Урок по теме: Глагол

ЦЕЛИ:

- создать условия для повторения и
систематизации изученного материала по теме
«Глагол» (время глагола, спряжение, связь
управления, переход одной части речи в другую -
образование однокоренных глаголов от имен
существительных и имен прилагательных, разбор
предложения по членам, образование синонимов и
антонимов);

- содействовать развитию продуктивной
деятельности, связанной с активной работой
мышления: умением аргументировать,
анализировать, сравнивать, классифицировать,
обобщать;

- способствовать активизации каждого ребенка в
деятельности (групповая работа), формированию
произвольных контролируемых действий, умению
взаимодействовать со взрослыми (учитель),
одноклассниками.

ХОД УРОКА.

I. ИНСЦЕНИРОВКА. (Грамматическая сказка
“Глагол и его друзья” В. Волина Веселая
грамматика, издательство “Знание”. Москва, 1995)

Жил — был Глагол.

И вот однажды он решил, что каждый обязательно
должен приносить какую-нибудь пользу людям. И
пошел он по белу свету счастье искать. Шел, шел,
видит сидит имя Существительное на камушке и
плачет

- Что ты так пригорюнилось?

- Да вот, живу-живу, а для чего не знаю. Никакой
пользы не приношу.

- Пойдем вместе счастье искать. Добрые люди
говорят, что счастье и богатство лишь в труде.

Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное,
тихое, молчаливое.

- Что ты кручинишься. Прилагательное?

- Не к чему мне мои силы приложить, никого не
могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется
поработать, да не знаю где.

- Пойдем с нами счастье искать.

Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в
сказочной Грамматике. Там все что-то делали,
трудились — скучать было некогда. Встретили их
очень дружелюбно и пригласили работать в
Предложении. Друзья наши с радостью согласились.

С тех пор Глагол работает сказуемым. Он
отвечает на вопросы: Что делать? Что делает? Что
сделают?

Существительное получил сразу две должности,
оно служит иногда подлежащим, а иногда
дополнением (в зависимости от своих начальников -
падежей).

А Прилагательное работает в предложении
определением. Оно всегда тут как тут, когда нужно
получше определить какой-нибудь предмет.

С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну, как же,
они ведь приносят пользу людям! А что может быть
прекраснее на земле!

II. Итак, отправляемся в путешествие по
волшебной области «Глагол» с друзьями
Глагола с Существительным и Прилагательным. При
этом нам: пригодятся знания о подлежащем,
сказуемом, об однородных слов ax, падежах
существительного, времени и спряжении глагола,
знание орфограмм.

Когда люди отправляются в путешествие, они
определяют маршрут и путешествуют, как правило,
группами. Что мы и сделаем. У нас 4 группы, каждая
получает по маршрутному листу. За выполнение
каждого задания группа получает жетон, за
дополнения получает дополнительный жетон. В
конце урока подведем итоги. Посмотрим, кто
победит. Ну что в путь! (Раздаю маршрутные листы.
На доске вынесены слова, словосочетания,
предложенные детям в маршрутных листах).

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ I.

1. Расскажите о глаголах настоящего времени.
Приведите примеры.

2. ПИСЬМО, КЛЕЙ, РАЗГОВОР.

- Что общего между словами?
- Образовать глаголы 2 лица, единственного лица.
ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ.
- Выделите окончание, определите спряжение.

3. Что общего между словосочетаниями?

МОРОСИТ С УТРА, СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ОКАЗАТЬ
ДОВЕРИЕ.
- Запишите словосочетания. Определите падеж имен
существительных.

4. Прочитать. Списать

С ДЕРЕВЬЕВ ОПАДАЮТ ЖЕЛТЫЕ ЛИСТЬЯ.
- Объяснить орфограммы.
- Разобрать, предложение по членам и по частям
речи.



5. Списать глаголы. Определить спряжение,

ЧИНИТ, РАСТАЕТЕ
- Доказать.

6. — Прочитайте.

- Спишите глаголы.
- Определите время глагола.
БЕЛИТЬ, БЕЛЫЙ, БЕЛИЛ, БЕЛИЗНА, БЕЛИТ

7. Записать глаголы с противоположным
значением (антонимы).

ПОТЕРЯТЬ —
ОТКРЫТЬ —
ДАТЬ —
КУПИТЬ —

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ II.

1. Расскажите о глаголах прошедшего времени.
Привести примеры.

2. КРАСКА, ДУМА, ПАШНЯ.

- Что общего между словами?
- Образовать глаголы 3 лица единственного числа
- Записать в тетрадь.
- Выделите окончание, определите спряжение.

3. Что общего между словосочетаниями?

ВЫУЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ
ЕЗДИЛ НА ВЕЛОСИПЕ
ПЛЫВЕТ ПОД ВОДОЙ
- Запишите словосочетания. Определите падеж имен
существительных.

4. Прочитать. Списать.

НА ЛЕСНЫХ ПОЛЯНАХ КРАСНЕЮТ РЯБИНЫ.
-Объяснить орфограммы.
-Разобрать предложение по членам и по частям
речи.

5. Списать глаголы. Определить спряжение.

СКИНЕШЬ, КОРМИМ
- Доказать

6. Прочитайте.

- Спишите глаголы.
- Определите время глагола.
ПОМОГАЕШЬ, ПОМОЩНИК, ПОМОЩЬ, ПОМОГАТЬ, ПОМОЖЕТ

7. Записать глаголы с противоположным
значением (антонимы).

ГЛАДИТ —
МОЛОДЕЕТ —
ТРУДИТСЯ —
ГОВОРИТ —

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ III.

1. Рассказать о глаголах будущего простого
времени. Привести примеры.

2. СТАРИК, ПОМОЩЬ, САД

- Что общего между словами?
- Образовать глаголы 2 лица множественного числа
- Записать в тетрадь.
- Выделите окончание, определите спряжение.

3. Что общего между словосочетаниями?

ЗАСЕЯТЬ ПОЛЕ
КОМАНДОВАТЬ ПАРАДОМ
ДОЙТИ ДО ЦЕЛИ
- Запишите словосочетания, определите падеж имен
существительных.

4. Прочитать. Списать.

МОКРАЯ ТРАВА БЛЕСТИТ НА СОЛНЦЕ.
- Объяснить орфограммы.
- Разобрать предложение по членам и по частям
речи.

5. Списать глаголы. Определить спряжение.

УСПЕЕШЬ, СПЕШИМ
- Доказать.

6. — Прочитайте

- Спишите глаголы.
- Определите время глагола.
ИГРОК, ИГРАЕМ, ИГРУШКА, ИГРАТЬ, ПОИГРАЛ.

7. Подобрать глаголы близкие по значению
(синонимы).

ШАГАЕТ —
ПЛАЧЕТ —
СМОТРИТ —
ПРИКАЗЫВАЕТ —

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ IV.

1. Рассказать о глаголах будущего сложного
времени. Привести примеры.

2. УМ, ХОД, ПЛАЧ

- Что общего между словами?
- Образовать глаголы 3 лица, множественного числа.
- Запишите в тетрадь.
- Выделите окончание, определите спряжение.

3. Что общего между словосочетаниями?

ПРИЕХАЛ ИЗ КАЗАНИ, ПРОБЕЖАЛИ ПО АЛЛЕЕ, ПОРУЧИТЬ
ТОВАРИЩУ
- Запишите словосочетания
- Определите падеж имен существительных.

4. Прочитать. Списать.

С УТРА ШЕЛ ХОЛОДНЫЙ ДОЖДЬ.
- Объяснить орфограммы.
- Разобрать предложение по членам и по частям
речи.

5. Списать глаголы. Определить спряжение.

ВЫМОЕТ, СТРОИШЬ
- Доказать.

6. Прочитайте.

- Спишите глаголы
- Определите время глагола
УДАРИТЬ, УДАРНИК, УДАРИТЕ, УДАРИШЬ, УДАРНЫЙ.

7. Подобрать глаголы близкие по значению
(синонимы).

ШУМЕТЬ —
СМЕЯТЬСЯ —
РАЗРУШИТЬ —
СВЕРКАЕТ —

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- Вам понравился урок?

- Кто доволен своей работой?

- Чья работа вам понравилась больше всего?

- Кто на уроке заслуживает «ОТЛИЧНОЙ»
отметки?

- Чья работа на уроке нам помогла достичь цели?




Следующий: