Урок по теме Февральская революция: закономерность или случайность?


Цели урока:

1) обучающая:

  • Выяснить причины Февральской революции.
  • Установить какие задачи она должна была решить
    и ход событий.
  • Понятия: коалиционное правительство,
    двоевластие.

2) развивающая:

  • Совершенствовать навыки работы с историческим
    материалом, анализировать факты и делать выводы.
    Формировать свою точку зрения.

3) воспитательная:

  • Через осмысление прошлого учащиеся воспитывают
    в себя позитивное отношения к истории и чувство
    патриотизма.

Тип урока:

урок изучения нового материала.

Вид урока:



практическая работа.

План.



  1. Февральская революция: закономерность или
    случайность?
  2. Причины, задачи и итоги Февральской революции.

Ход урока

1. Учитель: Сегодня мы будем говорить о
Февральской революции в России и должны выяснить
Февральская революция – это закономерность или
случайность российской действительности. Перед
тем как вы ответите на этот вопрос возьмите лист
№ 1 и прочитайте точки зрения двух видных ученых
историков по проблеме закономерности
Февральской революции.

Проанализируйте и выскажите свою точку зрения.

1. О.Волобуев: “Россия шла к крушению монархии,
потому что ни правившие ею самодержавны, ни
окружение, высшая бюрократия оказались не в
состоянии провести необходимые стране
преобразования. Первая мировая война усугубила
трагедию переформированной России”.

2. Г. Иоффе: “Узелки того, что, что потом
провозглашали Февральскую революцию, завязались
в хлебные очередях и в случае умелого и
оперативного реагирования со стороны властей.
Этого не произошли. Вот почему ничего
закономерного в феврале 1917 года, по-моему, не
существовало, и какого-то неотвратимого пути к
нему я лично не вижу.

2. Обучающиеся обмениваются мнениями. Формируют
причины и задачи Февральской революции и
совместно с преподавателем заполняется таблица.

Обучающимся, предлагается самостоятельно
заполнить в таблице колонку события и итоги
февральской революции. В результате должна
получиться следующая таблица.

Февральская революция 1917 г.


Причины. Задачи. События.
  1. Ухудшение положения народа.
  2. Непешенность аграрного, рабочего национального
    вопроса.
  3. Обострение социально-экономических
    противоречий.
  4. Всеобщее недовольство политикой царизма.
  1. Свержение самодержавия.
  2. Установления демократической республики.
  3. Ликвидация помещичьего землевладения.
  4. Введение 8 часового рабочего дня, рабочего
    законодательства.
  5. Прекращение русификационной политики.
  6. Введение более широкой автономии для
    национальных меньшинств.

22.02.1917

Объявление об увольнении 30 тыс. рабочих на
Путиловском заводе в Петрограде.

23-25.02.1917

Всеобщая забастовка в Петрограде.

26-27.02.1917



Переход войск на сторону бастующих.

Формирование депутатов двух центров власти.

Петроградский Временный комитет IV совет
рабочих Государственной Думы и солдатских
депутатов

02.03.1917

Отречение Николая II от престола. Образование
Временного правительства.

Итоги революции:
  1. Ликвидация монархии.
  2. Открытие пути для демократического развития
    страны
  3. Образование двоевластия.

Подводя итоги урока, совместно с учащимися
формулируем вывод: Февральская революция была
неизбежной; она была призвана произвести
коренные перемены в жизни страны, в частности,
свергнуть самодержавие и передать власти в руки
представительных органов. Несмотря на то, что
стоявшие перед страной главные задачи были
решены не полностью, открывались принципиально
новые варианты дальнейшего развития страны.




Следующий: