Урок окружающего мира Экологическая безопасность

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (922 КБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (2,75 МБ)

Загрузить презентацию (3,07 МБ)

Цели:

  • познакомить учащихся с новыми понятиями
    «экологическая безопасность», «цепь
    загрязнения», «экология»;
  • показать учащимся, что Природа – наш общий дом;
    бережем дом – бережем здоровье;
  • учить соблюдать правила личной экологической
    безопасности;
  • обогащать словарный запас учащихся, развивать
    речь и мышление;
  • воспитывать экологическую культуру учащихся.

Оборудование:

  • презентация «Экологическая безопасность»;
  • экологическая карта Камчатки;
  • карточки для работы в группах;
  • карточки с названиями рек, вулканов Камчатки;
  • таблички с новыми словами; словари;
  • текст с информацией об электромобиле;
  • костюмы (судья, природа).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Энергизатор

Учитель: Отвечаем, запоминаем.

– Вам тепло? – Да.
– Вам светло? – Да.
– Прозвенел звонок? – Да.
– Уже закончился урок? – Нет.
– Хотите учиться? – Да.
– Можете садиться.

2. Актуализация ранее изученного

Учитель: Сегодня мы заканчиваем
изучение раздела «Наша безопасность». Как вы
понимаете слово безопасность?

Учащиеся: Безопасность – защита от
опасности.

Учитель: Какие опасности могут
угрожать жизни и здоровью человека?

Учащиеся: Животные, ядовитые грибы,
ядовитые растения, окно, балкон и др.

3. Усвоение нового материала

На доске изображен дом с ребусом, в котором
зашифровано «экологическая безопасность».

Учитель: На что похоже?

Учащиеся: На дом.

Учитель: В котором мы с вами живем.
По-гречески дом называется «ЭКОС» (табличка на
доске)


«ЭКОС» – ДОМ
«ЛОГОС» – УЧЕНИЕ, НАУКА

Учитель: Как называется наука о нашем
общем доме?

Учащиеся: Экология.

Учитель: Расшифруйте тему
сегодняшнего урока.

Экологическая безопасность

Учитель: Оказывается, опасности могут
нас поджидать и в нашем общем доме, в окружающей
нас среде. И виноват в этом чаще всего сам
человек. Скажите, ребята, а в мире людей, где
доказывается виновность и торжествует
справедливость?

Учащиеся: В суде.

Учитель: Попробуем сейчас со всей
строгостью взглянуть на содеянное в природе
человеком. Мы открываем судебный процесс. Внести
облачение главного судьи! (судья облачается,
кладет руку на Красную книгу и дает клятву)

Клятва: Клянусь достойно вести этот
судебный процесс, выслушать все обвинения и дать
слово защитникам. Клянусь вынести единственно
верный приговор.

Учитель: Как вы думаете, кого мы будем
судить?

Учащиеся: Людей, человека.

Учитель: Приготовьтесь защищаться. А
кто пострадал от деятельности людей?

Учащиеся: Природа

(Входит ребенок в костюме «Природы»)

Природа:

Я – природа. Я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье наградить –
В моей все это власти! –
Гриб в лесу, ромашку на лугу,
Небо в час восхода и заката, иву над рекой.
Только ты мой дар, мое ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам – мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба.

Учитель: Назовите три самых
необходимых компонента для жизни человека.

Учащиеся: Воздух, вода, продукты
питания.

Учитель: Поговорим о воздухе.

4. Групповая работа


1 группа В словаре найти определение
«атмосфера» (газовая оболочка, окружающая
планету)
2 группа Что из перечисленного загрязняет
воздух? Вулканический дым, деревья, лесные
пожары, животные, выхлопные газы автомобилей,
водоемы, дым из труб кочегарок и заводов, дым
сигарет, комнатные растения.
3 группа Разделите загрязнители воздуха на две
группы: Вулканический дым, лесные пожары, дым из
труб кочегарок и заводов, выхлопные газы
автомобилей.
4 группа Прочитайте и приготовьтесь рассказать
об электромобиле (информация подготовлена
учителем).

5. Проверка работы. Ответы учащихся

Вывод: Источники загрязнения
воздуха бывают двух видов:


Естественные Искусственные
Вулканы, лесные пожары Дым из труб заводов и кочегарок.
Выхлопные газы автомобилей.

Судья: Слово предоставляется главному
обвинителю.

1-й обвинитель: Ежегодно в атмосферу
Земли выбрасывается сотни тонн вредных веществ,
которые никуда не исчезают. Потом мы ими дышим. В
последние годы наибольшее количество вредных
веществ в атмосферу выбрасывается с выхлопными
газами автомобилей.

2-й обвинитель: Особенно опасны для
жизни и здоровья людей радиоактивные осадки. Это
пыль и капельки влаги, которые приносятся ветром
с территорий, где происходят испытания ядерного
оружия или произошли аварии на атомных
электростанциях.

Судья: Что можете сказать в защиту
человека? Что нужно делать человеку, чтобы
предотвратить загрязнение воздуха?

Учащиеся: Электромобиль (4 группа),
воздушные фильтры на трубы, сажать деревья,
выключать двигатели машин, работающие при
длительной стоянке, не курить в общественных
местах.

6. Инсценировка стихотворения.

Судья: Обвиняемый, расскажите, что вы
делали в воскресенье?

1-й ученик:

Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят! Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят,
Мы по берегу пошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там – пустые банки.
И, как будто нам назло, даже битое стекло!
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели; жгли костры, бумагу жгли

Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!

Учитель: Приходилось ли вам наблюдать
такие картины в природе?
Вспомните, что происходит с мусором и бытовыми
отходами в природе, которые остаются после
человека? Куда может попасть весь мусор, если его
оставить на берегу реки?

2-й ученик:

Мы прошли, конечно, мимо…
– Эй, ребята! – крикнул Дима –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых наши склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести.
А свободного местечка
Возле речки не найти!

Учитель: Вот такая грустная история!
Что забыли сделать ребята, уходя домой? Мы не
случайно отправились гулять к реке. Второй
фактор воздействия на человека вода.

3-й ученик: Люди издавна стремились
селиться там, где была вода. Вода была необходима
не только для питья, но и для бытовых нужд, как
средство защиты от неприятеля и удобный путь
сообщения.

7. Работа в парах

Учитель: Соедините название города с
названием реки, на которой он стоит.


г. Париж Авача
г. Елизово Москва
г. Москва Сена
п. Тигиль Нева
п. Озерной Тигиль
г. Санкт-Петербург Озерная

Судья: Обвинение предлагает к
просмотру видеоролик «Загрязнение водоемов».

3-й обвинитель: Что же сейчас
происходит с водоемами? Человек загрязняет их
сточными водами промышленных и коммунальных
предприятий, выбросами водного и автомобильного
транспорта. Соли различных тяжелых металлов
попадают в водоемы и их поглощают водные
растения. Далее водные растения поступают по
цепочке питания к растительноядным животным, а
затем к хищным.

8. Работа с учебником

Учитель: Откройте учебник на стр.29.
Рассмотрите рисунок. Проследите цепь
загрязнения и расскажите, что произошло с рыбой.

Учащиеся рассказывают по рисунку.

Учитель: Прочтите, что называют цепью
загрязнения.

Учащиеся: Загрязняющие вещества
движутся по цепочке. Ее называют цепью
загрязнения.

9. Физминутка

Учитель: Соберем цепочки
загрязнения (у учащихся на спинах карточки с
рисунками; координаторы помогают).

1 цепочка: рыба – уха – человек;
2 цепочка: гриб – суп грибной – человек;
3 цепочка: черемша – пучок черемши – человек.

Учитель: Загрязняя воздух и воду,
человек получает продукты питания, содержащие
вредные вещества. Как прервать цепь загрязнения,
чтобы не приносить вреда здоровью человека?

Учащиеся: Не ловить рыбу в грязных
водоемах; не собирать грибы и ягоды рядом с
дорогами и др. А самое главное не загрязнять
водоемы, леса.

10. Обобщение и закрепление

Учитель: Так что же такое
«экологическая безопасность»?

Учащиеся: Это защита от вредного
воздействия загрязненной окружающей среды.

11. Зрительная гимнастика: Определение
«экологическая безопасность» разбито на слова,
слова расклеены по всему классу.

(Дети из слов составляют определение.)

Учитель: Давайте создадим круг
экологической безопасности. Для этого
необходимо исключить из круга все, что опасно для
нас и нашего дома (учащиеся с карточками на спине
встают в круг, снимая друг с друга таблички с
изображенными на них загрязнителями).

12. Итог урока

Судья: Рассмотрев сегодняшнее дело,
суд выносит приговор: «Человек, ты должен не
только уметь защитить себя от вредного
воздействия окружающей среды, но и сам, не
становиться источником загрязнения природы!»

Выставление отметок за работу на уроке.

13. Энергизатор

– Вам тепло? – Да.
– Вам светло? – Да.
– Прозвенел звонок? – Да.
– Уже закончился урок? – Да.
– Получили «пять»? – Да.
– Идите отдыхать!

Учащиеся выходят под музыку «Мой дом
Петропавловск-Камчатский».

Следующий: