Урок обществознания Делу — время, потехе — час 6-й класс

Цель:

  1. Определить суть понятий: «время», «свободное
    время».
  2. Проанализировать и охарактеризовать
    процесс смены видов проведения
    свободного времени за последние 100 лет.
  3. Способствовать структурированию
    изученной информации и применению её в
    практической деятельности.
  4. Развивать у учащихся умения планировать
    свое время, работать с учебником,
    дополнительной информацией, вести
    дискуссию.
  5. Воспитание качеств, позволяющих
    рационально использовать свободное
    время, творчески подходить к выполнению
    учебных заданий, коммуникабельность.

Оборудование урока:

учебник «Обществознание
6» (под редакцией Боголюбова Л. Н.), настенные
часы, рабочая тетрадь по обществознанию.

ХОД УРОКА

I. Домашнее задание — § 9, прочитать,
вопросы в конце параграфа разобрать устно.

II. Изучение новой темы.

1.

Слово учителя: учащимся
предлагается отгадать загадку: «Мы день не
спим и ночь не спим. И день, и ночь стучим,
стучим» (Часы)

Вопросы классу: зачем человеку часы? (чтобы
знать время).

А что такое время? (заслушиваются
варианты ответов учащихся
).

Учитель: словарь Владимира Ивановича
Даля «Толковый словарь русского языка»
дает следующее толкование этого слова –
длительность бытия; пространство в бытии;
последовательность существования;
продолжение случаев, событий; дни за днями и
века за веками; последовательное течение
суток за сутками – и сегодня на уроке мы
узнаем, как рационально использовать время,
чтобы успевать делать все – работать,
отдыхать, и как с пользой использовать свое
свободное время.

Учащиеся: открывают тетради,
записывают число и тему урока.

Учитель: какие единицы времени
существуют? (секунда, минута, час и т.д.)

2. Работа учащихся: давайте узнаем,
а умеете ли вы определять время по часам?

  1. РТ стр. 50, задание № 8
  2. РТ стр. 46, задание № 4

3. Учитель: у восточных народов
есть такая пословица: «Самое длинное
путешествие начинается с первого
небольшого шага». А русский народ подметил:
«Работе время, а досугу час», «После дела и
гулять хорошо». Попробуем и мы вместе с вами
сделать шаг навстречу времени. Поучимся его
правильно распределять, чтобы успеть и
поработать, и отдохнуть, и заняться любимым
делом. А правила просты:

  1. Определить, какие дела для вас
    обязательны? (предполагаемые ответы
    учащихся: «ходить в школу», «выполнять
    домашние задания», «помогать родителям»,
    «убирать свою комнату» и т.д.);
  2. Выполнять обязательные дела и домашние
    обязанности;
  3. Оставшееся свободное время
    использовать для отдыха, получения
    удовольствия, делать то, что вам
    захочется.

Именно здесь важно, чтобы с вами, ребята,
не произошло то, о чем рассказал один
детский журнал.

4. Работа учащихся: рассмотреть
иллюстрации на стр. 87 в учебнике, прочитать
комментарии автора о том, чем занимались
Саша, Оля, Марина, Витя, Даша, Сергей, Олег.
Ответить на вопросы: как вы считаете, эти
ребята с пользой провели свое свободное
время? А какие дела, занятия вы считаете
полезными?

5.

Учитель: а сейчас мы с вами
совершим небольшое путешествие в прошлое и
узнаем, чем занимались в дворянских семьях,
как проводили свободное время раньше?

Учащиеся: читают раздел учебника «Путешествие
в прошлое» (стр. 88) и рассматривают
иллюстрации в учебнике на стр. 94-95, готовят
ответ на вопрос «Чем занималась молодежь,
подростки в XIX веке? Как проводили свое
свободное время?»

6. Учитель: Изменились занятия
свободного времени детей, подростков
прошлого века и в наши дни? (практически
нет, но в настоящее время мы не посещаем
балы
)

Какие новые занятия появились у детей
сегодня? (Просмотр телевизора,
компьютерные игры и т.д.).
Желательно
организовать дискуссию с учащимися по
вопросу о том, какие телевизионные передачи
они смотрят? Почему? Какие передачи полезно
смотреть подросткам? Какую пользу можно
извлечь от компьютерных игр?

7. Вывод:

чем бы вы не занимались
в свое свободное время, главное, чтобы эти
занятия приносили пользу, помогали вам
развиваться, расширяли ваш кругозор. А еще
было бы хорошо, если бы у каждого из вас
появилось свое хобби, как, например, у
Александра Порфирьевича Бородина (можно
воспользоваться информацией раздела
учебника на стр. 91 «Жил на свете человек»).

8. Вопрос учащимся:

что такое
хобби? Проверим, совпадает ли ваше мнение с
толкованием, которое дает словарь (стр. 223
в учебнике, определение записать в тетрадь).
А у вас есть свое хобби? Расскажите о
нем?
III. Закрепление изученного материала

Учащиеся выполняют задания (по
собственному выбору):

  1. Придумать рекламу своего хобби. Сделать
    рекламный рисунок и подпись к нему.
  2. Составить круговую диаграмму своего
    рабочего дня. Какую часть суток занимает
    сон, еда, спорт, занятия в школе, домашние
    дела, общение с друзьями, прогулка, чтение,
    просмотр телевизора, хобби и прочие дела (указать
    что именно).
  3. Составить список полезных дел: а) на один
    день; б) на неделю; в) на месяц.
  4. Составить свой режим будничного и
    воскресного дня.

После выполнения заданий учащиеся
представляют результаты своей
деятельности.

IV. Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какие выводы сделали для себя?

Вывод урока:

чтобы проводить время с
пользой – надо умело его распределять.
Этому нас учит народная мудрость — «Скучен
день до вечера, коли делать нечего»; «Праздность
– мать пороков»; «Без дела жить – только
небо коптить»; «Проленился – хлеба лишился».

V. Выставление оценок за урок.

Следующий: