Урок обществоведения в 9-м классе по теме Права ребенка. Конвенция о правах ребенка

Цели урока:

Повышение правовой грамотности учащихся, подготовка к самостоятельной жизни в обществе.

Задачи урока:

  1. Дать целостную характеристику основных прав ребенка, основываясь на Конвенции о правах ребенка.
  2. Ознакомить учащихся с основными положениями Конвенции о правах ребенка.
  3. Показать важность и значимость знания учащимися своих прав, международных и российских документов о правах ребенка.
  4. Пробудить у учащихся интерес к изучению документов о правах человека и гражданина.
  5. Развивать у учащихся навыки свободного рассуждения на правовые и жизненные темы, умению отстаивать свою точку зрения.
  6. Способствовать воспитанию у учащихся чувства гражданской ответственности, доброты, взаимопонимания.

Форма проведения урока: беседа, лекция, практикум.

Методические материалы, технические средства обучения:

  1. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.
  2. Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 8-9 кл. — 2 изд. — М.: ТИД «Русское слово-РС», 2002 — 368 с.
  3. Певцова Е.А. Обществознание: Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание 8-9 кл.» М.: ТИД «Русское слово-РС», 2002. — 304 с.
  4. Введение в обществознание: Учебное пособие для 8-9 классов общеобразовательных учреждений (Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова и др; Под ред. Л.Н. Боголюбова, — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2001. — 270 с.
  5. Амиров А.Ф.,Амирова Р.Г. Основы правоведения: Учебное пособие для средних общеобразовательных школ — Казань: Магариф, 1998. — 295 с.
  6. Учебная таблица-схема «Конвенция о правах ребенка».
  7. Аудиозапись песни Л.Ошанина «Пусть всегда будет солнце».
  8. Репродукции картин А. Маковского «Свидание»; Н. Богданова-Бельского «У дверей школы»; Н. Ярошенко «Всюду жизнь».
  9. Плакаты, посвященные защите прав детей.

Содержание урока

Эпиграф к уроку:
«Детству следует оказывать величайшее уважение»
Ювенал

Приветствие учащихся. Создание благоприятной психологической обстановки, располагающей к успешному изучению нового
материала (Можно спросить о настроении учащихся, поговорить о погоде и т.д.).

I. Актуализация прежних знаний.
Учитель: Ребята, в течение нескольких уроков мы говорили о правах и обязанностях взрослых, узнали, какие существуют
права. Давайте вспомним об этих правах:

  1. О каких правах человека и гражданина вы узнали на предыдущих уроках? (Гражданских, политических, экономических, социальных и культурных)
  2. Приведите известные вам примеры реализации гражданами своих прав.
  3. Какие права реализуют ваши родители?
  4. Какие документы международного и государственного характера призваны защищать права и интересы человека? (Всеобщая декларация прав человека (1948), Конституция РФ, Федеральные Кодексы и законы и т.д)
  5. В какие органы следует обращаться за защитой своих прав?

А сейчас, завершая повторение, сделайте, пожалуйста, вывод о правах человека. (Несколько учеников дополняя друг друга делают выводы по ранее изученному материалу).

II. Формирование новых знаний.
Учитель: Тема нашего урока посвящена изучению прав ребенка, ознакомлению с главным международным правовым документом — Конвенцией ООН о правах ребенка.
На доске тема урока и план изучения нового материала:
Права ребенка. Конвенция о правах ребенка.

  1. Проблемы детства в современном мире.
  2. Понятие «ребенок».
  3. Проблемы детства в современном мире.
  4. История создания Конвенции ООН о правах ребенка (1989).
  5. Основные положения Конвенции о правах ребенка.

Вступительная беседа:

  1. Когда вы чувствуете себя счастливыми?
  2. Как вы думаете, что нужно ребенку, чтобы он чувствовал себя счастливым?
  3. Одинаково ли счастливы дети на планете?
  4. Каких детей вы могли бы назвать несчастными?
  5. А существуют ли проблемы у детей? Какие?
  6. Имеют ли дети какие- либо права в обществе или они есть только у взрослых?
  7. Какие бы права вы хотели бы иметь, будучи детьми?

 Лекция учителя:

  1. Проблемы детства.

    Когда человеку хорошо, он и не задумывается о своих правах. Но в мире очень много проблем, касающихся жизни и здоровья
    детей: сиротство, насилие над детьми, использование детского труда, болезни, война, изгнание из родных мест, плен и др.

    Положение детей на земле неодинаково. Есть страны, в которых дети окружены заботой государства, где решению проблемы
    защиты детей отводится первостепенная роль. Но есть такие государства, где тысячи детей вынуждены жить в нищете и голоде, где царит бесправие и насилие над ними. В нашей стране продолжают существовать нерешенные проблемы в области прав ребенка.
    Растет детская преступность, увеличивается количество детей, лишенных родительской ласки, рождаются дети с физическими и психическими недостатками. Велика детская смертность. Серьезного лечения требуют дети из зон радиационного заражения.

    Межнациональные конфликты добавили еще одну проблему — увеличивается число детей-беженцев, сирот войны. Экономические трудности страны отражаются на интересах детей — в условиях безработицы прежде всего страдают дети. Государство в силу различных обстоятельств не всегда выполняет свои обязательства по защите детства. Организация Объединенных наций, созданная в 1945 году, чтобы укрепить мир и дружбу между народами, предотвратить международные конфликты, защитить права человека, не могла обойти вниманием вопрос о правах детей, живущих на земле.

    Для того, чтобы более полно обеспечить права детей она приняла ряд документов о правах ребенка. Дети, обладая всей полнотой уже провозглашенных международных прав, имеют свои специфические права, пользуются особой защитой со стороны
    государства.

  2. Понятие «ребенок».

    Кого же относят к понятию «ребенок»? ООН в своих документах считает, что ребенком является каждый человек до достижения им восемнадцатилетнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Эта
    оговорка означает, что если до достижения восемнадцати лет молодые люди вступили в брак, зарегистрированный в установленном порядке, то на них не  будут распространяться положения документов о детях.

    В России проживает более 40 млн. детей. Юридически к этой категории населения относят детей в возрасте до 18 лет. В нашей стране ребенок признается личностью, гражданином, он обладает целым комплексом юридических прав и обязанностей. Такиe правила заключены в кодексы различных отраслей права (Семейный, Уголовный, Трудовой и др.).

    Среди международно-правовых документов о правах ребенка важное и основное место занимает Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года, которую подписала также и Россия.
    (В тетрадях фиксируется понятие «ребенок», его юридический статус).

  3. История создания Конвенции ООН и правах ребенка.

    Словарная работа.

    Конвенция — это международное соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами сторон.

    Почему же был принят этот документ? Чем вызвана его необходимость?
    К разработке Конвенции Комиссия ООН по правам человека приступила в Международный год ребенка (1979 г.). К этому времени появился ряд важнейших международных документов о правах человека, само представление о правах детей стало глубже.

    Конвенция — это договор, который должен выполняться теми, кто его подписал. Этот статус документа определил остроту дискуссий о его содержании, сложности и длительность (десять лет) его разработки. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. В 1990 году она была ратифицирована нашей страной.

  4. Основные положения Конвенции о правах ребенка.
  5. Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права.

    Конвенция ценна еще и тем, что это обязательство на будущее, ибо призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир. Главный принцип Конвенции состоит в том, что во всех действиях в отношении детей, какими бы учреждениями они ни предпринимались, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка. Любой государственный орган, решая вопрос, в котором задеты интересы ребенка, должен прежде всего обеспечить эти интересы. Нормы, зафиксированные в ней, будут служить ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.
    (В тетради записывается понятие «конвенция», а также Конвенция о правах ребенка, с органом и годом его принятия).

    Государства-участники этой Конвенции взяли на себя обязательства признавать и обеспечивать широкий круг прав ребенка. Чтобы лучше сориентироваться в большом количестве норм Конвенции, давайте представим их в виде схемы, объединив их в отдельные группы по общности содержания.

Работа с учащимися по таблице-схеме. Учитель объясняет положения Конвенции о правах ребенка, активизируя детей к участию в размышлении над темой урока.

Согласно Конвенции, ребенок с момента рождения имеет право на имя, гражданство, а также, насколько это возможно, знать своих родителей и на их заботу. Запрещено насильно отрывать ребенка от семьи, от страны, менять ему имя.

Интересное положение Конвенции — признание права ребенка выражать свои собственные взгляды (если он сам способен их сформулировать) по всем вопросам, касающимся ребенка. При этом государства-участники обязались уделять этим взглядам «должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка». Для нас, взрослый вы или еще ребенок, очень важно, чтобы ваши взгляды были встречены окружающими с уважением и пониманием.

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, в том числе, свободно искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по своему выбору. Конвенция охраняет тайну корреспонденции ребенка. Никто, кроме него самого, не может вскрыть адресованное ему письмо. Осуществление этих прав может ограничиваться для соблюдения прав других лиц, для государственной безопасности  и  общественного порядка.

Конвенция возлагает на родителей права и обязанности руководить ребенком в осуществлении его свободы мысли, совести и религии.
Все дети должны пользоваться одинаковыми правами, как родившиеся в браке, так и вне брака. Заботу о детях, лишившихся родителей, должно взять на себя государство.

Устанавливая нормы о правах и социальной защите ребенка, Конвенция исходит из того, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. А это возможно лишь при уважении личности, чести и прав ребенка. И только при таких условиях воспитания ребенок может быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, которое руководствуется идеалами мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Большая доля положений Конвенции обращена правительственным органам, учреждениям, организациям наиболее мощным инстанциям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства. Многое могут сделать родители, другие члены семьи  для  того, чтобы  ребенок чувствовал себя достаточно благополучным.

В Конвенции речь идет не только о правах ребенка, но в значительной мере об обязательствах государств-участников для обеспечения прав детей. Наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, а это означает, что дети в нашей стране защищены Конвенцией ООН о правах ребенка.

III. Закрепление нового материала.
Практикум.
Заканчивая изучение данной темы, я попрошу вас ответить в группах на вопросы и выполнить небольшую практическую работу.
Учащимся раздаются карточки с заданиями.

Для 1 группы:
Ответить на вопросы:

  1. Для чего необходимо вам изучать положения Конвенции?
  2. Рассмотрите репродукцию картины русского художника А. Маковского «Свидание» и определите, какие права ущемлены у детей-героев картины.
  3. Вспомните литературные произведения, посвященные судьбе бесправных детей.

Для 2 группы:
Ответить на вопросы:

  1. Какие права по Конвенции реализуете вы в жизни?
  2. Рассмотрите репродукцию картины русского художника Н. Ярошенко «Всюду жизнь» и определите, какие права ущемлены у детей-героев картины.
  3. Вспомните литературные произведения, посвященные судьбе бесправных детей.

 Для 3 группы:
Ответить на вопросы:

  1. Какие вопросы остаются нерешенными в отношении защиты детства в нашей стране?
  2. Рассмотрите репродукцию картины русского художника Н. Богданова-Бельского «У дверей школы» и определите, какие права ущемлены у детей-героев картины.
  3. Вспомните литературные произведения, посвященные судьбе бесправных детей. Какие положения Конвенции вам кажутся наиболее важными? Почему?

Учащиеся после ответов на вопросы сами делают выводы и обобщения по теме, отмечают наиболее заинтересовавшие их моменты урока.

 В тетрадях записываются вопросы и задания домашней работы, которые будут разбираться на следующем уроке-семинаре, дискуссии:

  1. Почему необходимо защищать детство? Приведите примеры нарушения прав ребенка со стороны государства, различных организаций, конкретных людей, в чем они выражались, какова общественная опасность этих нарушений?
  2. Практикум. К вам обратился за помощью 7-летний ребенок. Родители наказывают его за двойки, не разрешают гулять на улице, запрещают общаться с друзьями. Разъясните ему права, которыми его наделил закон. Посоветуйте, как ему поступить в данной ситуации.
  3.  Практикум. Заполните таблицу:
Виды прав ребенка Конкретные примеры их реализации

Выставление оценок в журнал и дневники учащихся.
Прощание. Пожелания успешного выполнения домашнего задания.
Звучит аудиозапись песни Л. Ошанина «Пусть всегда будет солнце».

Следующий: