Урок по природоведению в 3-м классе Водоемы нашего края


Цели:


1. Продолжить знакомство с водоёмами
края, составить устное описание одного из них.
Раскрыть значение водоёмов в природе и жизни
человека, показать необходимость и способы
охраны.

2. Повторить значение экологически
чистой воды для жизни всего живого на земле.

3.Закрепить умения и навыки работы с
физической картой. Развивать наблюдательность и
любознательность, умение выделять главное ,
воспроизводить текст по опорным словам.

4. Формировать экологическое сознание
и бережное отношение учащихся к окружающей
природе. Воспитывать любовь к природе родного
края.

Оборудование: индивидуальные
проверочные тетради; рабочие тетради учащихся;
физическая карта России; физическая карта
Красноярского края; карта “Речная сеть
Красноярского края” (для каждого ученика);
атласы, контурные карты.

Тип урока:

комбинированный.

Ход урока:

I: Организационный момент: Сообщение темы и
целей уроков.

Сегодня на уроке мы продолжим
знакомство с водоёмами нашего края. Составим
устное описание одного из них. Выясним значение
водоёмов в природе и жизни человека. Покажем
необходимость и способы охраны водоёмов.

II: Проверка домашнего задания:

    а) письменные задания:


– тестовые задания (индивидуальная работа
для учащихся группы А).

– составить 2-3 цепи питания, которые
складываются на лугу (индивидуальная работа на
листочках для учащихся группы Б).

– работа в индивидуальных проверочных
тетрадях стр. 16 з.22; стр.17 з.23 (для учащихся группы
В).

    б) устные задания

– индивидуальная проверка рабочих
тетрадей с составленными памятками “Как вести
себя на лугу”.

– объяснить значение экознаков.
(дополнительное задание)

    III. Систематизация знаний:

    Фронтальная работа.

    1). Каким цветом на карте показаны горы?
    (Коричневым).

    Каким цветом на карте показаны
    равнины? (Зелёным).

    Каким цветом на карте показаны моря и
    океаны? (Голубым).

    2). Что обозначают эти условные знаки на
    карте?

    (Условные обозначения прикрепляются к
    словам, записанным на доске).

    Реки

    Каналы

    Болота

    Населённые пункты

    Пресные озёра и водохранилища

    3). Берега России омывают моря трёх
    океанов. Каких? Назовите. Покажите на карте.
    (Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого).

    4). В России множество больших и
    маленьких озёр. Какое озеро из–за огромных
    размеров называют озером — морем и даже просто
    морем? (Каспийское). Покажите его на карте.

    5). Назовите самое глубокое озеро.
    (Байкал. Наибольшая глубина его составляет 1637 м).

    - Вода в одних озёрах пресная, в других
    солёная, например, в Байкале – пресная, а в
    Каспийском озере-море — солёная. Если бы
    случилось так, что все люди остались без питьевой
    воды., то в озере Байкал воды хватило бы для всего
    человечества на 7 тысяч лет.

    6). Реки тоже являются богатством и
    украшением России. Назовите и покажите самые
    крупные реки нашей страны (Волга, Обь, Лена,
    Енисей).

Не ошибитесь! Реки всегда показывают
на карте от истока к устью.

Помните, что исток реки на карте
изображён тоненькой линией, а устье выделено
жирной чертой.

Все реки несут свои воды в океан. У нас
много и маленьких рек, которые не нанесены на
карту. Все реки, и большие, и маленькие имеют
огромное значение. Их необходимо оберегать.

    Обобщение и закрепление знаний:

    Игра: “Что лишнее”.

    • Баренцево, Чукотское, Тихий, Чёрное.
    • Восточно — Сибирское, Северный — Ледовитый,
      Атлантический.
    • Лена, Байкал, Волга, Обь.
    • Енисей, Норильская, Хатанга, Волга.

- Реки: Енисей, Ангара, Хатанга,
Норильская и мн.др. протекают в Красноярском
крае. Чем привлекателен для нас Красноярский
край? Что знаете о Красноярском крае?

    • Мы живём в Красноярском крае.
    • Главный город нашего края — Красноярск.
    • Красноярский край богат полезными ископаемыми.
      Здесь добывают природный газ, каменный уголь,
      руду и др.
    • В нашем крае удивительная природа и большое
      разнообразие растений и животных.

- Красноярский край богат природными
ресурсами. Руда и уголь, графит и мрамор, лес и
пушнина -по этим и другим видам край занимает
заметное место не только в стране, но и в мире. К
числу главных богатств относятся и водные
ресурсы. Вода – особый природный ресурс. Она
ничем не заменима!

IV. Работа над новым материалом:

    1. Работа в тетрадях.

    Запись темы урока: “Водоёмы нашего
    края”

- Как вы думаете, ребята, что относится
к водоёмам? (Реки, озёра, моря.)

Водоёмы бывают естественными и
искусственными. Сформулируйте, какие водоёмы
называются естественными? (Те, что созданы
природой.). Какие — искусственными? (Те, что
созданы руками человека).

    Водоёмы

    естественные

    ручей
    река
    озеро
    море
    океан

    искусственные

    водохранилище
    пруд
    канал

- Подумайте, для чего создают люди
искусственные водоёмы. (Водохранилища для
гидроэлектростанций, пруд- для разведения рыбы,
каналы- для судоходства, а в сельском хозяйстве
для орошения полей).

Без воды невозможно развитие всех
отраслей хозяйства, невозможна и сама жизнь.

- Знаете ли вы, сколько в Красноярском
крае рек? Около 3.164 рек и речек. Перед вами карта
речной сети Красноярского края. Посмотрите
внимательно, прочитайте и назовите эти реки. Работа
с картой “Речная сеть Красноярского края”.

- Да, богат Красноярский край могучими
реками. Вода почти из всех потоков в конечном
счёте попадает в моря и заливы Северного
Ледовитого океана. Почти строго с юга на север
несёт свои воды в Карское море главная река-
Енисей.

    2. Объяснение учителя с записью
    опорных слов учениками.

Так как это главная река, я предлагаю
вам прослушать полную характеристику Енисея. Вам
задание: записать опорные слова, при помощи
которых вы сможете самостоятельно составить
рассказ.

Енисей — одна из величайших рек мира. По
площади Енисей занимает 7 место в мире и 2 место в
стране. Его длина 4.092 км. Енисей в переводе с
эвенкийского языка “Иоанеси” обозначает
большая вода- “ось Сибири”, “брат океана”. В
Енисее в 2,5 раза больше воды, чем в Волге, в 3 раза-
чем в Дунае, в 6 раз- чем в Днепре Это самая
многоводная река в России..



Начинается река с круч Тувинского
нагорья двумя истоками: Большим и Малым Енисеем.
У города Кызыла они соединяются.

В верхнем течении Енисей – типично
горная река со скалистыми берегами и бурным
течением.. Далее Енисей течёт по Средне –
Сибирскому плоскогорью, выходит на Северо –
Сибирскую низменность. Течение становится
равнинное. Впадает Енисей в Енисейский залив
Карского моря. (Работа в контурных картах)

Замерзает Енисей в низовьях — в конце
октября, в верхнем течении- в середине ноября. В
верховьях ледоход начинается в середине или
конце апреля, а в тундровых низовьях с начала
июня. Половодье длится 2-3 месяца.

Крупные притоки реки — Ангара, Нижняя
Тунгуска и Подкаменная Тунгуска, Туба, Курейка.
Самая многоводная из них – могучая Ангара; при
встрече с Енисеем она полноводнее его самого. Это
хорошо видно по карте.

Река богата рыбой. Встречаются осётр,
хариус, елец, щука, налим, тугун, сорога, окунь,
муксун, сиг, чир, ряпушка и огромное множество
другой рыбы.

Живописные берега Енисея- прекрасное
место отдыха. Люди используют воды реки в
хозяйственных целях: в рыбном хозяйстве, в
промышленности, строят гидроэлектростанции… По
реке идут суда, на которых переправляют
стройматериалы, продукты питания, медицинские
товары, и прочие необходимые для нашего
существования в Норильске предметы.

У нас на Таймыре морской порт
находится в Дудинке. Сюда во время навигации и
приходят суда с необходимым товаром.

(Учащиеся записывают опорные слова по ходу
рассказа под руководством учителя).

ФИЗМИНУТКА.

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре…
Вот так славно освежились,
А теперь поплыли дружно:
Делать так руками нужно:
Вместе раз — это брасс,
Одной, другой — это кроль.
Три, два, один-
Плывём как дельфин,
Качаясь на волне,
Плывём на спине.
Вышли на берег крутой,
Отряхнулись — и домой.

3. Сообщения учащихся.

А теперь давайте рассмотрим водоёмы в
окрестностях Норильска. Около половины Таймыра
занимают воды рек, озёр, болот. О самых крупных
водоёмах нам расскажут ребята, которые готовили
сообщения дома.

1). Озёра в окрестностях Норильска:
Красивое, Квадратное, Круглое, Щучье, Утиное.
Самое большое — Долгое. Раньше добывали пушных
зверей на этом озере. Сейчас Долгое –
незамерзающее, так как в него сбрасывает тёплые
отработанные воды ТЭЦ-1.

2). Река Норильская в длину всего 57 км.
Первые её 17 км из озера Мелкого называют речкой
Талой. Талая и приток Норильской – Рыбная редко
замерзают зимой, так как быстро текут со
скоростью 18 – 20 км/час.

3). Пясинский водный путь ( река
Пясина–озеро Пясино–река Норильская ) впервые
был открыт и пройден в 1922г. Переводится название
с ненецкого языка, как река “Чёрного дерева”.
Река Пясина очень стремительна.

4). Река Талнах берёт начало в
Хараелахских горах. В длину она достигает 22 км,
ширина в среднем течении 35 м.

Река Хараелах в длину 42 км. Она служит
водохранилищем для ТЭЦ-2 в Талнахе.

5). На Таймыре есть и судоходные могучие
реки: Норильская, Хатанга , Пясина, Хета, Котуй.

Одна из крупных рек — Хатанга, берёт
начало от слияния рек Котуй и Хета. Это одна из
слабоизученных рек России.

6). Самое глубокое озеро в Заполярье,
Большое Хантайское — 387 метров. Местом массовых
прогулок и туристских походов является
замечательное по красоте озеро Лама.

7).Самое промёрзшее озеро-Таймыр. Это
самое крупное озеро на Севере. Оно получило своё
имя от названия полуострова Таймыр. Озеро
тянется на 200км и кое- где расширяется до 70-80км.
Летом в озере даже не искупаешься: в самое тёплое
время года температура в нём не поднимается выше
5-7 градусов. В течение 9-10 месяцев в году озеро
“спит” под ледяным покровом.

На протяжении рассказов учащихся
ведётся работа в контурных картах и рабочих
тетрадях. Учащиеся под руководством учителя
отмечают и записывают крупные водоёмы в
окрестностях Норильска.

Закрепление знаний. Работа с картой.

  • Покажите на карте Красноярского края самую
    многоводную реку России.
  • Назовите и покажите на физической карте крупные
    притоки реки Енисей (Ангара, Нижняя Тунгуска,
    Подкаменная Тунгуска.)
  • Перечислите водоёмы, которые расположены на
    полуострове Таймыр.
  • Какое озеро является местом массовых прогулок и
    туристического отдыха жителей Норильского
    района?
  • V. Значение водоёмов и их охрана.

    Работа с учебником.

    Чтение вслух учащимися статьи из
    учебника стр.139.

    Предварительное задание по вариантам.
    Прочитав статью, сформулировать:

    1-й вариант (задание для учащихся
    группы В)

    “Значение водоёмов”

    2-й вариант (задание для учащихся
    группы А и Б)

    Правила бережного отношения к
    водоёмам
    ”.

    Предполагаемые ответы учащихся.

    1-й вариант

    1). Водоёмы – это хранилища воды.

    2). Дом для растений и животных.

    3). Место отдыха людей.

    4). Служат для перевозки грузов.

    5). Люди используют в быту и на
    производстве.

    2-й вариант

    1). Правильно хранить и использовать
    удобрения и ядохимикаты.

    2). Сообщать в общество охраны природы
    об оставленных без присмотра ядовитых веществах.

    3). Оберегать животных и растения.

    4). Нельзя мыть в водоёмах машины и
    другие транспортные средства, так как в воду
    попадёт бензин или машинное масло.

    5). Не выбрасывать мусор в водоёмы и не
    оставлять его на берегу.

    6). Следить за чистотой воды, расчищать
    родники и ручьи.

    VI. Обобщение. Вывод.

    Водоёмы нуждаются в охране. Каково
    значение экологически чистой воды для жизни
    всего живого?

    VII. Итог урока.

    На следующем уроке
    мы будем говорить о разнообразии обитателей
    водоёмов. Аквариум – модель водоёма. Те ребята, у
    которых есть дома аквариум, расскажут нам, какие
    рыбки живут в них и что интересного наблюдали.

    Отметки за урок.

    Домашнее задание.

    1). Составить рассказ о Енисее по
    опорным словам, записанными в ходе рассказа
    учителя. (для всех учащихся).

    2). Написать памятку “Охрана
    водоёмов”, используя статью учебника

    стр.139-140. (для учащихся группы А)

    3). Прочитать статью в учебнике “
    “Клад” на дне реки” стр. 142 (для остальных
    учащихся)




    Следующий: