Урок Очень легкий, но такой весомый. 9-й класс


Цели:

Образовательно-развивающие:

  • систематизация и развитие представления о водороде как химическом
    элементе и простом веществе, способах его получения и собирания;
  • применение опорных понятий: “окислитель”, “восстановитель”, “окисление”,
    “восстановление”;
  • формирование умений проведения химического эксперимента, соблюдения
    техники безопасности;
  • развитие умений учащихся выполнять логические операции: определение,
    анализ, сравнение, обобщение понятий, формулирование суждений, выделять
    главное, оценивать свои знания и знания товарищей.

Воспитательная:

  • Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе
    философских категорий: сущность-явление, причина – следствие, единство и
    многообразие; воспитывать потребность во взаимопомощи и поддержке.

Формы работы

: индивидуальный труд, простая кооперация, сложная
кооперация.

Методы:

словесный (рассказ, объяснение, с элементами дискуссии,
постановка и решение проблемных вопросов); наглядный (презентация); практический
(составление уравнений).

Оборудование:

компьютер, экран, мультимедийный проектор, карточки для
самостоятельной работы

Ход урока

Деятельность учителя Время
Баллы
Деятельность учащихся
I. Организационный момент

1. Приветствие

2. Вступительное слово учителя.

«Посмотри на небо там, где млечный путь…»
Приложение 1
(слайд 2).

– Как вы думаете, какой химический элемент занимает первое место
по распространенности во Вселенной?

Сделайте вывод на основе данных диаграммы. (слайд 3).

(Водород и гелий – основные газы нашей Вселенной. Из них
состоят многие звезды, атмосфера таких планет-гигантов как Сатурн и
Юпитер. Они практически вдвоем составляют атмосферу Солнца)

Знаете ли вы, что…

(слайд 4).

ученые считают, что водород ускользнул из атмосферы Земли в
первый период ее образования как планеты. Не исключено, что
соединившись с металлами и образовав тяжелые гидриды, водород
опустился ближе к ядру Земли, где существует и поныне. Иногда до
50-60% извергаемых вулканами газов составляет водород!

5 мин

Поисковая беседа

Работа с диаграммой

3. Создание проблемной ситуации:


Выберите утверждения, в которых вы сомневаетесь или не согласны.

Что знаю о водороде

  • Благодаря водороду есть жизнь на Земле
  • Можно совершить кругосветное путешествие, используя водород
  • Водород бывает жидким
  • Водород легко окисляет простые вещества
  • Водород способен взрываться
  • Водород помогает получать металлы
  • Водород – топливо
2 мин Работа с мотивационной карточкой
– Определите учебные задачи урока, используя
ключевые слова:

* изучить
* формировать
* развивать



4. План урока

1.5. Заявка на оценку:

«5» – 18 баллов и выше
«4» – 14–17 баллов
«3» – 10–13 баллов

Обоснование ответа – 1 балл
Дополнение-возражение – 1балл
Вопрос – суждение – 1 балл
Ответ на вопрос–суждение – 2 балла
Умозаключение – 2 балла
За скорость – 1 балл

3мин Мозговой штурм
II. Изучение нового

1 Положение в ПСХЭ

– Определите положение водорода как химического элемента в ПСХЭ.
– Вследствие чего элемент водород занимает двойственное положение в
ПСХЭ?

10 мин

1 б

Работа в группах

1 группа

порядковый номер 1;
расположен в первой группе, в первом периоде;
относительная атомная масса равна 1,00794;
латинское название Hydrogenium.

2. Физические свойства (слайд 7)


Определите свойства водорода как простого вещества, используя
опорный конспект.
– Почему водорода легче воздуха?

1 б 2 группа

Простое вещество водород – это
газ, легче воздуха, без цвета, без запаха, без вкуса, tкип
= – 2530С. Собирать водород можно путем вытеснения
воздуха из пробирки или воды. При это пробирку нужно перевернуть
вверх дном.

3. Применение водорода (слайд 8)


Составьте сообщение о применении водорода, используя информацию из
иллюстрации учебника.(стр. 101)

– Чем объяснить, что водород используют в качестве ракетного
топлива?

1 б 3 группа

Водород применяют как топливо, в
производстве маргарина, кислот, спиртов, аммиака, получении
металлов.

4. История открытия водорода

– Составьте
сообщение об открытии водорода, используя материал учебника (стр.
102).

– Когда и кем был сделан вывод о том, что водород представляет
собой вещество, а не «горючий воздух»?

1 б 4 группа

1766 г. Английский физик и химик
Г. Кавендиш собрал чистый водород получив его действием серной и
соляной кислоты на железо, цинк и олово и назвал его «горючим
воздухом».

5. Получение водорода в лаборатории

Вот
такая история произошла с французским химиком, директором Парижского
музея науки Пилатом де Розье (17561785). Как-то он решил проверить,
что будет, если вдохнуть водород. До него никто такого эксперимента
не проводил. Не заметив никакого эффекта, ученый решил убедиться,
проник ли водород в легкие? Он ещё раз глубоко вдохнул этот газ, а
затем выдохнул его на огонь свечи, ожидая увидеть вспышку пламени.
Однако водород в легких экспериментатора смешался с воздухом и
произошел сильный взрыв. “Я думал, что у меня вылетели все зубы
вместе с корнями”, – так Розье характеризовал испытанные ощущения.
Эксперимент чуть не стоил ему жизни.

ТБ при получении и собирании водорода

5 мин
Для эксперимента необходимо взять две чистые
пробирки. В одну пробирку поместим цинк и прильем раствор соляной
кислоты. Что вы наблюдаете? (учащиеся отвечают, что видят выделение
какого– то газа). Сейчас к отверстию пробирки, в которую собирали
газ, поднесем горящую лучинку. Что вы наблюдали? (учащиеся отмечают,
что слышали хлопок). Так сгорает водород. Значит, в результате
взаимодействия цинка с соляной кислотой выделяется водород.
Поисковая беседа

Демонстрация опыта

– Составьте схему уравнения реакции

Zn0
+ H+1CI-1 = Zn+2CI2 + H20
Zn0 – 2e ®
Zn+2
| 2
| 1
2H+1 + 2e ®
H20
| 2
| 1

– Расставьте коэффициенты методом электронного баланса

4 мин

3
б

Практический метод
2.5 Химические свойства (слайд 9, 10)

* Взаимодействие с простыми веществами – неметаллами:



1. При поджигании реагирует с кислородом

O2 + 2H2 = 2H2О

2. При нагревании водород обратимо взаимодействует с серой:

S + H2 = H2S

3. С азотом — при нагревании,
повышенном давлении и в присутствии катализатора (железо):

N2 + 3H2 = 2NH3

10 мин Рассказ
4. С галогенами образует галогеноводороды:

F2
+ H2 = 2HF, реакция протекает со взрывом при любой
температуре,

Cl2 + H2 = 2HCl

реакция протекает
только на свету.

Задание:

составить уравнения химической реакции
взаимодействия водорода с хлором, расставить коэффициенты методом
электронного баланса, указать окислитель, восстановитель.



– Докажите, что водород в данных
реакциях проявляет восстановительные свойства в виде умозаключения.

Восстановитель-вещество, молекулы, атомы или ионы которого отдают
электроны в процессе химической реакции.

* Взаимодействие со щелочными и щёлочноземельными металлами,
образуя гидриды:

5. Na + H2 = 2NaH
6. Ca + H2 = CaH2

3 б Учащиеся составляют уравнения реакций

Работа в
парах, группах

Задание: записать данное уравнение и
расставить коэффициенты методом электронного баланса.

– Докажите, что водород в данных реакциях проявляет окислительные
свойства в виде умозаключения.

Окислитель-вещество, молекулы, атомы или ионы которого принимают
электроны в процессе химической реакции.

* Взаимодействие со сложными веществами: с оксидами металлов (как
правило, d-элементов)

7. CuO + H2
= Cu + Н2О

3 б Вывод: наиболее характерна для водорода степень
окисления +1, и только при соединении с металлами водород проявляет
степень окисления -1.
III. Закрепление

– Предлагаю покорить «Вершину
успеха»

n (H2) = 1 моль
Mr (H2) =
M (H2) =
m (H2) =
V (H2) =
N (H2) =

4 мин

5 б

Индивидуальный труд
IV. Обобщение изученного материала. Оценивание
ответов учащихся

Сформулируйте выводы по теме урока,
используя опорные точки

2 мин
V. Домашнее задание

П.17 вопр. 4, доп. 5
вопросов суждений




Следующий: