Урок-панорама «Личность Д. И. Менделеева», 8–9-е классы

Цели урока:

  1. Развить умения учащихся работать с различными информационными источниками, выделяя главное;
  2. показать условия формирования личности Д.И.Менделеева, истоки его нравственной и гражданской позиций;
  3. помочь раскрыть результаты деятельности ученого и пути их достижения, пользуясь высказываниями его современников, трудами биографов;
  4. при подготовке к уроку учащимся познакомиться самим и построить интересные краткие сообщения о жизни, стиле деятельности и мышлении ученого, позволивших ему осуществить немало научно-технических и экономических прогнозов;
  5. проследить связь имени ученого с Пензенским краем;
  6. научиться оценивать и осмысливать результаты своих действий: самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексивный анализ.

Девиз урока: «Сами трудясь, вы сделаете все и для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача — не беда, пробуйте еще», — Д.И. Менделеев.

Оборудование: Портрет Менделеева Д.И., периодическая таблица, выставка книг ученого. Мультимедийная установка для демонстрации на экран фото, видиосюжетов, цитат.

Ход урока

Особое внимание важно обратить на активизацию деятельности всех учащихся класса: слабоуспевающих, равнодушных, чтобы все были заинтересованы включением в активную работу.

Вступительное слово учителя: Недавно мы отметили 175-летие со дня рождения славного химика -Д.И. Менделеева. Среди тружеников науки, как яркие звезды, выделяются имена тех выдающихся ученых, чей гений сохраняет в веках немеркнущее сияние славы, чьи труды являются основанием , и исходным пунктом творческой деятельности новых поколений, чьими именами гордятся Россия и народ, родившие и воспитавшие их. К числу таких гениев в первую очередь относится Д.И. Менделеев.

…Вот имя, которое не произнесет без глубочайшего уважения ни один из людей! Это имя принадлежит знаменитому ученому с широкой мировой известностью – в то же время вполне самобытному, чисто русскому таланту, от которого веет широким, богатырским размахом какой-то стихийной мощи, столь же беспредельной и величавой, как беспредельна и величава Русская земля…

Жизнь Д.И.Менделеева – это труд, труд и снова труд! Он поражал всех обширностью своих знаний, а вместе с тем учил, что для того мы и учимся, чтобы потом нести знания нашей Родине, разрабатывая ее несметные богатства, поднимая ее благосостояние и независимость.

Всемирную славу ученому принесло открытие в 1869 году Периодического закона, на основе которого можно окружающий нас мир веществ изобразить в виде грандиозной менделеевской таблицы.

При подготовке к уроку и в течение его, важно, чтобы вы, ребята, прониклись величием гения Д.И.Менделеева, который сумел достичь таких высот в научном познании, которые были оценены как научный подвиг. Известно, что для творчества Менделеева характерны умения связывать теорию с практикой, науку с промышленностью. Он был ученым и педагогом, замечательным семьянином и общественным деятелем, богатой исторической личностью.

Сегодняшний урок-панорама предусматривает на решение каждой из целей урока соответствующий раздел, который имеет свой эпиграф, выраженный словами Д.И.Менделеева. Сегодня нас ожидает много интересного, нового, в том числе и сюрпризы. Удачи всем!

Раздел 1 - Тобольск – родина Д.И.Менделеева.

На экране:

Эпиграф: «Тут исторически и самой природой скоплены судьбы всей Западной Сибири».

Учащиеся делают заранее подобранные ими краткие сообщения.

Родина Менделеева (Корнильевы; Тобольская гимназия; стекольный завод). Ершов и Менделеевы (Ершов – директор гимназии, автор «Конька – горбунка», Ершов и Менделеевы).

Тобольские горизонты (о развитии г. Тобольска, об имени Менделеева в Тобольске, тобольский музей).

У доски выставлены иллюстративные материалы: буклеты музеев Менделеева, фотогазеты, выпущенные школьниками.

После выступления учащихся проводится рефлективный анализ и оценка их работы, учитывая мнения всего класса.

Раздел 2 - Д.И. Менделеев в жизни.

На экране эпиграф: «Чего я только не делывал в своей научной жизни».



Учащиеся делают сообщения.

Семья и родственники ученого (о детях ученого, о связи имени ученого с Пензенским краем (дочь, внучка и первая жена ученого жили на Пензенской земле, а жена похоронена в селе Аряш Пензенской области).

Менделеев в жизни (испытания судьбы, менделеевские среды, путешествия ученого).

На экране репродукции художников, посещавших ученого, записи произведений композиторов Чайковского и Бородина).

Заветы Д.И.Менделеева (выход «самого» ученого, предусмотренного уроком – панорамой).

В класс стремительно входит высокий человек, с развивающимся шарфом на шее, львиной гривой волос и всем знакомой по фотографиям Менделеева бородой! Класс замирает и слушает заветы Дмитрия Ивановича. Затем он демонстрирует химические опыты, которые когда-то показывал на своих средах и так же быстро покидает класс (для достижения успеха этого эпизода следует загримировать незнакомого детям родителя или старшеклассника).

Раздел 3 - Три службы Родине.

На экране эпиграф: «…Я выслужил 48 лет Родине и науке…Плоды моих трудов составляют гордость – не одну мою личную, но и общую русскую…»

Учащиеся делают краткие сообщения.

Первая служба Родине – на поприще науки (периодический закон и периодическая система (ответы на вопросы викторины, проведенной накануне);

Путешествие по таблице Менделеева (стихи, рожденные школьниками накануне урока).

Вторая служба Родине — на ниве просвещения (о преподавательской работе, о популярности его лекций, показ опытов, сопровождавших лекции ученого).

Третья служба Родине — в деле содействия экономическому развитию России (уральская экспедиция; работы в области сельского хозяйства; Менделеев и переработка нефти).

На экране фотографии из жизни ученого этого периода. Оборудование для демонстрации опытов на столике.

Раздел 4 Идеи Д.И.Менделеева в наши дни.

На экране эпиграф «…ни капиталу, ни грубой силе, ни своему достатку…я не служил, а только старался…дать плодотворное…реальное дело своей стране…»

Наука и глобальные проблемы современности (какие проблемы мы относим к глобальным? Как их предлагал решать Д.И. Менделеев? Как они решаются сейчас? Какой вклад в их решение можете внести вы?).

Заключение урока. Подведение итогов работы учащихся.

Академик А.Е. Ферсман когда-то говорил:… человек сможет творить чудеса, он овладеет пространством, расстоянием, временем. Получая искусственно различные типы атомов, человек научится их использовать. Из химии углерода будет построено новое здание органической химии. Но для того, чтобы химия, наука вообще, овладела миром, нужна огромная научная работа.

Много борьбы придется пережить человечеству на этом пути. Борьба за Природу, за превращение всего бесполезного в полезное, явится одним из могучих рычагов для создания новой жизни…

Этими словами мы заканчиваем урок – панораму, обращаясь еще раз к эпиграфу… Сами трудясь, вы сделаете все и для близких и для себя… Эти слова Д.И. Менделеев обращал к своим детям, ко всем нам, ко многим поколениям. Руководствуясь этим заветом, многие достигли успеха в жизни.

Возвратимся к началу урока, цели которого сейчас на экране: Спасибо, ребята, за урок:

  1. вы смогли показать истоки нравственной и гражданской позиций ученого;
  2. раскрыли результаты его деятельности и пути их достижения;
  3. познакомились сами и построили интересный рассказ о жизни замечательного ученого, гениальной личности, стиле деятельности и мышлении ученого, позволивших ему осуществить немало прогнозов, в том числе и в решении глобальных проблем современности.
  4. проследили связь имени ученого с Пензенским краем.

Поблагодарить еще раз школьников за работу и объявить отличные оценки за их творческий труд.

(Крайне важно не превратить ученика в накопителя информации, под тяжестью которой обучаемый неминуемо рухнет, количество не перейдет в качество, будет не радость от процесса обучения, а, наоборот, как заметил Д.И. Менделеев, «Рабство перед изучаемым»).




Следующий: