Урок-осмотр самодеятельной выставки Фонтаны


Цель урока-выставки:

1.Расширение и углубление учебного материала,
ознакомление с новыми сведениями за счёт
обращения к различным литературным источникам.

2.Формирование умения анализировать,
сравнивать.

3.Развитие умения вести рассказ, выступать
перед товарищами.

4.Привитие интереса к физике.

Участниками урока являются учащиеся 7-8 классов.
Тема урока объявляется за месяц. Учащимся
предлагается самим изготовить модель фонтана,
написать сообщение, используя научно-популярные
книги, журналы, энциклопедии. Или оформить
газету.

За неделю до урока учащиеся сдают свои работы.
Учитель изучает содержание сообщений и
составляет план урока.

Ход урока:

1.Организационный этап 3 мин.
2.Повторение теоретического
материала
7 мин.
3.Решение задачи 5 мин.
4.Демонстрация и обсуждение
фонтанов
15 мин.
5.Сообщение о фонтанах Петергофа с
показом слайдов
7 мин.
6.Подведение итогов 3 мин.

Учитель. Фонтаны всегда притягивали к себе
людей, так волшебно завораживая. Может от того,
что в их шуршании, шелесте, шепоте шуме можно
услышать смех русалки, строгий окрик водяного
царя или плеск золотой рыбки.

Дома вы смастерили фонтаны, написали сообщения
на эту тему, и сегодня, на уроке вы расскажете о
фонтанах и продемонстрируете их.

Учащийся (1). Фонтан – струя жидкости или
газа, выбрасываемая под давлением. Современные
фонтаны со струёй, бьющей вверх, обязаны своим
существованием ученым античности, которые
открыли принцип сообщающихся сосудов.

Учащийся (2). В сообщающихся сосудах любой
формы поверхности однородной жидкости
устанавливаются на одном уровне. Докажем это
теоретически, используя закон Паскаля.

(Перед учащимися лежит опорный конспект, по
которому повторяют теоретический материал, а
один учащийся отвечает у доски). [5]

Учащийся (3). В природе встречаются
сообщающиеся сосуды. В горной или холмистой
местности между водоупорными породами находится
слой воды (подводная река). И если в низине
пробурить скважину, то вода, стараясь подняться
до верхнего уровня, будет бить струёй вверх.

Учитель. Давайте решим задачу. Определите
высоту струи воды, если манометр, установленный у
основания возвышенности, показывает давление 190
000 Па.

Один учащийся решает у доски. Далее обсуждаются
результаты задачи.

Учитель. С высотой какого дома можно
сравнить высоту струи воды?



Что нужно сделать, чтобы вверх поднималась
струя воды?

Учащийся. Чтобы вода пришла в движение,
нужно один сосуд поднять высоко вверх, тогда из
другого будет бить струя воды. Чем больше
разность уровней, тем выше будет струя воды.

Учитель. Прошу ребят выйти и показать
фонтаны, которые работают по принципу
сообщающихся сосудов.

(После демонстрации фонтанов идет обсуждение
фонтанов.)

У какого фонтана струя будет выше? Как этого
можно добиться?

Каким нужно сделать отверстие, из которого
выходит вода?

Каким должен быть объем верхнего сосуда?

Куда будет собираться вода?

Затем ребята выбирают фонтан, который лучше
оформлен и имеет лучшие технические
характеристики.

Учитель. А сейчас другие ребята покажут
фонтаны, в которых давление воды создаётся
мускульной силой рук.

После показа идёт обсуждение фонтанов.

Учащийся. Семнадцать столетий люди строили
фонтаны по принципу сообщающихся сосудов.
Знаменитые Петергофские фонтаны снабжались
водой из прудов и водохранилищ, которые
помещались высоко на холмах. В низине
располагались многочисленные фонтаны, один
затейливее другого. У самого знаменитого из них
– в виде фигуры Самсона – струя взлетает ввысь
на высоту шести-семи этажей.

С 17 столетия фонтаны начали приводить в
действие с помощью насосов, благодаря которым
стало возможно устраивать фонтаны самых
замысловатых конструкций и в любом месте.

Учитель. Посмотрите фонтан, в котором вода
поднимается вверх с помощью электрического
насоса.

Учащийся демонстрирует действие фонтана.

Учитель. Благодарю всех ребят, кто
смастерил и продемонстрировал действие фонтана.
Другие ребята подготовили материалы о фонтанах
Петергофа. Давайте послушаем их и посмотрим
слайды.

Подведение итогов.

Учитель.

Что такое фонтан?

Как передают давление жидкости?

Как читается закон Паскаля?

Как располагаются поверхности однородной
жидкости в сообщающихся сосудах?

Как смастерить фонтан?

Благодарю всех ребят, принявших активное
участие в подготовке и проведении урока, все
получат отличные оценки.

Литература:

1.Перельман Я.И. Занимательная физика.Ч.1.- М.:
Наука, 1990.

2.Гальперштейн Л. Забавная физика. — М.:Дет.
лит.,1993.

3.Словарь иностранных слов. – М., 1990.

4.Сметанина Т.В. Физика, №12. – М.,2002

“Водная феерия: фонтаны”.

5.Рассказова Г.А. Физика. 7 класс (в таблицах). –
М.:Издат-школа,1996.

6.Что? Как? Почему?: Детская
энциклопедия.(Техника.Открытия.Изобретения). –
М.:Росмен,2000.




Следующий: