Урок обществоведения в 9-м классе на тему Голосование, выборы, референдум

Цель:

  • Ознакомить учащихся с сущностью и принципами избирательной системы,
    различными видами избирательных систем;
  • Формировать умение вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное
    мнение, понимать динамику исторического процесса.

Оборудование:

  • учебник А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание 9кл» М. «Русское слово»
    2004;
  • презентация по теме урока;
  • папка с дидактическими материалами к урокам.

Подготовка к уроку:

  1. Для выборов президента класса выбирается наиболее подходящие кандидатуры из
    класса.
  2. Класс делится по подгруппам, и каждая подгруппа готовит агитационные листы
    презентации своего кандидата.
  3. Кандидат в президенты готовит предвыборную программу.
  4. учитель готовит рекламную акцию и рабочий материал для выборов
    (Приложение№1).

Ход урока

Учитель: Ребята! Мы сегодня продолжим изучение раздела «Политика». Тема
прошлого урока «Политические партии». Давайте вспомним прошедший материал при
помощи теста и проверим, на сколько вы его усвоили.

Учащиеся выполняют тест.

Политические партии.

1. Политческая партия выполнят следующие функции:

  • А) политическая;
  • Б) представительская;
  • В) объединяющая;
  • Г) электоральная.

2. Политические партии классифицируются на:

  • А) по способу организации;
  • Б) по отношению к власти;
  • В) по типу членства;
  • Г) по открытости.

3. По отношению к обществу партии бывают:

  • А) революционные;
  • Б) реформистские;
  • В) консервативные;
  • Г) прогрессивные.

4. Политическая система может быть:

  • А) однопартийная;
  • Б) двухпартийная;
  • В) трехпартийная;
  • Г) многопартийная.

5. Признаки политических партий:

  • А) политическая программа;
  • Б) партийный устав;
  • В) руководящие органы;
  • Г) все перечисленное.

6. Перечислите политические партии, участвующие в выборах в Государственную
Думу 2 декабря 2007г.

Проводится взаимопроверка тестов.

Объяснение новой темы:

Учитель: Тема сегодняшнего урока «Голосование, выборы, референдум» весьма
актуальна в свете событий на кануне которых мы находимся – это выборы в
Государственную Думу РФ. Становление российской государственности — крайне
сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены6
отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического
опыта и критика классических авторитетов. отражение этих процессов явился и
новый подход к способам и порядку формирования государственных органов.

В РФ как высшее непосредственное выражение принадлежащему народу власти
конституционно закреплены референдум и свободные демократические выборы.

Два понятия, которые вы сегодня услышали, вам знакомы не значительно. Давайте
все вместе ознакомимся со значениями этих и других понятий так важных и нужных
для гражданина государства

Объяснение понятий в сопровождении, презентация по теме урока.
(Приложение
№2)

  • активное избирательное право;
  • пассивное избирательное право;
  • электорат;
  • голосование;
  • выборы;
  • референдум;
  • избирательная система;
  • мажоритарная;
  • пропорциональная.

Долее на основе материала учебника раскрывается сущность и принципы
избирательной системы:



Ребята! Избирательная система в каждой стране создается в зависимости от
того, как понимаются интересы отдельных политических партий и общества в целом и
соответствует ли она существующим политическим концепциям и традициям. Нередко в
одной стране используются несколько видов избирательной системы, например одна
из палат парламента избирается по мажоритарной системе, а другая — по
пропорциональной.

А.Х. Саидов выработал принципы избирательной системы.

Разбор данных принципов:

  1. Полное конституционное соответствие избирательной системы;
  2. Легитимность;
  3. Законность и правообеспеченность всех задач и механизмов избирательной
    системы;
  4. Демократизм избирательной системы, равноправие граждан и политических
    партий;
  5. Гражданственность избирательной системы, ее направленность на обеспечение
    стабильности, прогресса, законности, прав человека;
  6. Народность избирательной системы, понятность, доступность для всех
    граждан;
  7. Законная управляемость избирательной системы как ее организованности
    конституционной, правовой, судебной подконтрольности;
  8. Экономичность избирательной системы;
  9. Гарантированность получения непротиворечивых, достаточных данных
    результатов голосования и избрания;

Учет указанных принципов должен лежать в основе всякой демократической
системы. Вместе с тем, эти принципы организации демократической избирательной
системы, должны находится в определенной иерархической соподчиненности.

Практическая часть урока.

Ход деловой игры

Итак, давайте на практике мы с вами рассмотрим и применим все понятия и
знания которые мы получили в первой части урока:

Выберем президента класса по определенной избирательной системе, а в конце
практикума вы мне скажите, какая избирательная система была применена для этих
выборов?

Далее каждый кандидат предлагает свою предвыборную программу.

Избирательная комиссия в составе учителя и двух учеников начинает свою
работу
:

  • запечатывается избирательная урна;
  • выдаются избирательные бюллетени;
  • следят за голосованием.

Ученики по одному делают свой выбор, бросают свои бюллетени в урну. После
того, как все проголосуют, избирательная комиссия объявляет, что выборы
состоялись. Пересчитывает все голоса и объявляет результаты выборов.

Учитель поздравляет победителя и вручает диплом о победе в выборах президента
класса.

Подведение итогов урока:

  • С какими понятиями мы с вами сегодня познакомились?
  • По какай избирательной системе мы провели выборы сегодня?
  • Если бы была возможность, вы бы приняли участие в выборах в государственную
    Думе РФ 2 декабря 2007 гг.?
  • Что надо сделать, чтобы молодежь активно участвовала в выборах?
  • А дома вы должны мне подготовить ответ на вопрос, по какой избирательной
    системе пройдут выборы в Государственную Думу РФ 2 декабря 2007 гг.?

Использованная литература:

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 9 класса М., 2002.
  2. Савинов М.В. Обществознание 9класс. Поурочные планы по учебнику А.И.
    Кравченко, Е.А. Перцова «Обществознание. 9класс». Часть 1 Волгоград 2003.



Следующий: