Урок Образование вулканов, гейзеров, горячих источников. 6-й класс

Изучаемый раздел: Природа и человек.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: создать условия для выявления учащимися о причинах образования
вулканов, гейзеров, горячих источников

Образовательные:

  • сформировать представление о происхождении вулканов и гейзеров, о формах
    вулканов и их извержениях;
  • формировать потребности к использованию информационных ресурсов,
    стремление к самообразованию.
  • Ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов.

Развивающие: Создать условия для развития критического мышления,
развития мотивации к изучению нового материала, развития навыков работы с
текстом и составлением структурно – логической схемы, творческих и аналитических
способностей.

Воспитывающие: Ответственность за качество собственного образования,
привитие культуры умственного труда, умение эффективно работать совместно с
другими людьми.

Планируемые результаты:
– учащиеся должны знать особенности строения вулканов;
– знать причину образования вулканов и гейзеров;
– называть виды вулканов и районы их распространения.

Методы и методические приемы: индивидуальная работа, работа в парах,
самостоятельная работа с информационным текстом, работа с атласом, практическая
работа. Основные приемы: кластер и таблица “Знаю – Хочу знать – Узнал”. На уроке
также используются приемы: ключевые (“главные”) слова, инсерт – чтение с
маркировкой текста, синквейн – форма письменной рефлексии.

Оборудование: Слайды (презентация – наглядность), информационные
тексты, карта полушарий, карта строения земной коры, картины с изображением
вулканов, карточки с новыми понятиями “магма”, “мантия”, “жерло”, “лава”,
“кратер”. Учебник “Начальный курс географии” Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова.
Изд. “Дрофа” 2007 г.

Урок составлен на основе технологии развития критического мышления,
где реализуется схема “вызов – осмысление – рефлексия”.

Основной принцип урока – принцип взаимодоверия и взаимопомощи.

Технология развития критического мышления.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стилл, К.Мередит) и тесно связана
с понятием личностно ориентированного обучения. В основе технологии критического
мышления лежат проверенные временем идеи Ж.Пиаже и Л.Выготского о том, что
мышление развивается только в проблемной ситуации развития, в ситуации, когда
ребенок сам “собирает” понятие о предмете, формирует свои представления о том,
что происходит с этим предметом. Таким образом, “конструирование” собственного
знания в рамках собственной поисковой деятельности – ключевой тезис всей
технологии.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности
человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности
подхода к окружающему его информационному полю.

Основой технологии является трехфазовая структура урока: вызов,
осмысление, рефлексия.

Технология РКМЧП – целостная система, формирующая навыки работы с информацией
через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных
приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в
нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия
для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания.

1-я стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия
позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или
    проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к
    учебной деятельности;
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

2-я стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию;
  • осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями.

3-я стадия – рефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому
    материалу.

Технология критического мышления отвечает целям образования на современном
этапе, формирует интеллектуальные качества личности, вооружает ученика и учителя
способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования,
конструирования собственного образовательного маршрута. Технология РКМЧП
надпредметная, она применима в любых программе и предмете.

Урок начинается с организационного момента, который позволил быстро
включиться в работу.

Стадия – вызов. На этой стадии важно актуализировать и обобщить
имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме. С этой целью была
проведена фронтальная беседа о движениях земной коры, которая явилась
подготовительным этапом для изучения нового материала.

Чтобы вызвать интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной
деятельности было предложено составить схему – кластер (вписать ключевые слова,
связанные со словом вулкан), которая помогла ребятам вспомнить знания,
полученные в предыдущих классах. Затем был поставлен проблемный вопрос (Верите
ли вы в то, что образование вулканов связано со строением земной коры?). На
завершающем этапе вызова ребята индивидуально, а затем, обсудив с товарищем,
составили маркировочную таблицу “знаю”, “хочу узнать”, где ребята записали уже
имеющиеся понятия и чтобы еще они хотели узнать.

Стадия – осмысление. Главная задача данного этапа – изучить новую
информацию о вулканах, гейзера, горячих источниках, осмыслить ее; соотнести с
уже имеющимися знаниями. Для этого организовала самостоятельную работу с
текстом, используя прием инсерта (делают пометки карандашом ! знал, + узнал, ?
возник вопрос). Ученики отрабатывают умения находить нужную информацию,
выписывают выделенные слова. Обсуждают материал с товарищем. Такая работа
способствует выработке коммуникативных навыков общения, взаимопомощи,
взаимодоверия.

Стадия – рефлексия. Здесь важно обобщить полученную информацию;
создать условия для присвоения новых знаний, новой информации учеником, для
формирования собственного отношения к изучаемому материалу, для развития
критического мышления. На стадии рефлексии организую обсуждение текста по
вопросам, чтобы выявить уровень осмысленности прочитанного. Во время этой работы
ребятам важно проявить внимательность, умение четко кратко формулировать свои
мысли, навыки самопроверки. Результатом данной работы явилось заполнение
маркировочной таблицы “узнал”, работа с географическим конструктором, где ребята
без труда восстановили рисунок “строение вулкана”.

Для закрепления провела практическую работу, в ходе которой ученики по карте
находили размещение вулканов, определили к какому виду они относятся, показали
зоны вулканизма.



Завершающим на стадии рефлексии было составление синквейна, которая помогла
сделать общий вывод урока.

Урок завершился подведением итогов и оцениванием учащихся, при котором
учитывалась активность в процессе работы.

Данный урок посредством применения приемов ТРКМ позволил ученикам хорошо
усвоить материал о причинах образования вулканов, гейзеров, горячих источников.

План – сетка урока.

Ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Начало урока. Приветствую учащихся, проверяю готовность учащихся к
работе, создаю доброжелательную атмосферу в классе.
Приветствуют учителя.
Актуализация, целеполагание, мотивация.

(Стадия вызов.)

Обращаю внимание на тему урока, предлагаю вспомнить и
назвать то, что им известно о вулканах, гейзерах, горячих источниках.
рассматривают картины с изображением вулканов,
высказывают свое мнение.
На основе ответов учеников прверяю таблицу ЗХУ, графу
“Знаю”.
(Презентация), Слайд 3.
Работают в тетради и заполняют таблицу ЗХУ, графу
“Знаю”.
Предлагаю учащимся обсудить вопросы и ответы на них:
чему сегодня вы бы хотели научиться, что хотели бы узнать.
Формулируют вопросы, на которые бы хотели получить
ответ (работают в парах, обсуждают вопросы).
Продолжается заполнение таблицы на доске (можно на
компьютере).
(Графы “Хочу узнать”.)
Ставим цели урока.
Делают записи в тетради.
Изучение нового материала и его закрепление
(осмысление).

Организую самостоятельную работу с текстом, выделение
ключевых слов и ключевых блоков.
Корректирую работу учеников.
Самостоятельно работают с текстом, используя прием
маркировки

Сравнивают свои суждения с научной информацией, корректируют свои
высказывания.

Предлагаю проанализировать записи в тетради, закончить
заполнение таблицы ЗХУ (графа “Узнал”). Проверяем по слайду на
компьютере.
Заполняют таблицу. Взаимопроверка по слайду 3.
Организую практическую работу. Слайд . (По учебнику
стр. 52 № 3.)
Выполняют практическую работу в парах
Рефлексия. Организует работу групп (6 человек) по составлению
синквейна по данной теме.
Составляют синквейна.
Организует обсуждение синквейнов, составление общего
синквейна.
Обсуждают синквейна, составляют общий синквейн.
Домашнее задание. Прочитать содержание параграфа 19, найти материалы о
вулканах в разных источниках.
Записывают информацию о домашнем задании.
Отношение к уроку. Учитель предлагает ученикам взять карточки на столах и
поднять ту которую считает нужным
Поднимают карточки выражают свое отношение к уроку, как
они поняли изучаемый материал.

Ход урока

I. Приветствие.

П. Актуализация знаний.

1. Какие виды движения земной коры вы знаете? (Медленные горизонтальные и
вертикальные, складчатые, разрывные.)

2. Что такое землетрясения, каковы причины их происхождения? (Землетрясение
– подземные удары и колебания земной поверхности, вызванные главным образом
тектоническими движениями.)

3. Как землетрясения могут изменить рельеф? (Возникают трещины, обвалы, могут
опускаться или подняться крупные блоки земной коры.)

4. Как необходимо вести себя при землетрясении? (Если вы находитесь в
здании, то следует срочно его покинуть и выйти на улицу, отойти как можно дальше
от строений и линий электропередач.)

5. Из чего состоит Земля? (Слайд 4)

Стадия “Вызов”.

При подготовке к уроку у меня родились такие строки:

Итак, продолжим наш урок,
Все, что здесь услышите, окажется вам впрок.
Какую тайну скрывает вулкан?

Напишите в схеме (кластере) “главные” слова, которые связаны с понятием о
вулкане и гейзерах.

Верите ли вы в то, что происхождение вулканов и гейзеров связано со строением
земной коры?

На стадии вызова предлагается по схеме – кластеру, размещенному на доске и на
слайде, назвать тему урока и обосновать свой выбор. (Записывают тему урока.)

В тетради чертят таблицу и заполняют 1 графу (Слайд 5). Заслушиваем
три ответа показ слайда на интерактивной доске, где несколько ребят записали
ответы на доске. (Слайд 6, 7)

Знаю Хочу узнать Узнал

Стадия “Осмысления”.

Раздаю текст один на парту. Работают парами. (Задания на Слайде 8.)

Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера ей очень нужен.
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный вулкан.

В процессе работы с текстом выписывают понятия, связанные с вулканом

Прочитайте текст (Приложение 1)

Карандашом выделяйте наиболее важные факты, делайте пометки (прием инсерта).

! – знал
+ – новое
? – появился вопрос

Выпишите выделенные понятия. Уметь их объяснять. Найти предложения о причинах
образования вулканов. Обсудить с товарищем о прочитанном.

Стадия “Закрепление”.

Рефлексия:

  • Что из того, что Вы узнали было для вас знакомо?
  • Какие слова выписали, что они означают?
  • Что оказалось новым? Почему возникают вулканы? Где возникают гейзеры?
  • Какие вопросы возникли у вас по ходу чтения текста?

Возвращаемся к таблице № 1 и заполним графу “Узнал” Проверка. (Слайд 9)

В процессе рассказа остальные ребята заполняют таблицу. И в это время на
слайдах демонстрируется строение вулкана. (показ Слайдов 10–14 по ходу
ответов учащихся).

Работа с географическим конструктором “Строение вулкана”.

С помощью географического конструктора на доске картина “Строение вулкана”
без надписей, к ней примагничиваем слова: кратер, жерло, магма, лава – по
желанию.

Практическая работа.

Откройте атлас стр. 13–14 и учебник стр. 52 задание № 3, (Слайд 15
выполняют задание с последующей проверкой.) Проводится инструктаж по работе с
атласом.

Рефлексия

  1. Составить синквей по нашей теме (Слайд 16). (Проверка по
    Слайду 17.
    )
  2. Подведение итогов урока.

Д.з. п.19

Задание: Найдите географические координаты вулканов:
Вулкан Этна: Вулкан Кракатау: Вулкан Ключевская Сопка: Вулкан Камерун: Вулкан
Везувий: Вулкан Килиманджаро: Вулкан Орисаба: Вулкан Аконкогуа: Вулкан Фудзияма:

Итоги урока, оценивание. Отношение к уроку.




Следующий: