Урок обобщения знаний по теме Индия. 10-й класс


Цели урока:

  1. Обобщить и закрепить знания, полученные при
    изучении страны.
  2. Развивать творческие способности и
    познавательный интерес.

Задачи урока:

  1. Образовательные: создание целостного
    представления о стране.
  2. Развивающие: развитие интереса к предмету,
    умение работать группой, быстроты реакции,
    мышления.
  3. Воспитательные: воспитывать уважительное
    отношение друг к другу при работе в группе,
    инициативу, умение слушать и слышать.

Оборудование:

  1. Физическая карта Индии;
  2. Сувениры;
  3. Картины городов Индии;
  4. Символика государства;
  5. Записи арабской музыки;
  6. Мультимедийные технологии.

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Структура урока:

  1. Организационный момент;
  2. Вводная часть;
  3. Работа в группах по станциям;
  4. Итог урока.

Класс делиться на две команды и группу
помощников (5 человек, по количеству станций).
Игра проходит по станциям, на каждой станции
помощники дают командам задание и оценивают
результаты, занося их в таблицу контроля (Приложение 1).

Оформление класса: на доске символика
государства, картины городов Индии, на столах
индийские сувениры, звучит тихая индийская
музыка.

Ход урока

1. Организационный: Объявление темы и
целей урока.

2. Вводная часть:



Учитель: Давайте мысленно перенесемся в
далекую Индию.

Предлагаю Вам проверить и оценить свои знания
об этой удивительной стране, двигаясь по
станциям. Каждая станция сегодняшнего
путешествия будет отображать ключевые моменты
нашей темы. Ваша задача пройти все перевалочные
пункты, набрав максимальное количество баллов на
каждой станции. (Баллы указаны на карточках,
которые проставлены на каждой станции
).

3. Работа в группах по станциям:

Станция №1 “Природа Индии”. (Командам
выдаются карточки с заданиями, где необходимо
заполнить пропуски, вставляя нужные слова. На
выполнение дается 5 минут. Максимум – 12 баллов
).

Карточка №1:

Республика Индия (на языке хинди – “Бхарат”),
государство в Южной Азии. Территория Индии на
севере простирается в широтном направлении на 2930
км, в меридиональном – на 3220 км. Индия омывается
водами Аравийского моря на западе, Индийского
океана на юге и Бенгальского залива на востоке.
Ее соседями являются на северо-западе Пакистан,
на севере – Китай, Непал и Бутан, на востоке –
Бангладеш и Мьянма. Индия — большая страна в форме
треугольника. По размерам занимаемой площади,
Индия — на седьмом месте в мире.

Станция №2 “Экономика Индии”. (Командам
необходимо исправить ошибки в тексте. На
выполнение задания – 5 минут. Максимум – 7 баллов
).

Карточка №2:

Индия – развитая постиндустриальная (развивающаяся,
аграрно-индустриальная
) страна с развитой
промышленностью. За годы независимого развития
Индия проделала огромный путь в экономике, но до
сих пор четверть населения живет за чертой
бедности.



В сельском хозяйстве Индии до сих пор
сохраняются большие контрасты — крупные
плантации соседствуют с мелкими крестьянскими
хозяйствами. Многие крестьяне имеют мало земли
или вообще ее не имеют. В большинстве сёл вообще
нет электричества. По площади орошаемых земель
Индия занимает второе (первое) место в мире.

Основными потребительскими культурами Индии
являются рис и кукуруза (пшеница).
Современная Индия в основном обеспечивает свои
потребности в продовольствии, хотя и на очень
низком уровне примерно в 250 кг на душу населения.

Основными техническими культурами являются
соя (хлопчатник) и сахарный тростник.

Животноводство играет важную роль в сельском
хозяйстве Индии. По количеству поголовья
крупного рогатого скота (221,9 млн. т) Индия
занимает четвертое (первое) место в мире,
однако по потреблению мяса — одно из последних в
мире, что объясняется большим количеством
населения (религиозными воззрениями индийцев -
в индуизме корова является священным животным
).

Главными отраслями легкой промышленности
является кожевенно-обувная (текстильная)
промышленность, которая работает на
отечественном сырье.

Станция №3 “Храмы Индии”. (Командам
раздаются карточки с изображением индийских
храмов, ребята должны назвать храм и составить
небольшое сообщение о нем. Приложение
2, Приложение 3. Время выполнения –
10 минут. Максимум – 10 баллов
).

Станция №4 “Культура Индии”. (Команды по
очереди отвечают на вопросы, за каждый
правильный ответ – 1 балл
).

  1. Кого в Индии называют брахманами (браминами)? (Люди
    первой, высшей касты назывались брахманами
    (браминами), потому что придумали производить
    себя от божества – “Брамы”, как дети его
    ).
  2. В чем заключалась главная обязанность браминов?
    (Главная обязанность браминов — наблюдать за
    точным сохранением религиозных идей и священных
    обрядов, постоянно читать, объяснять Веды и
    устраивать жертвоприношения
    ).
  3. Почему корова у индийцев считается священным
    животным? (Корова считается матерью, так как
    она кормит людей своим молоком и при этом
    обладает такими материнскими качествами, как
    доброта, спокойствие, миролюбивость
    ).
  4. Что означает традиционный жест индийцев, когда
    он поднимает соединенные ладони к подбородку,
    как для молитвы, и покачивает головой со словами:
    (Таким образом, местные жители приветствуют
    друг друга
    ).
  5. Имя индуса обычно состоит из 4 составных частей:
    его личного имени; касты, к которой он
    принадлежит; названия местности (деревни) в
    которой он живет. Назовите четвертую часть имени
    (Имя его отца).
  6. Как называется традиционная женская одежда в
    Индии? (Сари).
  7. В прошлом это животное считалось символом
    власти и величия махараджей, сейчас – это
    трудолюбивый помощник крестьян. Назовите его? (Слон).
  8. Какой рукой берут пищу индусы? (Правой).
  9. Назовите что божество? (Ганеша, бог счастья,
    мудрости и литературы
    ). Проектируется Приложение 4.
  10. Назовите это божество? (Шива олицетворяет
    постоянное возрождение жизни и обновление
    мироздания
    ). Проектируется Приложение
    5.

Станция №5 “Турист”. (Команды получают
задание составить “Памятку Туриста”, где должны
быть отражены основные пункты. Время выполнения
– 10 минут. Максимум баллов – за 1,4,5,6,7 пункты по 2
балла, 2,3 – по 1 баллу
).

Пункты:

  1. Общие сведения. (Форма правления, население,
    природа).
  2. Столица.
  3. Время. (Насколько отличается от московского
    времени).
  4. Язык.
  5. Денежная единица.
  6. Шопинг. (Какие традиционные изделия можно
    купить в стране).
  7. Особенности пребывания в стране. (Правила
    поведения на улицах, в храмах, мечетях. Питание).

(Примерная памятка Туриста — Приложение
6
).

4. Итог урока:

Подведение итогов, выставление оценок.



Учитель: Давайте подведем итоги нашего
урока. Сейчас попробуйте оценить свои знания по
Индии, воспользовавшись критериями оценок в
таблице контроля. Сосчитайте количество баллов,
набранных на каждой станции. Если, Вы набрали
более 43 баллов, Вам присваивается звание “Знаток
Индии” (оценка – “5”)
. Если, Вы набрали от 35 до
42 баллов. Вам присваивается звание “Любитель
Индии” (оценка – “4”).
Если в сумме у Вас
получилось менее 35 баллов, постарайтесь еще раз
совершить заочное путешествие в эту загадочную и
интересную страну. Благодарю за урок!




Следующий: