Урок по теме Доколумбова Америка, 6-й класс. История средних веков


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с природой, занятиями,
    религиозными верованиями ацтеков, майя и инков.
  2. Развивать у учащихся умение извлекать знания из
    различных источников (карта, иллюстрации,
    документы); формировать умение прослеживать
    причинно-следственные связи, умение работать с
    картой и контурной картой; обучать анализировать
    и сравнивать исторические явления; составлять
    таблицы; формировать умение связно излагать
    факты, объяснять события и делать выводы.
  3. Формировать эмоционально-личностное отношение
    к историческим событиям и явлениям; развивать
    эстетические взгляды учащихся, уважение к
    культурному наследию.

Оборудование:

  • активная доска;
  • рабочая тетрадь к учебнику;
  • раздаточный материал (приложение 1)
  • презентация (приложение 2).

Понятия: ацтеки, майя, инки.

1. Организационный момент.

Учитель создает интригу, чтобы пробудить
интерес к уроку.

- Сегодня мы отправимся в путешествие, но цель
нашего путешествия зашифрована в ребусе, который
нам необходимо разгадать. (Приложение
2, слайд 1).

После успешного разгадывания ребуса, учитель
сообщает тему урока и д/з (Приложение 2,
слайд 2).

2. Организация восприятия и осознания
нового материала.

- В какой век мы отправляемся? Когда была
открыта Америка? На чем мы будем путешествовать?
(Учащиеся высказывают предположение о
каравелле).

- Почему именно с появлением каравелл стали
возможны такие путешествия?

- Нам необходимо проложить маршрут и выяснить,
где проживало население Америки?

Один ученик выходит к доске и работает с
контурной картой на активной доске (Приложение
2, слайд 3), остальные – в рабочих тетрадях [2].

- Определите словами территорию проживания
различных племен индейцев.



- Можем ли мы в наше время встретить очевидцев
тех событий?



- Как в таком случае мы можем восстановить те
события? (Учащиеся делают предположение о
возможности изучать историю по историческим
источникам, вспоминают виды источников).

- Именно с историческими источниками мы и будем
работать на нашем уроке.

- Американский континент необычаен и загадочен.
Сегодня мы должны будем разрешить эти задачи.

- Загадка 1. На территории Америки не обнаружено
останков первобытного человека. Откуда и как
появились люди в Америке? (Приложение 2,
слайд 4).

- Люди начали проникать в Америку из
северо-восточной Азии около 25 тысяч лет назад,
продвигаясь к югу, осваивали континент.

- Загадка 2. Существует огромное количество
теорий о контактах Америки со Старым Светом.
Упоминаются древние римляне и африканцы, японцы,
абсолютно доказано, что норманны были здесь и
даже основали свои поселения. Почему
открывателем Америки называют Колумба? (Приложение 2, слайд 5).

- В ходе нашего путешествия мы будем вести
путевой дневник в виде таблицы.


Название племени Занимаемая территория Занятия Общественные отношения Достижения культуры
1. Ацтеки
2. Майя
3. Инки

- Мы отправляемся в путешествие, первое племя,
которое мы посетим, это ацтеки.

Работа с активной доской (Приложение
2, слайды 7-11).

Обсуждая увиденное, учащиеся находят
информацию для таблицы.

- Сейчас мы познакомимся с письменными
источниками.

Работа с Приложением 1.1, [3] и вопросами к нему.
Обсуждение и заполнение таблицы.

Работа с актив ной доской (Приложение
2, слайд12).

Проведение физкультминутки, привлекая
материал урока и, используя его для таблицы.

В качестве физкультминутки ученикам
предлагается изобразить животных, содержащихся
в зоопарке Монтесумы.

- Теперь с новыми силами после физических
упражнений, мы отправляемся к индейцам майя.

Работа с письменными источниками (Приложение
1.2, [3]).

- Я вам предлагаю проанализировать
материальные источники, представленные на
слайдах, и внести дополнения в таблицу (Приложение 2, слайды 16-23).

Обсуждение информации, предложенной на
слайдах.

- Следующий пункт нашего путешествия – индейцы
инки. Для начала выясним территорию проживания (Приложение 2, слайд 24).

- Основную информацию нам предоставят
письменные источники (Приложение 1.3, [4]).

Работа с активной доской (Приложение
2, слайды 25-27).

- Проверим, насколько правильно мы заполнили
наш путевой дневник (Приложение 2,
слайд 28).

- Пожалуйста, сделайте вывод по нашей таблице.
Что мы можем из нее узнать?

- Вывод по нашей таблице совпадает сегодня с
выводом по нашему уроку.



3. Закрепление материала урока.

Беседа учителя по основным вопросам урока.

4. Подведение итогов урока.

Общий вывод по уроку. Выставление оценок с
комментарием. Учитель благодарит за урок.

(Приложение 2, слайд 29).

Литература:

  1. Агибалова Е.В. Донской Г.М. История средних
    веков. Учебник для 6 класса. Москва:
    “Просвещение”, 2007.
  2. Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику. Москва:
    “Просвещение”, 2007.
  3. Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы
    по ИСВ. Москва: “Просвещение”, 1992, стр. 52-53.
  4. Волобуев О.В, Секиринский С.А.
    Художественно-историческая хрестоматия. Средние
    века. Пособие для учителей. Москва:
    “Просвещение”, 1977, стр. 154, 155-157.
  5. Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков.
    Москва: “Мирос”, 1995, стр. 106-107.



Следующий: