проведу у Вас
урок истории. Какой будет тема нашего урока?

  1. Просмотр видеосюжета.


(Видеосюжет можно взять у автора).

Чтобы дать ответ на этот вопрос давайте посмотрим видеосюжет.

  1. Вступительное слово учителя.

Так о чем мы будем говорить на уроке? (Об индустриализации.) Сегодня
мы поведем речь об одном из самых сложных и противоречивых событий отечественной
истории – об индустриализации. Эта тема особенно актуальна сегодня для нас, т.к.
многочисленные экономические эксперименты последних лет вновь поставили на
повестку дня вопрос о том, что необходимо сделать для дальнейшего развития
промышленности.

Давайте вместе с вами попытаемся понять, в чем заключалась необходимость
проведения индустриализации в нашей стране в 30 годы, каковы были ее цели,
средства, достижения этих целей и результаты.

В чем заключалась необходимость проведения индустриализации в СССР?

  1. Причины индустриализации

(после просмотра видеосюжета и записях в
тетрадях).

(СОСТАВИТЬ КЛАНСТЕР). Что я знаю по данной проблеме? (Выполнить в виде
паучка).

  1. Замедленные темпы развития экономики в СССР.
  2. Россия – аграрная страна, с преобладанием мелкого производства.
  3. Опустошения первой мировой и гражданской войн, интервенция.
  4. Отставание от развитых государств в 5 – 10 раз.
  5. Большая доля ручного труда.

К этому можно добавить сложность международной обстановки в то время: разрыв
дипломатических отношений с Великобританией, требование отозвать Советского
посла из Франции и другие события, которые оценивались руководством страны как
“заговор против СССР, конечной целью которого являлось развязывание войны”.

Военная угроза воспринималась как реальность, это подтверждают слова
В.Маяковского: “Раскрыл я с тихим шорохом глаза страниц … и потянуло порохом от
всех границ”.

  1. Индустриализация: цели, источники, методы, итоги, последствия.

Этот пункт раскрывается в ходе самостоятельной работы учащихся со
статистическими данными и документами.

На основании сказанного можно определить основные цели индустриализации.
(Приложение – опорный конспект в электронном виде. Приложение можно взять у
автора).

Схема – опора. Индустриализация в СССР в 1928 – 1940 годах

  1. Альтернативы экономического развития страны.

(Используя материалы документов и учебника.)

  1. Основываясь на идеях видных деятелей партии подготовить речь (1 -2 мин.)
    в защиту проведения индустриализации форсированными темпами, любой ценой.
  2. Основываясь на идеях видных деятелей партии — противников форсированной
    индустриализации — подготовить речь (1-2 мин.) в защиту своего метода
    преобразований.
  3. Подготовьте выступление от своего лица (1-2 мин.): “Моё отношение к
    методам индустриализации”.

По окончании пятиминутной работы — выступление групп.

Вопросы:

  • Какая точка зрения вам кажется более верной и почему?
  • Почему победила точка зрения Сталина?

  1. Показ слайда. Источники средств на индустриализацию.

(Презентацию
можно взять у автора).

Однако, несмотря на явную очевидность необходимости проведения
индустриализации, очень остро стоял вопрос о том, где взять средства для ее
осуществления. Среди руководства страны не было единства по поводу того, за счет
чего или кого осуществлять индустриализацию.



  1. Показ слайдов о стройках и работа по атласам.

(Презентацию можно
взять у автора).

Найдите основные стройки первых пятилеток

  1. Работа со статистическими данными. (Приложение № 3)

Таблица № 1. Среднегодовые темпы прироста промышленной продукции в
СССР, США, Англии и Франции

Страны 1918–1929 г. 1930–1941 г.
  1. СССР
  • Вся промышленность
  • Крупная промышленность
  1. США
  2. Англия
  3. Франция
  • 6,9
  • 9,7
  1. 3,1
  2. 1,2
  3. 7,9
  • 16,5
  • 18,0
  1. 1,2
  2. 2,1
  3. –2,2

Таблица № 2. Число построенных, восстановленных и введенных в действие
крупных государственных промышленных предприятий

Годы Число предприятий
  • 1918–1929
  • 1-я пятилетка (1928–1932)
  • 2-я пятилетка (1933–1937)
  • 2200
  • 1500
  • 4500

Таблица № 3. Ввод в действие важнейших производственных мощностей

Фактическая мощность в 1913 г. Введено мощностей в ходе индустриализации
  • Уголь, млн. т. в год
  • Железная руда, млн. т. в год
  • Чугун, млн. т. в год
  • Сталь, млн. т. в год
  • Автомобили тыс. шт.
  • Тракторы, тыс. шт.
  • Комбайны, тыс. шт.
  • 29
  • 9
  • 4,2
  • 4,3
  • 0
  • 0
  • 0
  • 189
  • 29
  • 14,6
  • 13,9
  • 200
  • 100
  • 45

Вопросы к таблицам:

  • Какие изменения произошли в экономике СССР в ходе индустриализации?
  • Какие новые отрасли появились в структуре советской экономики в ходе
    индустриализации?
  • Какие отрасли промышленности развивались наиболее быстрыми темпами и
    почему?
  • Какие цели преследовала индустриализация?

  1. Вывод учителя

В результате продолжительных дискуссий победили точки зрения И.Сталина.
Проведение индустриализации предполагалось в первую очередь за счет крестьянства
Приоритетное направление – тяжелая промышленность (диаграмма “промышленное
производство в годы первой пятилетки)

  1. Ознакомьтесь с воспоминаниями писателей о 30-х г.г. в истории нашей
    страны.

(Приложение № 4 можно взять у автора).

  • “Энтузиазм, … а к годам первой пятилетки другого слова не подберёшь,
    именно энтузиазм вдохновлял молодёжь на ежедневные и малоприятные подвиги ”.
    И.Эренбург.
  • “Зажженные огнем революции, мечтой о близком рае равенства и братства, о
    коммунизме, жили в бараках, или на работу с песнями, возводили могучую
    индустрию пылко и самоотверженно. Романтику тех лет нельзя обесценить
    никакими пересмотрами и пересчётами. Она была всенародной, исполненной
    глубокой верой, и люди трудились, делая чудеса. Гранин Д. Дорога к
    здравому смыслу // Правда. 1988. 5 августа

Вопросы к заданию:

  • Выделите то общее, что, по мнению писателей, характеризует атмосферу
    жизни общества 30-х г.г.
  • Какую роль атмосфера 30 – х г.г. сыграла в проведении индустриализации?
  • Можно ли на основе этих воспоминаний сделать вывод о сложном и
    противоречивом периоде в истории СССР?

  1. Самостоятельная работа.

Вопрос о результатах и последствиях индустриализации изучается учащимися
путём соотношения их с целями. Результаты и последствия даются учащимся в
готовом варианте (Приложение 2). Задача
школьников – правильно их соотнести с целями и объяснить свой выбор. В ходе
проверки задания ответ можно зафиксировать на доске.

  1. Делается вывод.

Предполагаемые результаты.

  1. СССР – индустриально – аграрная страна (второе место в мире по объёму
    производства)
  2. Достигнута экономическая независимость страны.
  3. Создан мощный военно-промышленный комплекс.
  4. Ликвидирована безработица.

Но можно назвать и отрицательные явления.

  1. Неравномерное развитие экономики.
  2. Политика коллективизации и раскулачивания и её последствия.
  3. Труд заключённых.

  1. Рефлексия.

На доске: Составление синквейна – стихотворение написанное по
определенным правилам об индустриализации или о Сталине И. В.:

  • строка – одно существительное,
  • строка два прилагательных,
  • строка три глагола,
  • строка крылатая фраза,
  • строка одно существительное, которое выражает суть.

  1. Домашнее задание

может быть альтернативным:

  1. §25
  2. Подготовить сообщения:
  • “Крупные стройки первых пятилеток”
  • “Наш край в 30-е годы”.
  • “Стахановское движение”.

Список литературы:

  1. Неизвестная Россия:
  2. П. А. Гордон, Э. В. Клоков “Что это было?” М. 1989 год.
  3. А. С. Орлов “Хрестоматия по истории России ” М. 1989 год.
  4. Газета “ История ” №14 – апрель 1999 год. “Трагедия большого скачка”



Следующий: