Урок окружающего мира по теме Человек и природа 4-й класс

Цель. Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы.

Задачи:

  • доказать детям, что Земля – наш дом, бережем дом – бережем здоровье;
  • создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;
  • создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;
  • формировать мотивацию природоохранной деятельности;
  • учить составлять экологические алгоритмы, находить и исправлять ошибки в этих алгоритмах;
  • создать проект по спасению планеты;
  • развивать речь, обогатить словарный запас;
  • развивать логическое мышление; активность, самостоятельность;
  • формировать культуру общения на уроке, работу в группах постоянного состава;
  • воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром, экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Оборудование: ПК, проектор, презентация, карточки, план исследования, тесты, толковый словарь Ожегова, магнитофон, 2 кассеты с записью музыки.

Приложение. Презентация к уроку

Ход урока

1. Организация класса. Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Я, ты, он, она -
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.

Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!

Если только улыбнуться,
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей!

2. Введение в урок. Сообщение темы и целей урока.

Звучит спокойная музыка. Итак, мы – на уроке окружающего мира. Наш урок будет необычный. Это будет урок – исследование. Значит, сегодня мы — юные исследователи. На уроке мы будем составлять проект. Сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание, поддержка и помощь. Будем надеяться, что составление проекта принесёт нам радость общения. На уроке нужно быть активными, внимательными и, конечно, любознательными.

Слайд

Серьезные проблемы сегодня будем мы решать –
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
На такой вопрос нам предстоит найти ответ:
“Экология – это важно или нет?”

Догадайтесь, внимательно прослушав строки, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

3. Чтение стихотворения детьми.

1 ученик

Взгляни на глобус – Шар земной –
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки:
“Ты береги нас, береги!”

2 ученик

В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
“Ты береги нас, береги!”

3 ученик

Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега.
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас, береги!”

4 ученик

Остановил олень свой бег:
“Будь Человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!”

4. Выводы детей

— Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Какие задачи нам предстоит решить? Чему будем учиться? (Будем говорить о проблемах в природе, учиться бережному отношению к природе)

О человеке и природе. Об экологии. Об охране природы.

Итак, сегодня мы займемся исследованием вопроса: “Экологическая безопасность– это важно или нет?”

5. Исследование по словарю

А сейчас мы – исследователи. Работа со словарями.

От какого слова образовано прилагательное ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ? (Экология – экос – от греческого дом, логос – учение; наука о нашем общем доме)

А что такое ЭКОЛОГИЯ? (Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой).

Что изучает ЭКОЛОГИЯ? (Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с другими растениями и животными, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями).

Что же такое экологическая безопасность? (Это защита от вредного воздействия испорченной, загрязненной окружающей среды).

6. Сказка «Экологическая искорка»

Это было давно, очень давно, когда люди ещё не знали что такое экологическое счастье… Да, было такое время. Мир был для них чёрно-серым. Блеск и величие солнца они не замечали, звёздным небом не восторгались, В эту незапамятную эпоху один добрый ангел на небесах решил спуститься на Землю, и испытать земную жизнь.

- Но с чем я приду к людям? — задумался он. Ему хотелось прийти к людям в гости с подарком. И тогда он обратился к Отцу за помощью.

- Подари людям вот это, — сказал ему Отец и протянул маленькую искорку. Она светилась всеми цветами радуги.

- Что это? — удивился добрый ангел.

- Это экологическая искорка — ответил Отец, – положи ее себе в сердце и отнеси людям в дар.

- И что она им даст?

- Она принесёт им особую энергию жизни.

Добрый ангел вложил удивительную искорку в сердце свое и в одно мгновение спустился на Землю. Он извлёк из своего сердца лучик экологической искорки и передал его людям. Мгновенно землю осветил чарующий свет. Весь мир стал красочным: и цветы, и солнце, и все вокруг! Так пришло к людям экологическое счастье.

7. Сообщение учителя

(Звучит спокойная музыка, дети сидят за партами, разделившись на две группы.)

Жизнь на Земле – это удивительный мир, полный красок и переживаний.

Какой он, наш мир, какого цвета, какими символами и ценностями он наполнен?

– Я уверена, вы готовы к работе.

8. Создание проблемной ситуации.

Слайды

Слайд 1. Байкал — самое глубокое озеро, его глубина достигает 1620 метров. Это озеро — крупнейшая сокровищница пресной воды.

Слайд 2. Чистый горный воздух обладает настоящими целебными свойствами. Именно поэтому многие курорты и базы отдыха располагаются в горах.

Слайд 3. Лес – это легкие нашей планеты.

Слайд 4. Для улучшения воздуха в городах высаживают большое количество деревьев, кустарников и цветов. Это и полезно, и глаз радует.

Согласны ли вы с тем, что наша планета красивая? (да)

Как вы думаете, о чем должен помнить, знать каждый из нас, пользуясь всем, чем богата Земля? (Не навредить, не испортить природу).

– Мы должны сохранить эту красоту для тех, кто будет жить после нас.

9. Просмотр слайдов

Ученые, делая снимки нашей планеты, при ближайшем рассмотрении увидели тревожные факты.

Слайд 1. Кит, выбросившийся на берег – последствия загрязнения моря отходами химического производства.

Слайд 2. Водоемы, покрытые нефтью – последствия аварий на нефтепроводе.

Слайд 3. Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите.

Слайд 4. Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни.

Слайд 5, 6. Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди.

Слайд 7. Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.

Слайд 8. А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром.

10. Выводы

– Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (нет)

Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, древесины, нефти, газа. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений, загрязняем и уничтожаем природу. Она переживает сегодня большие потрясения. Часто звучат слова: неблагоприятная экология, экологическая катастрофа, экологический кризис.

Наша планета, как израненная птица, кричит, просит о помощи!

Сегодня вы проведете ряд исследований, создав проект по спасению нашей планеты.



Знакомство с планом исследования.

11. Музыкальная физминутка

Если б только – только — только,
Если б только на планете,
Если б только все земляне
Все живое берегли,
То возможно – можно – можно,
То наверно – верно – верно,
Книги Красной точно – точно
Никогда б не завели!

Припев:

А-а, здравствуйте,
Горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте,
Реки вот такой ширины!
А-а, крокодилы, бегемоты,
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай!
А-а, и зеленый попугай!
И пускай у этой речки,
И пускай в зеленой роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,
И запомни – помни — помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!

12. Письмо

Ребята, нам пришло электронное письмо. Прочитайте его. Ребята, вы сможете здесь что-то прочитать? (нет)

Я поняла, в чем дело. Во время передачи письма по Интернету текст закодировался. Чтобы его раскодировать, каждый из вас должен обойти указанную на карте территорию, соблюдая правила поведения в природе.

Инструктаж.

– На прохождение каждого этапа отводится несколько минут, за удачно пройденный этап вы открываете карточки с частями закодированной фразы.

– Внимание!

14. Этап «Ямальский район» (сведения о Ямальском районе)

Когда был образован Ямальский район?

Площадь района?

Население района?

15. Этап «Любимый уголок природы» (проверка д/з)

(Рисунки детей.)

Викторина

Не зверь, не птица, а нос как спица? (комар)

Кто любит лакомиться кусочками несоленого сала? (синицы)

Кто, спасая голову, теряет хвост? (ящерица)

Сколько ног у паука? (8)

Атмосферные осадки в виде водных капель? (дождь)

Висит сито не руками сшито? (паутина)

Цветок, у которого лепестки белые, а середина желтая? (ромашка)

Зелёный покров земли? (трава)

Как называется полярный воробей? (пуночка)

16. Этап “Тропа Испытаний”

Реши задачи

  • Из 250000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?
  • Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час?
  • На семью из трёх человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на наш класс (в классе 24 ученика)?
  • Ребята решили собрать мусор в тундре. Для этого они разделились на 5 групп по 6 человек и отправились в разные места. Во время этой акции каждый наполнил мусором мешка. Сколько мешков заполнили мусором все ребята?

Мы отправились в поход.

17. Этап «Найдите и исправьте ошибки»

Взять продукты, магнитофон.

Включить громкую музыку.

Если встретится кустик, обломай его.

Для отдыха быстро наломать веток и разжечь костёр.

Заварить чай и перекусить.

Выбросить оставшийся мусор в кусты.

Оставить горящие угли костра подмигивать тебе на прощанье.

Продолжить путь.

18. Этап составления правил бережного отношения к природе.

Соедините начало фраз и их окончание, чтобы получились правила бережного отношения к природе.

– Сортируя мусор, …узнаёшь, как ее сберечь.

– Починив подтекающий кран, …бережёшь чистый воздух.

– Изучая природу, … сохраняешь леса.

– Охраняя растения, …бережёшь чистую воду.

19. Тест «Экологическая безопасность»

Выбери правильный ответ

Что такое цепь загрязнения?

а) загрязняющие вещества попадают в реку;

п) загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.

Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?

а) Через воздух, воду, почву;

р) через, воздух, воду и продукты питания.

Что такое экологическая безопасность?

а) как растения и животные, люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду;

о) экологическая безопасность – это защита от вредного действия загрязненной окружающей среды.

Как можно защитить себя от загрязненного воздуха?

к) отойти в сторону;

г) не задерживаться в тех местах, где грязный воздух.

Как защититься от загрязненной воды?

м) пей сырую воду;

н) научись пользоваться бытовым фильтром.

Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?

а) не обращай внимание на срок хранения продуктов;

о) мой овощи и фрукты в теплой кипяченой воде.

Цепь загрязнения.

с) вытоптанные тропинки;

з) сжигание листвы – гибель насекомых (дым ядовит).

Какое слово получилось?

Прогноз!

Если мы будем беречь природу …

От нас зависит состояние природы, а от природы наше здоровье и наша жизнь.

Этап «Из книги рекордов Гиннеса».

Самым длинным и самым тяжёлым млекопитающим в мире животных является голубой кит, известный под названием кит – полосатик. Длина кита — 33м 58 см. Голубые киты могут плыть со скоростью 37км в час.

Самое быстрое животное на суше — леопард. Он быстрее всех преодолевает расстояния со скоростью 101 км/ч.

Антилопа пробегает 67 км/ч.

Самый крупный представитель семьи кошачьих млекопитающих, охраняемых законом, длинношерстный сибирский тигр, известный как амурский тигр весом 384кг.

20. Обсуждение полученных результатов.

– Ребята, мы прошли все запланированные этапы по спасению нашей планеты. Таким образом, мы подготовили учебный проект. Как назовем наш проект?

«Экологическое равновесие» или «Спасение нашей планеты» или Человек и природа.

Подводим итоги.

– Мы должны сохранить нашу планету для тех, кто будет жить после нас.

– А сейчас наступила пора раскодировать письмо. Нужно поставить карточки в порядке полученных номеров.

Получилась фраза «Люди! Планета – наш дом. Содержите её в чистоте, оберегайте и любите ее!»

Давайте прочитаем хором.

Молодцы, ребята! Вы предложили свои пути решения некоторых экологических проблем.

И мы надеемся, что сегодня мы еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.

А главное – своими действиями не наносить ей вреда.

1 команда – за исследование получает …

2 команда за исследование получает …

3 команда за исследование получает…

21. Домашнее задание

Выполнить тест по охране природы.

Составить несколько слайдов по нашему проекту.

Давайте будем
Беречь планету!
Во всей Вселенной
Прекрасней нету.
Во всей Вселенной
Совсем одна!
Что будет делать
Без нас она?

22. Рефлексия деятельности (итог урока)

– Какую задачу ставили?

– Удалось решить поставленную задачу?

– Каким способом?

– Какие получили результаты?

– Что нужно сделать еще?

– Где можно применить новые знания?

– Что на уроке у вас хорошо получалось?

– Над чем еще надо поработать?

Звучит спокойная музыка.

Теперь представьте себе, что над вами висит чудесная звезда. Это – ваша звезда, она принадлежит вам. Представьте себе, что вы озарены светом этой звезды, светом экологической радости… И этот свет насквозь пронизывает вас…Теперь приложите свои руки к своему сердцу.

Представьте, что вы, как и эта звезда, тоже излучаете лучи экологического света, и что этот свет рассеивается по всей нашей планете… Будем беречь нашу планету!

– Спасибо всем присутствующим!

– До свидания!

Литература

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы. — М.: Просвещение, 2005.
  2. Барковская О.М. Экологическое воспитание. Начальная школа.-1996, № 6.
  3. Окружающий мир. К учебнику Н.Ф.Виноградовой. Волгоград, издательство «Учитель», 2007.
  4. Ресурсы Интернет сайтов: www.edu.ru.



Следующий: