Урок обществознания Конституция

Тип урока: изучение новых знаний

Вид урока: с элементами проблемного изложения

Цель: создать у учащихся о конституции как основном документе государства в РФ.

Задачи:

  1. Выработка умений осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение.
  2. Определение правового регулирования государственной власти и управления, государства и гражданина в Р.Ф .
  3. Воспитание активной гражданской позиции.
  4. Коррекция умений и навыков познавательной деятельности школьника.

Основные понятия: государственный аппарат, федеральное собрание, правительство, президент, Конституционный суд, Правоохранительные органы ,адвокатура.

Оборудование урока: Конституция РФ, программа сопровождается слайдами PowerPoint из Приложения 1 (презентацией),проектор, тестовая программа.

План урока:

  1. Мотивация темы урока – обсуждение цели урока (3-4 мин)
  2. Интерактивное обучение – работа в группе (15 мин)
  3. Защита мини-проектов (15-17 мин)
  4. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Слайд 1

II. Изучение новых знаний.

  • Слайд 2 Совместно с учащимися ставятся цел и задачи урока, актуализируется тема. Записывается план урока.
  • Слайд 3 Конституция (понятия)

Учитель: Вы видите определение термина конституция. Знаете ли вы, что такое конституция? Как виды конституции существуют? Какова ее функция в системе государственного законодательства?

(Учащиеся отвечают)

Учитель: Хотите знать больше? (Записывает тему урока.)

Конституция как необходимая правовая норма демократического государства берет своё начало от латинского (constitution)-устройство. Конституция — основа будущего текущего законодательства страны.

Она определяет

  • общественное и государственное устройство,
  • порядок, структуру и принципы формирования органов власти,
  • избирательную систему государства и
  • процедуры передачи властных полномочий,
  • основные права и обязанности граждан и т. д.
  • Слайд 4 Виды конституции

Многообразие конституций, явившееся следствием длительного исторического развития, требует их классификации по каким — то существенным признакам. Различаются, например: писанные и неписанные Конституции классифицируются по порядку принятия. Различаются октроированные (дарованные сверху) конституции — обычно так называют те основные законы, которые были «дарованы» народу монархом (Марокко, Непал Саудовская Аравия). Такой характер носили также конституции, данные Великобританией своим колониям в ходе деколонизации африканского континента.

  • Слайд 5

Общепризнанные легитимные способы принятия конституции —с помощью учредительного собрания и референдума. Первым способом, например, была принята ныне действующая Конституция США (Конституционным конвентов 1787 г.), а также Италии (1947 г.), Индии (1948 г.),, Болгарии (1990г.) и Румынии (1991г.), а вторым – Франции (1958 г.). Всенародное голосование (референдум) стало способом принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Но в подавляющем большинстве государств политические условия позволяли принимать конституцию обычным парламентским путем, хотя после этого её иногда выносили на референдум (Испания, 1978 г.).

  • Слайд 6-7

По порядку изменения различаются конституции «гибкие» и «жесткие». Первые изменения и дополнения — так же, как обычные законы — таких теперь немного. Вторые — с соблюдением определенных условий (рассмотрение поправки спустя определенное время после ее внесения, наличие квалифицированного большинства, обязанность ратификации субъектами федерации и др.), т. е. создаются трудности на пути внесения изменений и поправок. В США, например, за более чем двухсотлетнюю историю Конституции в нее включили только 27 поправок, хотя обсуждалось несколько тысяч. К числу «жестких» конституций следует отнести и Конституцию РФ. «Жесткий» порядок способствует большей стабильности конституций, хотя решающее значение здесь имеют политические условия.

История знает много примеров быстрого обновления основного закона страны. Так, в революционной Франции, на рубеже XVIII-XIX веков конституционное устройство менялось почти ежегодно. В Народной Республике Конго с 1960 по 1979 года сменилось 5 конституций. В таких странах как Алжир, Венесуэла, Гана, Йемен, Таиланд старые конституции заменялись новыми в среднем через пять-семь лет.

  • Слайд 8-13

Учитель: А как зарождалась конституционность в России? Сколько Конституций было в нашей истории? Чем они характеризовались?

Ученики: Конституция России в современном ее понимании ведет свое начало от первых конституций США (1787 г.), Франции (1789, 1791 г.) и Польши (1791 г.). В начале 19 века о Конституции впервые заговорили и в России. Идеи, заложенные в этих документах, оказали непосредственное влияние на «декабристов» Н.Н. Муравьева, П.И. Пестеля и их товарищей, авторов проектов первых демократических Конституций России. Попытка силой «внедрить» идею конституции в жизнь российского общества закончилась трагическими событиями декабря 1825 года. Несколько тысяч сторонников этой идеи были подвергнуты жестокому наказанию, а сама конституция как необходимый атрибут государства на долгие годы была предана проклятиям и забвению. В царской России требования принятия конституции или даже обсуждение вопроса о необходимости ее наличия в стране сурово наказывались. Такое положение в России сохранялось до первой русской революции 1905-1907 годов. Царский манифест от 6 августа 1905 года стал первым шагом на пути к конституционной монархии. Он учреждал Государственную думу и провозглашал избирательные права российских подданных.Манифест от 17 октября 1905 года провозглашал неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний. Законодательные акты 1905-1906 годов фактически учреждали в России конституционный строй. Внедрение в политическую жизнь России основных конституционных принципов было проведено в режиме октроировании (от французского octroyer- даровать, жаловать). Они даровались «добрым» монархом Николаем II своему «любимому народу». Октроирование российской Конституции было не добровольным, а вынужденным актом. Её основной целью было погасить революционный пожар и сохранить у руля государства буржуазно-аристократический режим, интересы которого представляла российская монархия. Но плавного перехода от абсолютной монархии к конституционной монархии не получилось. Это в конечном итоге привело к февральской и октябрьской революциям 1917 года. Особенность любой конституции состоит в том, что это есть правовой акт, венчающий победу одной части общества над другой в результате революции или контр-революции. Конституция закрепляла некое «гражданское согласие» одних классов или групп населения между собой, но одновременно, как правило, исключала из общественной жизни или существенно ограничивала в правах другие классы или категории населения. Во время Великой Французской революции изгоем оказалась аристократия, Октябрьская революция вышвырнула за скобки только народившуюся буржуазию, отчасти дворянство и духовенство.

  • Слайд 14

Учитель: Что бы лучше разобраться в конституционности зачертите таблицу и по мере моего рассказа заполните ее.

  • Слайд 15-26

Учитель: В эту схему укладываются Конституция РСФСР 1918 года и Конституция СССР 1924 года. Первая была принята после вооруженного захвата власти в 1917 году, а вторая после победы в гражданской войне 1918-1922 года. Эти Конституции закрепляли приоритетные права рабочего класса и крестьянства.

В декабре 1936 года была принята очередная Конституция СССР, которая была провозглашена Конституцией победившего социализма. Сталинская конституция благополучно просуществовала 41 год. Это было обусловлено тем, что в период ее действия произошли такие эпохальные события мировой истории как вторая мировая война (великая отечественная война), годы холодной войны, годы послевоенного восстановления народного хозяйства страны, создание и увеличение экономического, промышленного, оборонного, научно-технического, культурного и т.д. потенциала СССР.

В большую часть этого периода подавляющее большинство граждан СССР были объединены общей целью (целями), а уровень активности и динамика социально-общественной жизни была невысокой. Людям просто было некогда задумываться о лучшем устройстве социальной жизни, надо было отразить внешнюю военную угрозу, поднять страну из руин, создать военно-стратегический паритет, не допустить, чтобы страна оказалась на задворках мирового прогресса.

Конституция СССР 1936 года была в чистом виде «классовой» и защищала интересы рабочих и крестьян. Она прямо декларировала, что «вся власть в СССР, принадлежит трудящимся города и деревни в лице депутатов трудящихся» Хотя ее 125 статья и гарантировала свободу печати, свободу слова, свободу собраний и митингов, свободу уличных шествий и демонстраций, но при этом честно предупреждала, что эти права и свободы гарантируются только в целях укрепления социалистического строя и в интересах трудящихся. В любых других случаях «Власть» не гарантировала своим гражданам никаких прав и свобод.



Совершенна другая участь была уготовлена Конституции СССР образца 1977 года. Основные доводы за принятие новой конституции сводились к следующему. В СССР построено социалистическое общество, то есть государство развитого социализма. В стране отсутствуют классы антагонисты, и появилась новая общность людей — советский народ. Поскольку новое государство построено, нужна новая конституция.
Эта Конституция сохраняла в декларативно-неявном виде различные льготы и преференции для властных структур Коммунистической Партии Советского Союза и ее конкретных представителей.

По конституции 1977 года, КПСС была провозглашена руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций. Она определяла генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководила великой созидательной деятельностью советского народа. Была провозглашена и законодательно закреплена искусственная монополия одной партии. Де-факто в СССР исторически сложилось такое положение, когда ЦК КПСС, обкомы, райкомы и т.д. в повседневной жизни контролировали и командовали всем и вся, фактически, не неся никакой ответственности за реальное положение дел в стране, регионе, районе и т.д. При этом вся ответственность перекладывалась на представителей исполнительной власти (правительство и советы народных депутатов разного уровня).

Конституция так и не смогла разрешить противоречие между декларируемыми принципами общенародного государства и фактической монополией на власть одной партии — КПСС. Такое положение способствовало появлению в СССР фактически и юридически неконституционных центров власти в лице Политбюро ЦК КПСС, обкомов, райкомов и т.д.По мере роста благосостояния советского народа, повышения его среднего интеллектуально-образовательного и культурного уровня, расширения межгосударственных хозяйственных, научных, культурных, спортивных, туристических и иных связей, развития средств информации и коммуникации различной физической природы граждане СССР все чаще стали задумываться о принципах государственного устройства страны и повседневной практике ее социально-общественной жизни.

По мере роста благосостояния советского народа, повышения его среднего интеллектуально-образовательного и культурного уровня, расширения межгосударственных хозяйственных, научных, культурных, спортивных, туристических и иных связей, развития средств информации и коммуникации различной физической природы граждане СССР все чаще стали задумываться о принципах государственного устройства страны и повседневной практике ее социально-общественной жизни.
Народ стал публично задавать руководству СССР и правящей партии «колючие» вопросы, требующие конкретных и аргументированных ответов.

Например:

  • Почему в СССР разрешена и существует только одна политическая партия;
  • Почему органы в выборы власти проводятся только на безальтернативной основе и только по многоступенчатой системе;

Почему в повседневной жизни проводится политика дискриминации граждан по признаку членства в КПСС.

Под напором широких народных масс властная элита СССР начала вносить отдельные изменению в Конституцию страны. Менялось всё и вся. Структуры органов государственной власти. Принципы избирательной системы и порядок выборов. Была отменена 6 статья Конституции СССР и фактически вводилась многопартийность. Избран Президент СССР.В конечном итоге эта вакханалия с бессистемной корректировкой Конституции СССР закончилась расколом властной элиты и общества, авантюрной попыткой остановить развал страны с помощью Государственного Комитета по Чрезвычайному Положению и в конечном итоге распадом СССР.

Конституции СССР1936 года и 1977 года вводились в режиме октроирования, то есть были «подарены» партийно-государственной элитой страны советскому народу. Концепция этих конституций не предусматривали возможности резкой динамики развития и возможного быстрого качественного и количественного изменения социально-политической, экономической жизни страны и не учитывала возможного резкого изменения настроения ее граждан. И, естественно, не была предусмотрена процедура оценки (с помощью референдума) адекватности содержания конституции и реальной социально-политической обстановки в стране.

По официальной легенде ныне действующая конституция России была принята 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме. Её принятию предшествовал целый ряд скандальных и позорных событий, апофеозом которых можно считать массированный расстрел парламента страны из танковых артиллерийских орудий 4 октября 1993 года.

В то время большинство рядовых обывателей понимало провозглашенный в конституции политический курс, как практически неограниченное расширение личных прав и свобод, при одновременном сохранении социальных гарантий социализма и возможности достаточно регулярно получать различные льготы и преференции из общественных фондов потребления. И при этом еще немного «шить по ночам», то есть иметь возможность использовать механизмы рыночной экономики для увеличения доходов своей семьи. Однако уже результаты голосования на референдуме 12 декабря 1993 года наглядно показали, что текст конституции не соответствует надеждам и чаяниям большинства граждан России. Напомним, что за принятие новой конституции страны проголосовала только одна треть избирателей, имеющих право голоса.

  • Слайд 27 (совместно с детьми делаются выводы)
  • Слайд 28 (проверка правильности заполнения таблицы

Учитель: Сегодня мы работаем в группах. Каждая группа на столе имеет свой алгоритм выполнения задания; все необходимое для того, чтобы по прошествии 10 мин поделиться своими знаниями с другими учащимися, защитив свой мини-проект; Конституция РФ, на материалах которой, вы получите новые знания о законодательстве РФ.

1 группа:

  1. Ознакомить с текстом статей 22, 27-29, 32, 35, 37, 43, 46, 56-59
  2. Определить нормы взаимоотношения граждан и государства, права личности.
  3. Составьте кластер
  4. Защитите свой мини-проект
  5. Поставьте оценки за работу в группе каждому.

2 группа:

  1. Ознакомьтесь с текстом статей 1-3, 10,11,15
  2. Определить характер государства: статус, порядок функционирования и структуру государственных учреждений и институтов.
  3. Составьте кластер
  4. Защитите свой мини-проект
  5. Проставьте оценки за работу в группе каждому

3 группа:

  1. Ознакомьтесь с текстом главы 2 «Права и свободы человека и гражданина»
  2. Определите, определите какими правами обладает гражданин
  3. Составьте кластер
  4. Защитите свой мини-проект
  5. Поставьте оценки за работу в группе каждому.

4 группа:

  1. Ознакомьтесь с текстом главы 2 «Права и свободы человека и гражданина»
  2. Определите, какие обязанности есть у гражданина перед государством.
  3. Составьте кластер
  4. Защитите свой мини-проект
  5. Поставьте оценки за работу в группе каждому.
  • Слайд 29 (выступают 1 и 2 группы)
  • Слайд 30

Учитель: Основы конституционного строя Российской Федерации изложены в Главе I Основного Закона. Согласно ст. 135 положения этой главы ( как и Глав II и IX) не могут быть пересмотрены Федеральным Собрание.

В основе конституции Российской Федерации выступаю законы международного права («Всеобщая Декларация прав человека», «Конвенция о защите прав человека…и ребенка», «Декларация прав ребенка», «Пакт об эк., соц. и культурных правах» и т.п.)

  • Слайд 31

Учитель: А кого называют гражданином? Откуда пришло к нам это понятие? Кто может считаться им?

Гражданин — физическое лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Правоспособный гражданин по отношению к остальным гражданам имеет права, свободы и обязанности. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства.

  • Слайд 33 (выступают 3 и 4 группы)

III. Рефлексия.

Учитель: Сегодня на уроке мы изучали историю создания и структуру Конституции РФ. Затем провели тест. Скажите, что нового вы узнали сегодня о ее видах и международном законодательстве? Какие права и обязанности вы узнали впервые? Почему так усложнена процедура изменения Глав 1 и 2, (Конституции?




Следующий: