Урок по теме: Без билета по белу свету


Задачи:

обобщить знания о классификации плодов и
семян,

  • познакомиться со значением распространения
    плодов и семян, с различными приспособлениями к
    распространению, возникшими в процессе эволюции;
  • продолжить формирование умений работать с
    натуральными объектами и дополнительной
    литературой;
  • развивать самостоятельность мышления, умения
    работать в группе постоянного состава, обобщать,
    делать выводы;
  • активизировать эмоциональную сферу личности
    учащихся;
  • прививать интерес к биологическим знаниям;
  • воспитывать любовь к живой природе.
  • Тип урока: обобщение знаний.



    Методы обучения:

    • по источнику знаний: словесные, наглядные:
      демонстрация таблиц, разнообразие плодов и
      семян; практические: лабораторные работы, опыты.
    • по характеру деятельности учителя —
      проблемные.
    • по характеру деятельности учащихся —
      поисковые, исследовательские.

    Оборудование:

    • натуральные плоды и семена,
    • конверты с кружками красного, желтого и
      зеленого цвета,
    • карточки, таблицы, открытки, рисунки.

    Класс разбит на 3 группы. Консультант группы
    руководит работой. За правильный ответ ученик
    получает жетоны: красного цвета — 3 балла,
    зеленого — 2 балла, синего — 1 балл.

    План-конспект урока

    I. Организационный момент

    Объясняются тема и задачи урока.

    II. Вступление учителя

    Кто же может путешествовать на самолете,
    машине, пароходе? Да еще без билета?

    Ответ:

    плоды и семена.

    Сказка “О жадном дубе”


    На опушке рос дуб — хмурый, ворчливый и жадный.
    Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала
    к нему мышка и говорит: “Разреши взять у тебя два
    желудя. Один я съем, другой посажу на дальней
    поляне, чтобы и там рос дубочек”.

    А дуб как на нее набросится: “Убирайся, пока
    цела! Не дам я тебе желудей — пусть со мной
    остаются!” Задрожала мышка от страха, убежала и
    больше не появлялась.

    Жил дуб в полном одиночестве. Временами у дуба
    появлялись желуди. Созрев, они падали на землю,
    прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его
    потомство было при нем. Но потомству не везло.
    Всем росткам не хватало места. Они мешали друг
    другу расти и погибали в малом возрасте.

    Прошли годы. Дуб состарился и однажды, в бурю,
    рухнул. Так и не дождался жадный старик себе
    смены…

    Это, конечно, сказка. Но она верно объясняет, для
    чего семенам нужно бродяжничать. И как важно этим
    непоседам иметь друзей, которые помогали бы им
    переселяться на новые места.

    А поскольку у друзей свои привычки и повадки,
    растениям приходится к ним приспосабливаться.
    Многие растения до того “доприспособлялись”,
    что у семян появились хитрые устройства и разные
    приманки. Короче говоря, они стали называться уже
    не семенами, а плодами.

    III. Проверка знаний

    Лабораторная работа “Классификация плодов”.
    (Работа в группе).

    Карточка 1.

    • Рассмотрите имеющиеся у вас плоды. Разделите их
      на сочные и сухие.
    • Сочные плоды разделите на односеменные и
      многосеменные. Определите их названия.
    • Разделите сухие плоды на односеменные и
      многосеменные. Определите их названия.
    • Заполните таблицу: учебник, стр.136.

    Консультант проверяет таблицы. Выдает жетоны.

    Индивидуальная работа.



    Загадки.

    Пышный хохолок
    Семя уволок.
    (Плоды одуванчика, бодяка, семена ивы).

    Хоть совсем не птица,
    А с крылом родится;
    С веточки сорвется —
    И на крыльях вьется.
    (Плоды клена, ясеня, семена хвойных).

    Сойка что-то в клюв схватила,
    По дороге уронила,
    А потеря не пропала:
    Отлежалась да и встала.
    (Расселение желудей сойкой).

    Плюется, взрывается —
    Плодом называется.
    (Бешеный огурец).

    Плывет в речке утица,
    То нырнет, то крутится, —
    От родного берега
    Далеко очутится!
    (Расселение плодов водой).

    Плодик наклонился —
    В землю схоронился.
    (Арахис).

    За ответы выдаются жетоны.

    Составление схемы “Распространение плов и
    семян”
    (работа в парах). Затем обсуждают
    результаты работы в группах. Схема вывешивается
    на доске.

    Работа по звеньям.

    Учитель читает рассказ. Отвечают ученики
    первой группы, если они не могут ответить,
    отвечают другие группы.

    Рассказ “Леса меняют адреса”

    Осенью 1941 года немецкие фашисты начали
    наступление на Москву. Чтобы задержать врага, на
    его пути создавались оборонительные укрепления.
    У дороги, ведущей в столицу, саперы вместе с
    местными жителями валили лес. Люди постарались
    на совесть. Завал получился отличный — помог на
    какое-то время задержать немецкие танки,
    рвавшиеся к Москве. Когда врага отогнали, остаток
    леса пошел на восстановление спаленных
    фашистами домов. Так и не стало ельника. Но прошло
    несколько лет, и местные жители начали замечать,
    что на месте прежнего леса поднимается новый.
    Удивляло лишь одно: был лес еловый, а теперь
    тянулись тоненькие березки. Никто специально не
    сажал. Тогда откуда же взялись семена, из которых
    они выросли?

    Ответ. Семена “прислали” березы, росшие в
    стороне от бывшего ельника. Кто же перенес их на
    новое место?

    Ответ. Ветер.

    Вопрос. Почему до войны березовые семена не
    долетали в еловый лес?

    Ответ. Залетали тысячами. Но им не везло.
    Береза светолюбивое дерево, тени не выносит, а в
    ельнике темно. Вот и не приживались березки.
    Гибли. Но стоило срубить еловый лес — и на его
    месте поднялся молодой березняк.

    Лабораторная работа.

    Какие приспособления для распространения
    имеют плоды или семена, переносимые ветром?
    Ученики рассматривают семена березы, одуванчика,
    ольхи, сосны. Отвечают на вопрос. Оценивают
    ответы. Консультант выдает жетоны.

    Игра “У кого семя одуванчика улетит дальше?”

    Второй рассказ для второй группы


    Случилось это в 1891 году. Начался пожар — самое
    страшное, что может случиться в лесу. Пожар
    продолжался несколько дней, а когда кончился, на
    месте леса дымилось пепелище. С тех пор прошло
    много времени, а гарь по-прежнему не зарастала. И
    вдруг весной 1919 года лес начал возрождаться. Из
    под обугленной земли стали пробиваться
    зелененькие ростки. Люди удивлялись: кто
    произвел эти посадки? Лесоводы туда не заходили.
    Птицы и звери покинули лес. Лес был далеко, ветер
    тоже не мог занести семена. Не могла и вода этого
    сделать: рядом не было реки.

    Ученые долго думали: что же случилось?

    Ответ. Лес возродился из семян, зарытых в
    землю еще до пожара белками.

    Третий рассказ для третьей группы


    Вы хорошо знаете это растение. Проходя мимо
    летом, не обращаете на него внимания. А стоило бы.
    Ведь это один из великих завоевателей земного
    пространства. Когда-то, в очень далекие времена
    его мелкие семена “сдружились” с испанскими
    солдатами, отправлявшимися покорять индейцев. В
    сырую погоду семена становились клейкими,
    прилипали к солдатским сапогам, вместе с ними
    переплыли океан и очутились в Америке. Но и там
    они не расстались с испанцами — те же сапоги с
    поразительной быстротой разнесли их на новые
    места.

    Назовите это растение и постарайтесь
    объяснить, почему его так назвали.

    Ответ. Подорожник. Он назван так потому, что
    чаще всего встречается вдоль дорог. Коренные
    жители Америки — индейцы — называют подорожник
    “следом белого человека”.

    Лабораторная работа.

    Рассмотреть семена подорожника, щавеля.

    Учитель. Плод щавеля. Его вы вряд ли видели,
    хотя такими плодами усеяно все растение. Секрет в
    том, что плод со всех сторон окружен тремя
    листочками. Попробуйте отгадать: для чего плоду
    нужны эти листочки? И почему щавель особенно
    часто встречается по сырым местам, на дне
    оврагов, по берегам прудов, рек?

    Не догадались? Тогда проделаем опыт.

    Опыт. Бросить в стакан с водой плоды щавеля
    без листочков, в другой стакан плоды с
    листочками. Понаблюдайте, что произошло.

    Ответ. Плоды щавеля без листочков упали на
    дно стакана, а с листочками плавают. Эти листочки
    — плавательные приспособления. Плоды щавеля
    разносятся паводковой водой.

    “Светофор”

    Устный тест. Вопрос и 3 ответа. Учащиеся
    должны поднять кружок соответствующего цвета:
    красный — утверждение неверное; желтый — ответ
    неполный; зеленый — ответ правильный.

    1. Венчик цветка:
    1. защищает главные органы цветка (красный)
    2. украшает цветок (желтый)
    3. привлекает насекомых (зеленый)
  • Из какой части цветка образуются плоды?
    1. тычинка (красный)
    2. пестик (желтый)
    3. завязь (зеленый)
  • На какие группы можно разделить плоды по типу
    околоплодника?
    1. сухие (зеленый)
    2. мокрые (красный)
    3. сочные (зеленый)
  • Какие приспособления для распространения имеют
    плоды или семена, переносимые ветром?
    1. крючочки (красный)
    2. парашютики (зеленый)
    3. крылышки (зеленый)
  • Семена каких растений распространяются
    муравьями?
    1. сосны (красный)
    2. чистотела (зеленый)
    3. подснежника (зеленый)

    Подводятся итоги. Выдаются жетоны.

    Игра “Пятый лишний”

    Работа в тетради.

    1. Яблоня, томат, смородина, огурец, пшеница.
      (Плоды сочные).
    2. Семянка, орех, зерновка, крылатка, стручок.
      (Плоды ореховидные).
    3. Одуванчик, береза, сосна, рябина, ковыль.
      (Распространение плодов и семян ветром).

    Подводятся итоги. Выдаются жетоны.

    Сказочные растения

    Какие сказки связаны с плодами? К каким типам
    относятся плоды?

    • Плод тыквина — “Золушка” Ш. Перро (тыква),
      “Приключения Чиполлино” Дж Родари (тыква).
    • Плод боб — “Принцесса на горошине” Х.К.
      Андерсен.
    • Плод зерновка — “Мужик и медведь” русская
      народная сказка (рожь).
    • Плод костянка — “Приключения Чиполлино” Дж.
      Родари (вишенка).

    А сейчас приз для каждой группы за работу.
    Только его надо определить.

    “Черный ящик”. В “черном ящике” лежат призы.

    Приз для первой группы.

    Сочные плоды с мякотью, покрытые снаружи тонкой
    кожицей. Внутри плодов много мелких семян. Ответ:
    плоды смородины, ягода.

    Приз для второй группы.



    Сочные плоды с тонкой кожицей, мякотью и
    одревесневшим внутренним слоем околоплодника —
    косточкой, внутри которой находится одно семя.
    Ответ: плоды черемухи, костянки.

    Приз для третьей группы.

    При образовании этих плодов, кроме завязи,
    принимают участие нижние части тычинок,
    лепестков, чашелистиков и цветоложе. Семена
    лежат в пленчатых сухих камерах. Ответ: плоды
    яблони, яблоко.

    IV. Итоги урока.

    Вопросы к беседе с учениками:

    • Что вас больше всего заинтересовало в ходе
      проведения урока?
    • Какое открытие вы сделали сегодня?
    • Что нового обнаружили вы в себе?

    Подсчитываются баллы. Выставляются отметки.




    Следующий: