Урок обществознания в 10-м классе Проблемы современного этапа цивилизационного развития

Цель урока: Создание условий для развития ключевых компетентностей при изучении проблем современного развития Человечества через технологию «Дебатов».

Задачи урока:

образовательная:

  • Раскрыть сущность глобальных проблем современности и указать возможные пути их решения на примере проблемы сохранения здоровья и экологической проблемы;
  • продолжить формирование понятий: «цивилизация», «глобальные проблемы»,«толерантность».

развивающая:

  • Способствовать формированию и развитию информационной компетентности и навыков коммуникативной компетентности.

воспитательная:

  • Осмысление необходимости сохранения Человечества через воспитание толерантного отношения к различным мировоззрениям.

Тип урока: открытие новых знаний.

Вид урока: интерактивный по способам деятельности, интегрированный по содержанию.

Форма урока: урок-дебаты.

Основные методы и приёмы: выявление и постановка проблемы, работа над заданиями проблемного характера, локализация исторического объекта, сбор данных, изучение и анализ материала, составление смыслового плана, побуждающий и подводящий диалог, аналитическая беседа, обобщение, интерактивные методы, игровые приёмы

Форма работы: групповая.

Оборудование:

  1. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран
  2. Материалы:
    • Дидактические материалы (Приложение 3)
    • Раздаточный материал (Конституция РФ 1993, Приложение 2)
    • Учебник. Человек и общество. Боголюбов Л.Н., М, «Просвещение», 2005.
    • Материал, заготовленный учащимися дома для проведения дебатов:
      А) текстовый на бумажных и электронных носителях;
      Б) наглядный на бумажных и электронных носителях;
      В) Презентация «Решение проблемы сохранения здоровья».

Этапы деятельности:

  1. Организационный этап (настрой на работу).
  2. Этап подготовки к предстоящей работе (мотивация – создание проблемной ситуации; формулирование цели и темы предстоящих дебатов).
  3. Представление необходимой информации.
  4. Применение информации, интерактивное упражнение.
  5. Подведение итогов (рефлексия, выставление отметок).
  6. Домашнее задание.

Планируемые результаты:

  1. Учащиеся узнают сущность глобальных проблем современности, возможные пути их решения на примерах проблемы сохранения здоровья и экологической проблемы.
  2. У учащихся развиваются информационная компетентность, навыки коммуникативной компетентности
  3. Учащиеся смогут осмыслить необходимость сохранения Человечества через воспитание толерантного отношения к различным мировоззрениям.

Ход урока

ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ
ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ
1. Организационный этап
Приветствие учащихся.
Настрой учащихся на работу (аутотренинг).
Проверка присутствующих.
Приветствие учителя.
Рассаживаются для работы в группах, согласно тому, как были поделены накануне (берутся за руки, чтобы почувствовать себя командой – настрой на работу).
2. Мотивация и формулирование цели урока
– Каждый день мы задаём себе «вечные» вопросы, на которые ищем ответы. Один из учащихся зачитывает стихотворение, остальные слушают.
– «Зачем любить и ненавидеть,
Растить цветы и звёзды видеть?
Зачем искать, зачем терять?
Зачем былое вспоминать?
Зачем живые все живут?
(И) в чём смысл жизни заключён?
В чём заключён её закон?
И не даёт покоя мне,
Моей усталой голове
Один мучительный вопрос:
«Зачем родился я и рос»?
– Сегодня нам предстоит найти ответ ещё на один «вечный» вопрос.
– Какое будущее ждет Человечество?
«Апокалипсис или золотой век?»

Это высказывание вызвало интерес к изучаемой проблеме.

– Так поставили вопрос в книге: «Мегатенденции: год 2000…» американские футурологи Дж. Несбитт и П. Эбурдин.
– Какие гипотезы в качестве ответа на данный вопрос вам известны из истории?
Работа с цитатой, которая записана на доске.
«Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами»
Вспоминают, какие и кто давал из истории прогнозы на будущее:
– Нострадамус Мишель Нотрдам в рифмованных четверостишиях предсказал грядущие события в европейской истории, а именно — Третью мировую, вряд ли для Человечества наступит «золотой век».
– Елена Рерих в «Живой этике» предупреждает об исчезновении Пятой Человеческой расы, но не о гибели Человечества вообще.
– Откровение Иоанна Богослова, одна из книг Нового Завета содержит пророчества о «конце света».
– Почему многие дают мрачный прогноз? – За всё время существования Человечество накопило много проблем на Земле, сегодня проблемы стали носить глобальный характер, угроза жизни Человека на Земле стала очевидна.
– Нам необходимо познакомиться более подробно с основными проблемами современной цивилизации.
– Какие проблемы вам известны?
– Нам сегодня известны такие проблемы как:
*экологическая проблема
*проблема борьбы с терроризмом
*проблема отсталости развивающихся стран
*демографическая проблема
*проблема сохранения здоровья людей
*проблема разоружения
*продовольственная проблема
И другие проблемы, которые между собой взаимосвязаны.
– Сформулируйте тему урока. Ученики формулируют и записывают тему:
«Проблемы современного этапа цивилизационного развития».
– Прогнозирование учитывает сегодня не только наличный уровень общественного развития, но и особую остроту стоящих перед человечеством глобальных проблем, порожденных индустриальным обществом.
– По словам Генерального директора ЮНЕСКО
«Завтра всегда поздно».
– Какое отношение имеет этот тезис к нашей цели урока. Сформулируйте цель урока.
Формулируют цель.
– Необходимо выяснить, что ожидает Человечество на современном этапе развития цивилизации? Для этого нужно не только познакомиться с глобальными проблемами, но и с возможными путями их решения.
3. Предоставление необходимой информации (подготовка к предстоящим дебатам)
– Сегодня затронем проблему футурологического характера (впервые в научном языке слово «футурология» – учение о будущем, появилось в 1943г.). Сегодня проблема будущего Человечества стала чрезвычайно популярна. Основное предназначение футурологии – разработка прогнозов развития на перспективу. Ученые тоже делают различные социальные прогнозы: пессимистические и умеренно оптимистические.
Предположите свои гипотезы прогноза на будущее.

На уроке нам предстоит составить прогнозы, используя форму дебатов.
Дебаты – это спор, а, как известно,
в споре рождается истина.

Тема дебатов сформулирована в виде тезиса.
«Человечество способно выжить и решить глобальные проблемы».

Выдвигают гипотезы:
– Если Человечество объединит свои усилия для того, чтобы преодолеть проблему сохранения здоровья, экологическую проблему и другие проблемы, то Человечество выживет.
– Если Человечество будет безразлично к своему здоровью, к естественной среде обитания, то Человечество погибнет, т.е. его ждёт Апокалипсис.

Используя дополнительный материал, который учащиеся заготовили для дебатов, применяя личный опыт и имеющиеся знания, в течение 15 минут группы готовятся, согласно правилам, которые им известны. Инструкция по ведению игры на партах (Приложение 2)
Определяются судьи, которые вырабатывают критерии. (Приложение 3) и оценивают работу команд.
Переписывают тезис в тетрадь.

4. Применение информации, интерактивное упражнение
Выполняет функции таймкипера: приглашает по очереди спикеров команды утверждающей стороны, затем спикеров отрицающей стороны, следит за количеством и последовательностью перекрёстных вопросов и ответов.
Налагает санкции.
От команды утверждающей стороны выделяются 3 спикера: (10 мин)
(Приложение 4, Приложение 5)
1С – утверждает тезис, представляет аргументы утверждающей стороны
2С – усиливает утверждающую линию в споре, представляет доказательства
3С – представляет финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства утверждающей линии (Приложение 1, Презентация)
От команды отрицающей стороны выделяются 3 спикера:(10 мин)
(Приложение 4, Приложение 5)
1С — отрицает тезис, представляет аргументы отрицающей стороны
2С – усиливает отрицающую линию в споре, представляет доказательства
3С – представляет финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства отрицающей линии (Рисунок 1, Рисунок 2)
– Участники (ими могут быть не только спикеры, но и другие участники команды) задают перекрестные вопросы, дополняют выступления, опровергают доводы (2мин)
(Приложение 4, Приложение 5)
5. Подведение итогов, рефлексия
Предоставляет заключительное слово судьям. Судьи заполняли протокол игры (Приложение 3), в котором отмечали области столкновения позиций команд, проставляли баллы, согласно выработанным критериям.
Судьи подводят итоги: оценивают речи спикеров, перекрёстные вопросы и ответы. Указывают сильные и слабые стороны выступлений спикеров. По желанию комментируют свое решение, обосновывая его. Определяет команду – победительницу (условно) – эта та команда, которая наиболее была убедительной.
– Какой общий вывод по теме урока можно сделать?
При любом исходе игры вывод должен быть позитивный.
Ученики делают вывод по уроку (позитивный).
– Всё, что делает Человечество должно быть подчинено интересам выживания, сохранения природной среды существования Человечества.
– Что нового узнали?
– Где эти знания вам могут пригодиться?

– Чему научились?
– Где эти навыки вам могут пригодиться?

– Какие мнения оппонентов вам были симпатичны?

– Участники международной конференции по проблемам экологии в 1989г вспомнили такую притчу: «Две лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: «Это конец». Сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась, сбила под собой комок масла и выбралась из горшка». О чём говорит эта притча, и какой урок из неё мы можем извлечь?

Перечисляют, что узнали нового.
Говорят, какие знания и где им могут пригодиться в жизни. (Знания помогут быть более компетентными в вопросах, связанных с экологией).
Перечисляют, чему научились.
Говорят, какие навыки и где им могут пригодиться в жизни. (Целый комплекс навыков поможет быть более успешными в жизни)
Высказывают мнения об аргументах и контраргументах оппонентов, говорят о важности толерантного отношения друг к другу.

Говорят, о том, что никогда не стоит отчаиваться и необходимо доводить начатое до конца.

Выставление отметок (по результатам судей)
Благодарит всех учащихся за урок.
Благодарят учителя за урок.
6. Домашнее задание
По параграфу 32 составить и заполнить таблицу:
«Глобальные проблемы и пути их решения».
Принять участие в социально-значимых практиках.
Записывают д/з.
Задают вопросы по содержанию д/з.

Следующий: