Урок по теме: Абиотические факторы среды. 9-й класс


Цель урока: углубить и
систематизировать знания учащихся о влиянии
факторов неживой природы на организмы.

Задачи: формирование у учащихся
основных представлений о процессах загрязнения
атмосферы, их последствиях и мерах по уменьшению
антропогенного воздействия на атмосферу; о
влиянии света, температуры, воды, солёности среды
и наличия кислорода для жизнедеятельности живых
организмов.

Личная значимость изучаемого для
учащихся:

  • Понимание важности учёта влияния
    абиотических факторов на организмы.

  • Разумное использование абиотических
    факторов.

  • Выяснить: какой абиотический фактор
    является главным и почему?

Подготовительный этап: учащиеся (5
человек) готовят сообщения о влиянии света, воды,
температуры, солёности среды и кислорода на
живые организмы, об “озоновых дырах”, 1 ученик
учит стихотворение.

Оформление: таблица “Абиотические
факторы среды и их влияние на живую природу”,
плакат “Международные экологические акции”.


МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АКЦИИ

29 января – день мобилизации против
угрозы ядерной войны
2 февраля – день водно-болотных угодий
1 марта – день борьбы с наркоманией
22 марта – день воды
24 марта – день борьбы с туберкулёзом
1 апреля – день птиц
7 апреля – день здоровья
22 апреля – день Земли
31 мая – день без курения
1 июня – день защиты детей
5 июня – день окружающей среды
16 июня – день защиты от опустынивания
26 июня – день борьбы с наркоманией и
распространением наркотиков
15 сентября – день Мира
16 сентября – день борьбы за
защиту озонового слоя

26 сентября – день моря
27 сентября – день туризма
4 октября – день защиты животных
14 октября – день по уменьшению опасности
стихийных бедствий
20 ноября – день отказа от курения
1 декабря – день борьбы со СПИДом
29 декабря – день биологического
разнообразия

1. Повторение домашнего задания по
вопросам:

– В чём отличие биогеоценоза и
биоценоза?
– Кто такие: автотрофы, гетеротрофы, консументы,
продуценты, редуценты?
– Что такое агроценозы? Приведите примеры по
нашему городу?
– Всегда ли создание агроценозов приносит
пользу природе? Докажите.

2. Новая тема.

Учитель: На живую природу
оказывают действие многих экологических
факторов. Их можно разделить на 2 группы:

  1. Абиотические – это все факторы неживой
    природы(свет, температура, влажность, состав
    воды, воздуха, почвы и др.);
  2. Биотические – взаимодействия между живыми
    организмами. В этой же группе находится и
    антропогенный фактор (влияние человека).

– Мы сегодня познакомимся с
некоторыми факторами неживой природы.

– Заслушаем сообщение вашего
одноклассника о влиянии температуры на
живую природу.

Ученик рассказывает о теплокровных
и холоднокровных животных, о теплолюбивых и
холодостойких растениях, о летнем и зимнем
анабиозе, о зимней спячке.
После выступления ученика учитель задаёт
вопросы на закрепление и на повторение, уточняет
некоторые моменты:

– Кто такие холоднокровные и
теплокровные животные? Привести примеры по нашей
Кемеровской области, городу.
– Какие бывают растения по отношению к разной
температуре (теплолюбивые и холодостойкие)?
Привести примеры по нашей области, городу.
– Какие есть приспособления у животных и
растений к низкой температуре? К высокой
температуре?
– Заслушаем сообщение ученика о влиянии
света на живую природу.

Ученик рассказывает о трёх областях
спектра лучей света: ультрафиолетовой – длина
волны менее 0,290 мкм, видимой – 0,400 – 0,750 мкм,
инфракрасной – длина волны более 0,750 мкм;
рассказывает о влиянии каждого вида лучей на
живые организмы; также рассказывает о
фотопериодизме, о светолюбивых и теневыносливых
растениях; о том, какие есть приспособления у
животных к изменениям продолжительности
светового дня.

Учитель: В мире ежегодно
проводится ряд экологических акций (напомнить
учащимся некоторые из них по плакату). Одна из
этих знаменательных дат – 16 сентября
международный день борьбы за защиту озонового
слоя.

В Вене в марте 1985 года была подписана
конвенция по охране озонового слоя. 16 сентября 1987
года в Монреале представители 36 стран подписали
протокол, по которому они взяли на себя
обязательства уменьшить использование, а затем
прекратить применение в промышленности и в быту
озоноразрушающих веществ. Через 10 лет число
стран, подписавших данный Протокол, увеличилось
до 163, в их число вошла и Россия.

– Заслушаем сообщение ученика об
озоновом слое.

Ультрафиолетовые лучи с длиной волны
меньше 0, 290 мкм губительны для всего живого. Эти
лучи задерживаются озоновым слоем. Озон –
аллотропная модификация кислорода. Он
образуется в атмосфере из кислорода при
электрических разрядах во время грозы и под
действием УФ излучения Солнца в стратосфере.
Озоновый слой располагается в атмосфере на
высоте 10-15 км с максимумом концентрации озона на
высоте 20-25 км. В результате антропогенных
воздействий озоновый слой прохудился, и в нём
стали появляться озоновые “дыры” с заметно
сниженным содержанием озона. В настоящее время в
мире имеются около 120 озонометрических станций,
которые следят за состоянием озонового слоя
планеты.

Существует три гипотезы разрушения
озонового слоя:

1. Антропогенная.

– В 1995 году ученые-химики Шервурд
Роуланд и Марио Молина (США), Поль Крутцен
(Германия) были удостоены Нобелевской премии за
гипотезу, что под действием солнечных лучей
синтетические углеводороды (фреон, галогены и
др.) разлагаются с выделением атомарного хлора и
брома , разрушающего озон в атмосфере.

– Выбросы сверхзвуковых самолетов и
космических аппаратов, содержащие оксид азота,
тоже разрушают озоновый слой. Установлено, что
один запуск американского космического корабля
типа “Шатл” приводит к гашению 10 млн. тонн озона.

2. Геологическая.

– Ряд исследователей считают, что
существуют рифтовые зоны, в которых идет
интенсивное выделение водородных флюидов с
примесью углеродных и галогенных газов, которые
способствуют образованию ледяных облаков. Эти
облака и разрушают озоновый слой.

3. Физико-географическая.

– На основе исследований Центральной
аэрологической обсерватории России установлено,
что в озоновом слое (на высоте 10-25 км) главную роль
в сезонных и более длительных изменениях
концентрации озона играют процессы переноса
воздушных масс. Содержание озона здесь
определяется химическим составом атмосферы и её
охлаждением. Чем ниже температура, тем сильнее
разлагаются молекулы озона.

Мероприятия по охране озонового
слоя.

Получены альтернативные
озонобезопасные заменители фреонов: изобутан –
имеет нулевой озоноразрушающий потенциал,
углеводородный пропеллент,
гидрохлорфторуглероды.
Однако это не решает проблемы в целом, так как за
прошедшие десятилетия в атмосфере накопилось
столько фреонов и других озоноразрушающих
веществ, что даже после полного их запрещения
разрушение озона в атмосфере не прекратится еще
не менее 50-80 лет. Поэтому в России и США уже начаты
исследования по активным методам. Так, для
затягивания озоновых дыр над Антарктидой
возможно применение метода внесения в
стратосферу этана или пропана, которые будут
связывать атомарный хлор, разрушающий озон, в
пассивный к нему хлористый водород. Существуют
физико-химические методы, ускоряющие
образование озона, в частности методы
электромагнитного излучения, с помощью
электрических разрядов и лазерного излучения.

Один из учеников заранее учит
стихотворение и рассказывает его.

Озонная дыра над Антарктидой!
А не было её ещё вчера.
Зачем она учёными открыта?
Неужто судный день для бела света
Подкрался вдруг космической тропой?
И под жестоким ультрафиолетом
Нам корчиться беспомощной толпой?
Неужто всё, что дорого и свято
В единой человеческой судьбе,
Вдруг будет уничтожено, распято
Потоками диапазона “Б”?
На миллион квадратных километров
Пробита наша вечная броня,
И даже все арктические ветры
От страха взвыли, душу леденя.
Великая озонная защита
Разорвана отныне навсегда.
Виновников незримых не ищите,
Виновники – мы с вами, господа!
Озонная дыра над Антарктидой,
Как рана в сердце, как пожар в груди.
Одумайся, беспечный индивидуум,
И в будущее взор обороти!
И ощути всей плотью знак сей грозный,
И хоть на миг забудь о барышах,
Одумайся пока ещё не поздно,
Пока не сделал свой последний шаг,
Пока другие дыры не пробиты
На нашем общем малом корабле,
Пока одна дыра над Антарктидой,
Пока один Чернобыль на Земле!

(М. Ножкин)

Учитель задаёт уточняющие вопросы:

– Какие есть области спектрального
солнечного излучения?
– Под воздействием каких лучей у человека
вырабатывается витамин Д?
– Какие лучи нужны растениям для протекания
процесса фотосинтеза?
– Что такое фотопериодизм?
– Какие бывают растения по отношению к
количеству света? (светолюбивые и
теневыносливые)
– Какие есть приспособления у животных к
сезонным изменениям продолжительности
светового дня? А у растений?

– Заслушаем выступление вашего
товарища о влиянии влажности на живую
природу.



Ученик рассказывает о значении воды
в природе; о приспособлениях у животных и
растений к недостатку и избытку влаги.
После выступления ученика учитель задает
вопросы на закрепление, уточняет непонятые
моменты.

– Каково значение воды в природе?
Вспомните о круговороте воды.
– Какие есть приспособления у растений и
животных к недостатку влаги?
– Что вы можете сказать о значении воды для флоры
и фауны нашей области?

– Заслушаем выступление ученика о
влиянии на живую природу солёности среды и
кислорода.

Ученик рассказывает о том, как
растения и животные удаляют из организма излишки
солей, как поддерживается постоянство
внутренней среды организмов; какие бывают
организмы по способу дыхания. После сообщения
учащегося учитель уточняет некоторые моменты,
задаёт вопросы на закрепление.



– Какие приспособления есть у
растений для удаления излишек солей?
– У каких морских животных жидкая среда
организма сходна по составу с морской водой?
– Кто такие аэробы и анаэробы?
– Как менялись органы дыхания от простейших до
позвоночных?

3. Закрепление

Ответить на проблемный вопрос урока:

– Какой абиотический фактор является
главным и почему?

4. Домашнее задание

Параграф № 50, подготовить сообщения об
интенсивности воздействия факторов (3 чел.).
Написать мини-сочинение об одном из абиотических
факторов на тему: “Что будет, если …”

Литература:

1. Алексеев В.А. 300 вопросов и
ответов по экологии. Ярославль: Академия
развития,1998.

2. Балабанова В.В., Максимцева Т.А.
Предметные недели в школе: биология, экология,
здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2003. – 154
с.

3. Кузнецов В.Н. Справочные и
дополнительные материалы к урокам экологии. М.:
Дрофа, 2002. – 128 с.

4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин
Н.И.
Биология. Общие закономерности. 9 класс:
Учебник для общеобразовательных учебных
заведений. М.: Дрофа, 2005. – 288 с.

5. Молодова Л.П. Игровые
экологические занятия с детьми. Минск: Асар, 1996.

6. Фадеева Г.А. Международные
экологические акции в школе. 7 – 9 классы.
Волгоград: Учитель, 2005. – 124 с.



7. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология.
М.: Аванта+, 1995.




Следующий: