Урок окружающего мира Растение – живое существо

Цель: доказать и развить гипотезу о
том, что растение – живое существо.

Задачи:

  • расширить знания школьников о развитии,
    размножении, питании, восстановлении, дыхании
    растений;
  • формировать основы экологической грамотности,
    чувства ответственности и любви к природе;
  • сформировать социально-активную компетенцию по
    защите и сохранению окружающей среды;
  • продолжить обучение работе в группах.

Содержание:

  • окружающий мир;
  • литература;
  • изобразительное искусство;
  • музыка.

Оборудование:

  • тексты с заданиями;
  • рисунки;
  • ромашка;
  • музыкальные эффекты;
  • магнитофон;
  • солнышко и тучка на каждого ученика.
  • компьютер, мультимедиа установка;

Программное обеспечение: презентация
«Растение – живое существо» (Приложение
2
)

Этапы проведения урока:

1. Организационный момент

Психологический настрой.

– Ребята, какое у вас настроение? (Дети
показывают рисунок солнышка или тучки).

У меня тоже прекрасное настроение и я надеюсь,
что и на этом уроке вы будете мне настоящими
помощниками.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и
скажите добрые слова. Подумайте, как хорошо, что
мы сегодня все вместе.
Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.
Повторяйте за мной: «Мы хотим быть здоровыми, мы
можем быть здоровыми, мы будем здоровыми! Мы все
здоровы!»
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните
вчерашнюю обиду, беспокойство, злость. Вдохните в
себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных
лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего
настроения и бережного отношения к себе и друг к
другу.

2. Мотивация

– Отгадайте загадки (на слайдах появляются
картинки-отгадки)

а) В лугах сестрички –
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

б) Я из крошки – бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

в) Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят,
Осень любит бусы эти,
Дети, птицы и медведи. (Малина)

– Назовите все предметы одним словом? (Растения)
– Растения – это живая или неживая природа? (Живая)

На доске ромашка, открываю сердцевинку, на
ней написан проблемный вопрос: «Растение – живое
существо?»

– Подумайте, почему растение – живое существо? (Прикрепляю
к сердцевинке ромашки знак вопроса).

– Ваши предположения? (Записываю на листочках
гипотезы детей и прикрепляю на доску)

– А теперь, чтобы доказать гипотезы надо
подобрать как можно больше научных фактов,
которые подтверждают или опровергают ваши
предположения. Для этого вы проведете небольшую
исследовательскую работу в группах.

Физминутка «Мельница»

(Телесное упражнение развивает межполушарное
взаимодействие, снимает мышечные зажимы). Рука и
противоположная нога вращаются круговыми
движениями сначала вперёд, затем назад,
одновременно с вращением глаз влево, вправо,
вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание
произвольное.

3. Исследовательская работа в малых группах

На столах у учащихся рисунки и тексты (из
энциклопедий, Приложение 1)

Задание:

1. Прочитайте текст, найдите факты,
подтверждающие или опровергающие, что растение
– живое существо.
2. Подберите соответствующие этому факту рисунки.
3. Сделайте вывод. (Приложение 2.
Слайд 5)

Физминутка

Песня «С нами друг!» (слова Н. Соловьевой,
музыка Г. Струве)

Пусть Земля – пусть Земля (разводят руками,
показывая огромную Землю)

Кружит – кружит, (дети кружатся)
Дети все – дети все
Дружат – дружат. (Рукопожатие с соседом)
Мы тогда – мы тогда
Быстро – быстро
Под дождём грибным подрастём. (Тянут руки
вверх, приседают, тянут руки вверх)

Мы тогда – мы тогда
Домом – домом,
Землю общим домом назовём.
(Разводят руками, показывая огромную Землю)

4. Обмен информацией.

Каждая группа выходит к доске, обменивается
своей информацией с другой группой, вывешивают
свою картинку. Остальные слушают, если возникает
вопрос задают их выступающим. Каждая из групп
делает свои выводы по проделанной работе. (Приложение 2. Слайд 6)

5. Итог. Обобщение

– Возвращаемся к вашим гипотезам. Скажите, кто
из ребят был прав? (Верные гипотезы остаются,
остальные снимаю).

6. Девочка (под музыку) читает наизусть
стихотворение Б. Заходера

Не спеша растут деревья,
Целый век стоят на месте,
Уходя корнями в землю,
Простирая руки к солнцу.
То, чего искать не надо,
То, что всем дается даром.
А еще деревьям нужно,
Чтоб земля была прекрасна,
И живут, они, деревья,
Украшая нашу землю:
Красотою тонких веток,
Красотой стволов могучих,
Несказанною красою
Доброты своей извечной.

– Что нужно растениям для жизни? (Учащиеся
называют: в компьютере на слайдах высвечиваются
слова с картинками)

– Свет (солнце);
– Тепло (солнце)
– Вода (капелька);
– Почва (земля);
– Ветер (—-);
– Воздух (—-);
– Что произойдет, если все это исчезнет?

7. Растения нужно беречь (игра «Верно –
неверно»)

Правила поведения в природе.

– Деревья не ломайте, деревья не калечьте, ни
трав, ни лист не рвите.
– В лесу можно поиграть: листьями побросаться,
венки сплести, цветов нарвать. Подумаешь, много
зелени – еще вырастет!
– Старайтесь не шуметь, а то лес испугается,
затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
– Наконец-то можно покричать, пошуметь, поаукать
и, главное, никому не мешаешь!
– Звери всякие важны – звери всякие нужны.
Каждый из них делает в природе свое полезное
дело. (Приложение 2.
Слайд 13)

8. Обобщение. Рефлексия

– Какую гипотезу вы сегодня доказывали?
– К какому выводу пришли? Сформулируйте
обобщение.
– Спасибо за работу! Оцените свою работу.

Следующий: