Урок окружающего мира Экология и экономика

Цели урока:

  • систематизировать и расширить знания учащихся
    о состоянии природы нашей планеты; раскрыть
    некоторые экологические проблемы;
  • формирование представления о Земле как
    общечеловеческом доме;
  • способствовать воспитанию ответственного
    отношения к природе ;
  • формирование экологической культуры;

Ход урока

I. Организационный момент.

Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем
уроке?

II. Актуализация знаний.

1. Что такое экология?

- Слово экология образовалось от двух греческих
слов: “экос” — что значит дом, и “логос” — наука,
учение. Наука о нашем доме, о Земле и законах, по
которым мы должны жить. Это наука о связях между
живыми существами и окружающей средой, между
человеком и природой.

-Какие пять признаков жизни вы знаете? (растет,
размножается, дышит, питается, умирает)

-Что такое экономика? “Экос” -дом, “номос”
-правило, закон. Это правила, законы ведения
домашнего хозяйства.

- Почему я объединила эти две темы?
Взаимосвязаны ли они?

III. Работа по теме.


Ах, как часто, глядя в поднебесье,
Мы мечтаем покорить пространство.
И, как Маленькие принцы, в одночасье
На других планетах оказаться.
Удивляться их могуществу, величью,
Раскрывать секрет небесной выси.
И, конечно же, ловить себя на мысли:
Им с Землею нашей не сравниться.

-Для нас, землян, нет планеты прекрасней, чем
наша родная Земля. Неслучайно, именно на неё
посоветовал отправиться географ Маленькому
принцу из фантастической сказки А.С. Экзюпери

“ Маленький принц”.

Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы не жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья.

Приложение 1.

Звучит голос Земли:

-Мне радостно слышать вас и обидно.

-Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос
у неё грустный. Что случилось?

Голос Земли:

Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и
была счастлива. Неужели я когда – то могла
радоваться, могла любить? А ведь любила, любила
весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание
рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как
заботливая мать, любит своего ребенка. Как же я
была прекрасна в то время.

Первый человек появился на свет. Вначале он
чувствовал себя частью природы, но разум, который
я вложила в его мозг оказался направлен не только
на создание, но и на разрушение. Он начал
порабощать меня, растения, животных. Он разрывает
мои недра на куски и достает внутренности,
заполняет мою прозрачную кровь ядами, он
перекрывает мне вены плотинами, душит меня
вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что
превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я
создала и вскормила собственного губителя. У вас
еще есть немного времени, чтобы спасти меня и
самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые
сердца.

Приложение 2.

-Ребята, что же случилось с нашей планетой?
Почему она жалуется?

-С нашей планетой произошла беда, её здоровью
угрожает опасность.

-Какие же задачи мы поставим перед собой, чтобы
решить проблему с болезнью нашей планеты?

IV. Новый материал.

1) Признаки грозной беды.

А что угрожает нашей планете Земля?

-Сегодня и вы окажетесь в роли ученых-
специалистов: ботаников, зоологов, географов,
которые помогут спасти планету. Что они изучают?

Задания для групп.

1.Ботаники расскажут, что угрожает “легким
нашей планеты ” — растениям.

2.Зоологи расскажут о состоянии “братьев наших
меньших” — животных.

3.Географы расскажут о том, что угрожает
“крови”, т.е. почве, воде и воздуху.

Признаки грозной беды.

1.Вырубка лесов.

2.Гибель животных.

3.Загрязнение воды.

4.Загрязнение воздуха.

5.Накопление мусора.

6.Отравление почвы.

- Кто виноват во всех причинах болезни планеты? (
Человек )

- Видно, люди забыли одну из мудростей
Маленького принца, что мы навсегда в ответе за
всех, кого приручили, за тех животных, растения,
которые живут рядом с нами, за ту речку, которая
бежит в нашем городе, за ту планету, на которой
нам посчастливилось жить.

Все мы, живущие на Земле, очень похожи на
Маленького принца, ведь у каждого из нас тоже
только одна планета. Мы не можем себе выбрать
другую, так же, как и Земля не может себе выбрать
другое человечество. И прав А. Экзюпери,
предупреждавший :

“ Все мы пассажиры большого корабля по имени “
Земля ”,

значит пересесть из него просто некуда.”

-Что имел в виду автор этих строк?

-Следовательно, болезнь планеты угрожает
здоровью и жизни самого человека. Как же добиться
гармонии человека и его планеты?

-Я думаю, что нам следует прислушаться к
Маленькому принцу, который строго придерживался
такого правила:

“ Встал поутру, умылся, привел себя в порядок –
и сразу же приведи в порядок свою планету.”

-Я уверена, что первые три пункта этого правила
вы выполняете.

Интересно, а как вы приводите себя в порядок?

-Прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы
сами должны быть здоровыми, крепкими.

V. Физминутка.

VI. Работа по теме.

-Мы привели себя в порядок, а как же мы приводим
в порядок свою планету?

1) Охрана природы.

-Наша планета огромна по сравнению с планетой
Маленького принца, но у каждого из нас есть
планета величиной с дом: это наш двор, наша улица,
наш город. Научитесь заботиться о них, приводить
их в порядок, и наступит праздник. Чем же вы
можете помочь своей маленькой планете?

-А какие меры охраны природы вам известны в
нашей стране?

( Заповедники, заказники, национальные парки,
Красная книга )

Заповедник

– особо охраняемая территория,
где ведутся наблюдения и исследования за
явлениями и процессами природы.

Заказник

– участки природных угодий, в
пределах которых на определенный срок (до 10 лет
или бессрочно) запрещено охотится или рыбачить
на некоторых видов животных в целях их
сохранения или обогащения.

-Мы видим, что в нашей стране принимаются меры
по охране природы. Но достаточно ли этого, чтобы
спасти природу всей планеты?

2) Международное сотрудничество.

а) Люди создали границы, оградились друг от
друга, но они забыли, что :

У всех людей одна планета
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим, не скупясь.

-В природе нет границ и только сообща люди могут
спасти планету и себя. Государства заключают
конвенции – соглашения. Одно из таких соглашений
- Конвенция по ограничению торговли редкими и
исчезающими видами растений и животных. Этот
документ защищает от истребления многих
животных Африки, Азии, Южной Америки : обезьян ,
черепах, крокодилов, носорогов и слонов, которых
уничтожают ради шкур, рогов, бивней.

Просмотр видеофильма об уничтожении белых
медведей.

б) Работа с информационными листами по группам.

-Выберите те международные соглашения, которые
соответствуют вашей специальности

1.Соглашение о сохранении белых медведей.

2.Конвенция о загрязнении воздуха на большие
расстояния.

3.Конвенция по защите Черного моря от
загрязнения.

4.Конвенция об охране дикой флоры и фауны.

5.Международная конвенция об охране птиц.

в) Созданы и создаются различные международные
организации, служащие делу охраны природы. Одна
из них – Международный союз охраны природы ( МСОП
). Именно эта организация издает “ Международную
Красную книгу ”. Создан Всемирный фонд дикой
природы. На его эмблеме — бамбуковый медведь (
панда ).

Ученик читает стихотворение :


Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля !
Отныне мы дети твои и друзья.
Отныне мы вместе большая семья.
Мы Маленькие принцы
Планеты Земля !

Приложение 3

Здравствуй, природа! Здравствуйте, леса и реки,
моря и озера, поля и горы! Здравствуйте, птицы!
Здравствуйте, звери! Если б человек каждый день
вот так здоровался не только с родными и
знакомыми, но и со всем живым, что его окружает,
может быть, до сих пор на Земле жили бы все те
животные и растения, которых мы больше никогда не
увидим – люди уничтожили их. Уничтожение
продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет
получить побольше денег за продажу редкого
животного ли его меха, кто-то хочет поохотиться в
свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с
корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает
камнем в птицу – развлекается. Иногда слышишь:
“Человек – царь природы!”, но кто поставил
человека над природой? Сам человек! А кто человек
без природы? Представить себе невозможно… Без
воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста
листьев. Все это щедро дарит нам природа, а взамен
просит только бережного, доброго отношения. Ведь
человек – это часть природы.

Приложение 4

ИТОГ:

-Ребята, почему наша планета улыбается?

-Она поняла, что у неё появились настоящие
хозяева, которые вылечат её и превратят в
цветущий сад.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все навек объединимся.
Давайте наши души сохраним!
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

См. рисунки к приложениям

Следующий: