Урок по теме Чтение слов с буквой Ш. Сочетание Ши. В осеннем лесу


Цели урока:

  • закрепить знания учащихся о согласной букве ш;
  • совершенствовать навыки написания сочетания ши;
  • уметь производить звукобуквенный разбор слова.
  • Задачи урока:

    Образовательные:

  • формировать знание учащихся о согласной букве ш;
  • формировать навыки написания в сочетании ши.
  • Воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к
    природе, умение работать с книгой, интерес к
    чтению.
  • Развивающие:

  • развивать речь, память, логическое мышление,
    познавательный интерес, наблюдательность,
    любознательность, умение сопоставлять, делать
    выводы, обобщать, сравнивать;
  • развивать выразительное чтение и умение
    отвечать на вопросы по содержанию.
  • Методы:

    словесные, наглядные, практические,
    стимулирующий.

    Оборудование:

  • учебник «Русская азбука»;
  • осенние листья для поощрения;
  • стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью
    дышало», «Октябрь уж наступил — уж роща
    отряхает», «Унылая пора очей очарованья»;
  • произведение Чайковского «Осенняя песнь.
    Октябрь».
  • Ход урока

    1. Орг. момент.

    Сегодня у нас необычный урок, а урок -
    путешествие.

    Мы продолжим читать слова с буквой ш.
    Повторим сочетание ши. Прочитаем новый
    рассказ.

    Ваша задача быть внимательными, выразительно
    читать, отвечать на вопросы, слушать своих
    одноклассников.

    Путешествовать нам поможет цветик -
    семицветик.

    Лети — лети лепесток, через запад и восток.
    Через север, через юг возвращайся, сделав круг.
    Лишь коснёшься ты земли, быть по — моему вели.
    Вели, чтобы мы отправились в путешествие.

    2. Станция «Отгадай-ка» (1 листик).

    Загадки:

    1. Стоит высокий светлый дом,
    Ребят проворных много в нём,
    Там пишут и считают,
    Рисуют и читают. (Школа)

    2. Непохож на человечка,
    Но имеет он сердечко,
    И в работе круглый год
    Он сердечко отдаёт
    Пишет он, когда диктует,
    Он и чертит и рисует,
    А сегодня вечерком
    Он раскрасит мне альбом. (Карандаш).

    3. Из сучьев и веток своими руками зелёненький
    домик построим мы сами. (Шалаш)

    -

    Где стоит звук Ш в слове школа ?

    - Сколько букв А в слове карандаш ?

    - Чем интересно слово шалаш ?

    3. Станция «Интеллектуальная» (2 листик)

    Проговаривание скороговорок:

    Шесть мышат в шалаше шуршат.

    Шила шапку — сшила тапку.

    Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая
    кошка сидела выше.

    Доскажи словечко:

    мы ши

    ти ши на

    ши на

    ер ши

    ка мы ши

    ма ши на

    Вывод: ШИ ПИШИ С БУКВОЙ И.

    Упражнение для чёткого проговаривания звука Ш.

    Шорох,

    Шептанье,

    Шумок за окном,

    Шлёпанье лёгкое:Кто это?-гном!

    Ш-Ш-Ш! Там, за шторами возле окна,

    Шустрым мышонком

    Шуршит тишина.

    4. Станция «Сказочная» (3листик)

    - На дворе март, а у нас за окном снег.

    -Ребята, а хотели бы вы побывать в гостях у
    осени?

    -Закройте глаза и послушайте произведение
    П.И.Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь».

    -Какие картины вы увидели, слушая музыку?
    (ответы детей).



    -Какие деревья могли расти в осеннем лесу?

    -Ветки каких деревьев и кустарников вы видите
    на доске?

    (На доске наглядный материал с изображением
    веток ели, сосны, рябины)

    -Соотнесите картинки и слова. Какие плоды
    растут на этих деревьях?

    -Назовите слово, в котором звуков больше, чем
    букв (ели). Проводим звукобуквенный разбор
    слова.

    -Слово, в котором звук отличается от буквы? (рябины)

    5. Станция «Почитай-ка» (4 листик)

    Чтение слов по слогам учащимися:

    Словарь:

    нас — ту — пи — ла

    сто — я — ли

    де нь — ки

    о — сен — нем

    со — би — ра — ли

    сос — но — вы — е

    е — ло — вы — е

    чтение текста учителем;

    чтение текста уч-ся;

    Работа над текстом:

    - О каком времени года говорится в тексте?

    - Куда пошли дети?



    - Что они видели в лесу?

    - Что собирали ребята?

    - Назови слова со звуком Ш, с сочетанием ШИ.

    - Какой заголовок можно придумать к этому
    тексту?



    6. Станция «Оздоровительная» (5 листик)

    Упражнения для туловища: выполняем в движении

    Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
    Ветер вдруг подул сильней и листву сорвал с
    ветвей.
    Ветер дуй сейчас потише, шелест листьев хотим
    слышать.

    6. Станция «Поэтическая» (6 листик) слова
    учителя:

    Очарование огненно — золотистого и багряного
    цвета на картине «Золотая осень», умело передал
    Исаак Ильич Левитан. Этот проникновенный
    художник с огромной любовью и теплотой писал
    нашу скромную, исполненную тихой прелести
    русскую природу.

    В эту пору А.С. Пушкин сочинил большую часть
    своих стихотворений. Они известны и любимы
    русским народом. Послушаем некоторые из них.

    (Подготовленные дети читают стихи А.С.Пушкина)


    Уж небо осенью дышало,
    Уж реже солнышко блистало,
    Короче становился день,
    Лесов таинственная сень
    С печальным шумом обнажалась,
    Ложился на поля туман,
    Гусей крикливых караван
    Тянулся к югу: приближалась
    Довольно скучная пора;
    Стоял ноябрь уж у двора.
    А.С.Пушкин.

    Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
    Последние листы с нагих своих ветвей;
    Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
    Журча, ещё бежит за мельницу ручей,
    Но пруд уже застыл, сосед мой поспешает
    В отъезжие поля с охотою своей,
    И страждут озими от бешеной забавы,
    И будит лай собак уснувшие дубравы.
    А.С.Пушкин.

    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса —
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и золото, одетые леса,
    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
    И мглой волнистою покрыты небеса,
    И редкий солнца луч, и первые морозы,
    И отдалённые седой зимы угрозы.
    А.С. Пушкин.

    7. Станция «Итоговая»(7 листик).

    - Что нового узнали на уроке? Что особенно
    запомнилось?




    Следующий: