Урок окружающего мира по теме Жизнь леса. Лес – природное сообщество. 4-й класс

Цели:

1) Познакомить детей с понятиями “природное сообщество”, “ярусность леса”;
2) Показать взаимосвязь между всеми компонентами природного сообщества леса;
3) Формировать бережное отношение к природе;
4) Развивать познавательную активность, умение рассуждать, выражать свои мысли.

Оборудование: презентация, учебники, тетради, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель

. Ребята, отгадайте загадку.

Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает,
Весной опять оживает.

Дети

. Лес (Презентация. Слайд 1)

II. Сообщение темы урока

У.

Мы уже изучали лес как природную зону. А сегодня будем изучать лес
более детально. Так что же такое лес?

Ответы детей.

У.

Давайте познакомимся с отрывком из рассказа Юрия Дмитриева о лесе.

“Один художник решил нарисовать лес.

– Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да какими похожими на
настоящие они получились – вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено,
нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на
ней сухие стволы.

– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без
цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал
художник насекомых, но они облепили все деревья.

– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался старичок-лесовичок.
Нарисовал и их художник, но лес все равно чахнет.

– Нарисуй жабу и ящерицу!

Согласился художник и еще дорисовал много разных зверей. Было темно, и
художник решил зажечь свет, но вдруг послышались треск сучьев и чье – то
фырканье.

– Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может, и не исчез, а
притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нем тысячи жителей. И все
вместе они и есть лес.”

У

. Что же такое лес?

Д.

Лес – целый мир, в котором обитают множество растений и животных,
жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, но еще больше скрыто от
наших глаз.

У.

Лес называют природным сообществом. Как вы это понимаете?

Ответы детей.

У

. Давайте запишем тему урока в тетради так же, как на доске.

Лес – природное сообщество.

III. Знакомство с новым материалом.

У.

Лес – дом для растений и животных, как для нас – наши квартиры. Этот
дом, как и наши дома – тоже многоэтажный. В лесу эти этажи называются ярусами.
Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем. Запишите в тетради подзаголовок:
“Ярусы леса” и заносите представителей каждого яруса в таблицу, которую мы будем
заполнять в ходе изучения нового материала. Таблицы у вас на партах.
(Приложение 1)
( Слайд 2–3)

У

. Ребята, как вы думаете, какой ярус самый высокий?

Д.

Деревья.

У

. Правильно. Впишите этот ярус в первый столбик таблицы. В лесу много
деревьев, вы все их знаете. Старичок – лесовичок предлагает вам отгадать
загадки, а отгадки – названия деревьев записать в первый столбик таблицы.
(Слайд 4–7)

Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой расту под горой. (Береза.)

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа.)

Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.

Летом с него снег –
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Тополь.)

Зимой и летом одним цветом. (Ель.)

У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (Сосна.)

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но в отличие от елки
Опадают те иголки. (Лиственница.)

В сенокос – горька,
А в мороз – сладка.
Что за ягодка? (Рябина.)

У

. Какой ярус следует за деревьями и находится ниже?

Д.

Кустарники.

У

. Впишите название этого яруса во второй столбик таблицы.
Старичок-лесовичок придумал новое задание. Названия представителе этого яруса он
зашифровал. (Слайд 8) Используя ключи отгадайте названия растений и
впишите их в вашу таблицу. (Приложение 2).
(Слайд 9–10)

У.

Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников?

Д

. Травы.

У

. Впишите название этого яруса в третий столбик таблицы. К этому ярусу
относятся маленькие кустарнички – черника, брусника. Отгадайте загадки старичка
– лесовичка. Названия вы вписываете в таблицу в столбик “травы”. Дети отгадывают
загадки. (Слайд 11–13)

“Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной.
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной.” (Ландыш.)

Синенький звонок висит
Никогда он не звенит. (Колокольчик.)

На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек. (Земляника.)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я ….(Подосиновик)

У

. Скажите, все ли правильно? Нет ли какой неточности?

Д

. Подосиновик – это гриб, но он живет в ярусе трав.

У

. Почему так назвали гриб?

Д

. Чаще всего он растет рядом с осинами.

У

. Название какого гриба образовано похожим способом?

Д

. Подберезовик.

У

. Какие еще грибы вы знаете?

Ответы детей и показ иллюстраций этих грибов. Дети записывают названия в
тетрадь. (Слайд 14–15)

У

. Как вы думаете, лесу грибы нужны?

(Предположения детей.)

У

. Прочитайте об этом текст в учебнике на с. 179.

Дети читают текст.

У

. Каким же будет ваш ответ?

Д.

Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными
солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению
растительных остатков.

(Слайд 16)

У.

Все мы ярусы рассмотрели?

Д

. Остался еще один.

У.

Самый нижний ярус – мхи и лишайники. Посмотрите на иллюстрации.
Сфагнум, кукушкин лен, ягель. Запишите названия в последний столбик таблицы.
(Слайд 17)

– Где растут мхи и лишайники?

Д.

На земле, на корнях деревьев.

IV. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.

У

. Ребята, представьте, что вы идете по лесу. Что лежит у вас под ногами?

Д.

Листья, сухие веточки, хвоинки

У

.Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности
почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микроорганизмов она
постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем. Многим
животным она служит домом и спасает от холодов. (Слайд 18)

– Мы подробно изучили растительный мир леса. О ком еще обязательно нужно
сказать, говоря о лесе как о природном сообществе.

Д.

О животных.

У.

Старичок-лесовичок приготовил задание о животных. Найдите в этом
квадрате названия животных и запишите представителей каждого класса в таблицу.
(Приложение 1)

Занимательный квадрат о животных. (Приложение
3)
(Слайд 19)

М Т Е Т Я Д Е М У К
Е Е Р Е Н З Ж У К У
Д В Е Д К А Я Р О Ш
Г О С Ь П С Ц А М К
Л Л РЫ С А О И В Л А
У К Л И У Й Н Е Н О
Х Ь Е Ж К К У Й А Т
А Р С О В А С И Ц У
Д Я Т Е Л Б А Н И Л
А Б Ч И К Е Л К А Я
Ж А Р С У Ч П Ш У Г

(Медведь, волк, тетерев, лось, глухарь, клест, еж, лиса, сова, паук, дятел,
жаба, барсук, медянка, заяц, жук, муравей, сойка, куница, кукушка, комар,
синица, лягушка, кабан, белка, пчела, уж, оса, рысь.)

– Проверим, что у вас получилось.

Демонстрация картинок с животными. (Слайд 20–24)

У.

Докажите, что все живые существа, населяющие лес, являются частью
природного сообщества.

Д.

Растения являются средой обитания, жилищем для животных. Животные
питаются растениями. Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв.
С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может
существовать без другого.

-Давайте попробуем. Схему нам приготовил старичок-лесовичок. (Слайд 25)

Дуб – кабан – волк, дуб –. Мышь – лиса, дуб – белка – орел.

V. Итог урока.

Мы на уроке убедились, что в лесу все взаимосвязано. Прошу вас рассказать об
этом, опираясь на схему. (Слайд 26)

Д.

Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи:
одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под
землей. Все живые организмы леса живут сообща. Мы называем лес природное
сообщество.

VI. Рефлексия.

Нарисуйте свое настроение после нашего урока.

Что было самым интересным на уроке?

VII. Домашнее задание

Подготовить сообщение о растениях Кировской области.
– Подготовить сообщение о животных Кировской области.

Учебник “Окружающий мир” 4 класс, автор А.А.Плешаков.

Следующий: