Урок по экологии

Цель элективного курса — углубленное изучение
вопросов экологии и охраны природы. Он является
основным материалом для обучения учащихся в
профильных классах, а также дополнением к урокам
географии и биологии, внеклассным занятиям по
этим предметам и призван содействовать
вооружению учащихся системой знаний,
практических умений и навыков по экологии и
охране природы.

Задачи курса — ознакомление с основами
экологии, воспитание, у учащихся любви к природе,
расширение их научных знаний по основам
правильного природопользования, развитие
навыков самостоятельной практической работы в
природе.

Во время практических занятий школьники
изучают местные природные комплексы,
нуждающиеся в восстановлении и защите от
разрушения. Они выполняют работу по
восстановлению и сохранению зеленых насаждений,
охране птиц, сохранению муравейников и пр.,
оказывают помощь местным хозяйствам в борьбе с
эрозией почв и принимают активное участие в
организации и проведении массовых мероприятий
по охране природы.

На основе первичных знаний об элементах и
связях в природных сообществах, полученных в
курсах физической географии, ботаники, зоологии
углубляются знания школьников о естественных
процессах, происходящих в природе, и
рассматриваются, как эти процессы изменяются под
влиянием деятельности человека
(сельскохозяйственной, промышленной,
транспортной, градостроительной,
природоохранной и др.).

На протяжении изучения всего элективного курса
необходимо охарактеризовать деятельность
человека, приводящую как к положительным, так и к
отрицательным изменениям естественных
процессов в природе, систематически обучать
школьников правилам и навыкам поведения в
природе (правила пользования огнем, выбор места и
размещения стоянок в природе, пользование
источниками воды, соблюдение
санитарно-гигиенических требований поведения в
условиях природы и т.п.).

Распределение часов по темам зависит от
местных условий и специфики
природно-экономического окружения.

Введение

(4 ч, из них 1 ч на самостоятельную работу)

Ознакомление с основными экологическими
понятиями, с влиянием деятельности человека на
окружающую природу. Охрана природы как
необходимое условие сохранения природной среды
человека.

Самостоятельная работа.

Знакомство с
природоохранительными законами РТ и РФ.

Естественнонаучные основы охраны природы

(12 ч, из них 2 ч на экскурсию)

Понятие о биосфере. Факторы, влияющие на жизнь
(факторы неживой, живой природы и влияние на них
деятельности человека).

Природные сообщества на примере леса, луга,
степи, болота и других сообществ, характерных для
местных условий. Видовой состав и взаимосвязи в
сообществах. Различный характер отношений
внутри вида и между видами (на конкретных
примерах).

Относительный характер понятий
«хищник-жертва» и «польза-вред» в
природе. Влияние деятельности человека на
изменение численности растений и животных (по
возможности на местных примерах).

Экскурсия в природное сообщество (на двух
примерах), изучение видового состава растений и
животных и их взаимосвязи в сообществе.

Охрана атмосферы

(6 ч, из них 4 ч на практические работы)

Краткий обзор физико-химических свойств
атмосферы. Естественное загрязнение атмосферы.

Влияние деятельности человека на состояние и
свойства атмосферы в отдельных районах.
Источники искусственного загрязнения атмосферы.
Виды загрязнений (химические, физические) и их
последствия.

Влияние загрязнений атмосферы на живую
природу. Меры по предупреждению загрязнения
атмосферы в нашей стране.

Практические занятия

Изучение влияния загрязнений атмосферы на
окружающую живую природу.

Охрана вод

(8 ч, из них 4 ч на практические
занятия)

Вода как фактор жизни. География водных
ресурсов. Обеспеченность пресной водой
населения и отраслей хозяйства — проблема
мирового масштаба.



Причины водного «голода» в индустриально
развитых странах. Восстановление и сохранение
водных ресурсов. Опасность загрязнения Мирового
океана.

Водоемы нашей страны (искусственные и
естественные), их охрана и рациональное
использование.

Практические занятия

Составление карт местных водных источников
(родников, ручьев, колодцев, прудов, озер и других
водоемов). Обследование этих водоемов и участие в
работе по улучшению их состояния (в летний
период).

Экскурсия на водоочистные сооружения или
санитарно-эпидемиологическую станцию.

Охрана почв

(10 ч, из них 8 ч на практические работы)

Роль почвы в природе и жизни человека.
Почвообразование. Основные типы почв.
Положительное и отрицательное воздействие
человека на почву. Эрозия почв (естественная и
искусственная), виды эрозии.

Виды загрязнения. Защита почв от загрязнения.
Государственные меры по охране почв.

Практические занятия

Снегосъемка на поле, лугу, в лесу и
сравнительный расчет запаса влаги на
обследованных участках. Изучение территории с
эрозированными почвами и определение причин и
видов эрозии.

Охрана растительных ресурсов

(10 ч, из них 6ч на практические работы)

Зеленые растения — основной источник пищи и
кислорода на Земле. Роль растений в жизни
человека. Последствия сокращения площади
растительных сообществ.

Основные проблемы рационального использования
и защиты растительных ресурсов в нашей стране и
за рубежом.

Практические занятия

Учет площади зеленых насаждений и определение
видового состава и состояния деревьев и
кустарников в районе школы.

Охрана животных

(10 ч, из них 5 ч на практические работы)

Роль животных в круговороте веществ и энергии в
природе. Влияние хозяйственной деятельности
человека на животный мир.

Сокращение или увеличение численности видов,
изменение ареала, сокращение видового состава
как следствие прямого и косвенного воздействия
человека.

Практические занятия

Изучение видового состава и учет численности
местных зимующих птиц. Участие в организации
массовой работы учащихся по подкормке птиц и
других животных, изготовлению искусственных
гнездовий. Определение мест для правильного
размещения гнездовий. Участие школьников в
проведении праздника День птиц.

Охрана недр

(5 ч, из них 1 ч на практическую работу)

Рост в потребности в полезных ископаемых в
эпоху научно-технической революции. Реальность
угрозы истощения некоторых полезных ископаемых.

Рудные и нерудные полезные ископаемые и их
рациональное использование. Задачи охраны
полезных ископаемых.

Практические занятия

Сбор материала для школьной коллекции на тему
«Полезные ископаемые родного края».

Охрана ландшафтов

(5 ч, из них 3 ч на практические работы)

Ландшафтоведение как часть физической
географии. Примеры естественно обособившихся
природно-территориальных комплексов, их
взаимосвязи. Возникновение мелких
природно-территориальных комплексов на примере
родного края.

Охрана типичных ландшафтов и уникальных
объектов природы.

Практические занятия

Выявление и учет на территории района редких
природных объектов, подлежащих охране.

Туризм и охрана природы

(6 ч, включая туристский поход)

Правила поведения туриста в природе.
Устройство походного лагеря, правила сбора
топлива для костров, обращения с огнем в природе,
использования питьевых источников, соблюдения
сроков сбора ягод, грибов и пр.

Туристский поход в природу (зачетного
характера).

Литература

  1. Экология России. В.Н. Кузнецов, М. 1995 г.
  2. Экология. Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник, М. 1995 г.
  3. Экология России. Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, М. 1995 г.
  4. Забота о ландшафте и охрана природы. Л. Бауэр, Х.
    Вайничке, М. 1989 г.
  5. Экология России. В.И. Сивоглазов, Т.С. Сухова, Т.А.
    Козлова М, АО“МДС” 1995 г.
  6. Основы экологии. Н.М. Чернова В.,Учитель 2007 г.



Следующий: