Урок по теме Экологическая безопасность


ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с правилами
защиты организма от

вредных веществ, учить самостоятельно
применять знания, умения и навыки, осуществлять
их перенос в новые условия, учить сравнивать,
доказывать, анализировать, обобщать и делать
выводы.

ЗАДАЧИ УРОКА: познакомить учащихся с терминами
“Экологическая безопасность”, “Цепь
загрязнения”, “Бытовой фильтр”, “Эколог”;
учить сравнивать, обобщать; доказать детям, что
Земля — наш дом; выполнять правила личной
экологической безопасности;

развивать речь, мышление, расширять кругозор и
словарный запас учащихся, развивать умение
работать в группах, выполнять практическую
работу;

воспитывать бережное отношение к окружающей
среде, экологическую культуру школьника.

ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты и рисунки — схемы о защите
природы, карточки

для индивидуальной работы, мини-тесты,
экологические задачи, бытовой фильтр, кроссворд,
сосуд с водой и нефтью, перо птицы, учебник “Мир
вокруг нас” А.А. Плешакова, рабочая тетрадь на
печатной основе.


Ход урока

1. Организация начала урока.

- Сегодня на уроке мне понадобится ваше
внимание, поддержка и помощь.
Закройте глаза и прислушайтесь, что вы слышите?
Да, это крик о помощи.


2. Проверка домашнего задания.

а) Работа по группам.

На доске появляется рисунок Робинзона. Помощь
Робинзону Крузо. За 2 минуты исправить ошибки.

Исправить ошибки в тексте. 1 группа — 1 абзац, 2
группа — 2 абзац, 3 группа — 3 абзац.

б) Сообщения детей о ядовитых растениях.

в) Подведение итога д/з.

Что же может быть опасным для человека?

Что нужно знать, чтобы избежать опасности?


3. Работа над новым материалом.

а) Разгадывание кроссворда.



Что называется окружающей средой?

Отчего загрязняется окружающая среда?

Что люди делают для охраны окружающей среды?

Вот сегодня мы и поговорим об экологической
безопасности, как мы связанны с окружающей
средой, а ещё будем решать задачи, которые
помогут нам относиться к природе бережно,
помогать ей.

в) Сообщение ученика.

Каждый знает, как должно выглядеть образцовое
рабочее место, убранная комната или сверкающая
чистотой квартира. А вот для наведения и
поддерживания порядка в окружающей нас среде
нужны хорошо подготовленные специалисты.
“Экое” по- гречески значит “дом”, “логос” -
“ученье”, “наука”. Экология — это наука о нашем
общем доме. Этот термин был предложен в 1866 году
немецким биологом ЭРНСТОМ ГЕККЕЛЕМ. Но только со
второй половины хх века человечество всерьёз
приступило к изучению взаимодействия организмов
между собой и с окружающей средой. Всё живое на
Земле взаимосвязано, причём так тесно, что
микроскопическое происшествие на уровне
мельчайших бактерий способно привести к
необратимым последствиям в жизни людей.

- Для развития науки и техники требуется
огромное количество угля, нефти, древесины. Для
развития сельского хозяйства распахиваются всё
новые земли. При возведении гидроэлектростанций
сооружают плотины, изменяются русла рек,
затапливаются большие территории. Мы получаем
свет, тепло, но при этом губим тысячи животных и
растений.

Природа переживает сегодня немалые потрясения.
Чаще звучат слова: неблагоприятная экология,
экологический кризис, экологическая катастрофа.

(На доске появляется схема поступления
загрязнённых веществ в организм человека)

- Какие пути загрязнения атмосферы вы знаете?

г) Работа по учебнику.

- Задайте вопросы к статье учебника.
Составление цепей загрязнения. Взаимопроверка.

Учащиеся читают статью в учебнике, делают
вывод.

- Как можно защитить себя от загрязнённого
воздуха?

не гулять во время тумана, это может быть смог;
сажать цветы;
делать влажную уборку;
пользоваться кондиционером;
просить взрослых не курить в помещении;
не гулять в местах большого скопления
автомобилей;
гулять в лесах, парках.


4. Физкультминутка.

д) Чтение стихотворения детьми.

Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят! Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу пошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там – пустые банки,
И, как будто нам на зло, даже битое стекло!
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели; жгли костры, бумагу жгли
-
Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!
Что происходит с мусором и бытовыми отходами?
Куда может попасть весь мусор?

Как вы думаете, нашли герои нашего
стихотворения свободное местечко у реки? Как они
себя вели?

Мы прошли, конечно, мимо…

- Эё, ребята! — крикнул Дима
- Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол
играли -
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли! И остались на полянке
У потухшего огня:
Две разбитых наши склянки, две размокшие баранки
-
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти!
Что забыли сделать ребята, уходя домой?
Что бы вы посоветовали детям?
Не купайтесь возле промышленных стоков;
Пей только кипячёную воду;
Очищай воду при помощи бытового фильтра.

е) Практическая работа.

Ученик рассказывает о бытовом фильтре. Меняет
картридж.

Экологические катастрофы на воде.

- К чему может привести разлив нефти на реках и
озёрах?

ж) Практическая работа, опыт.



Что произойдёт с животным и растительным миром
водоёмов, если нефть попадёт в воду?

Что произойдёт, если птицы испачкаются в нефти?

1 группа 2 группа 3 группа
оттереть перья птиц от нефти построить очистительные сооружения составить памятки “Вода в жизни
человека”

з) Работа в парах.

Составьте памятки “Как уберечь себя от
экологически вредных продуктов”

Не собирай ягоды и грибы возле автострад;
Мой овощи и фрукты кипячёной водой;
Не ешь продукты с истекшем сроком хранения;
Требуй сертификат на продукты, если сомневаешься
в их качестве.


5. Итог урока.

а) мини-тест.

Ключевое слово ПРОГНОЗ.

Какой прогноз экологического состояния нашего
города вы могли бы дать?

Что можно сделать в нашем городе для улучшения
экологии?

Оцените свою работу на уроке.


6. Д3

Придумать вопросы к интервью об экологической
безопасности (воздуха , воды) помоги Робинзону
Крузо



Над кораблём Робинзона Крузо нависла чёрная
туча. Гром гремит, молния сверкает. От раскатов
грома можно оглохнуть, но, а молния такая
красивая и совсем не опасная. Вот и подошёл
корабль к берегу. Вода во время грозы очень
тёплая, поэтому Крузо решил искупаться.
Переждать дождь он решил под одиноко стоящим
деревом. Заметив лист железа, Робинзон прикрылся
им.

Вот и остров, покрытый растениями. Какие они
красивые! Так и манят к себе. Робинзон нарвал
цветов, прилёг отдохнуть. Но вдруг рой ос налетел
на цветы. Крузо смело защищался от надоедливых
насекомых: махал руками, стал убегать и наступил
на серую веточку, которая зашипела, но быстро
уползла. Робинзон узнал гадюку обыкновенную по
жёлтым пятнышкам на шее.

Вдруг в кустах наш герой услышал шорох. Как он
обрадовался, что это оказалась собака. Робинзон
хотел убежать от собаки, но решил ласково
улыбнуться и погладить её. Собака присела, а
Робинзон решил, что она хочет поиграть, бросил в
неё палку и убежал.

Мини-тест.

1. Что такое цепь загрязнения?

а) загрязняющие вещества;
п) загрязняющие вещества, попавшие в организм
человека, животных, а затем оказавшиеся в
продуктах питания;

2. Какими путями в организм человека попадают
вредные вещества?

в) через воздух, воду, почву;
р) через воздух, воду и продукты питания;

3. Что такое экологическая безопасность?

а) как растения, животные и люди живут вместе ,
влияют на окружающую среду;
о) это защита от вредного действия загрязнённой
окружающей среды;

4. Как можно защитить себя от загрязнённого
воздуха?

к) отойти в сторону;
г) не задерживаться в тех местах, где грязный
воздух;

5. Как защититься от загрязнённой воды?

м) не пей грязную воду;
н) научись пользоваться загрязнённым фильтром;

6. Какие правила личной экологической
безопасности связаны с продуктами питания?

0) мой овощи и фрукты;
а) пользуйся экологически чистыми продуктами

7. Цепь загрязнения

с) вытоптанные тропинки;
з) сжигание листвы приводит к гибели насекомых,
ядовит дым

ЗАДАЧИ

На семью из 3 человек в сутки требуется 51 кг
чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется
на семью из 5 человек?

Вяз и клён выделяют в год 16 кг кислорода. Клён в 7
раз меньше, чем вяз. Сколько кг кислорода
выделяет вяз?.

Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200
тонн сажи в год. После установки очистительной
системы количество сажи уменьшилось в 20 раз.
Сколько тонн сажи выбрасывает завод после
установки очистительной системы?




Следующий: