Урок обобщения знаний по теме Атмосфера. 6-й класс

Цель урока: систематизация и контроль знаний.

Задачи урока:

  1. Определить уровень усвоения знаний основных терминов и определений понятий по теме
  2. Определить уровень умений:
    - составлять характеристику погоды и климата своей местности;
    - определять по карте местоположение объектов с выдающимися характеристиками климата;
    - устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Развивать познавательный интерес.

Оборудование: Физическая карта полушарий, физическая карта России, приборы термометр, барометр, гигрометр, флюгер, карточки с заданиями, жетоны, атлас 6 класс.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Сообщение цели и задач урока. Деление учащихся на группы. За правильный ответ ученики получают жетоны.

2.Основная часть урока.

1) Что такое атмосфера? В чем заключается значение атмосферы? (за правильный ответ выдается жетон)

2) Атмосферу и ее свойства изучают с помощью приборов. Назовите прибор и укажите, для каких целей он служит (каждая группа описывает прибор: барометр, гигрометр, термометр, флюгер). Как обрабатывается информация, полученная с помощью этого прибора?

3) Воздух невидим. Но есть условия, при которых мы можем его увидеть. Что это за условия и почему воздух становится видим? (охлаждение — конденсация-образование тумана, росы, инея)

4) При изучении атмосферы особое внимание уделяется анализу погоды. Что такое погода? Назовите элементы погоды, явления погоды. Опишите погоду сегодняшнего дня. Почему погода бывает разная? Какое значение имеют знания о погоде? Зачем надо предсказывать погоду?

Веселая викторина:

Отгадайте загадки:

  • Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит. (Гром и молния)
  • Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает. (Ветер)
  • Красное коромысло через дорогу повисло. (Радуга)
  • Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило. (Дождь)
  • Падает горошком, скачет по дорожкам. (Град)
  • Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)
  • Серое сукно тянется в окно. (Туман)
  • Подходила- грохотала, стрелы на землю метала: нам казалось, шла с бедой, оказалось, шла с водой, подошла и пролилась, вдоволь пашня напилась. (Туча)
  • Лежал, лежал да и в речку побежал. (Снег)

5) Любая местность имеет свой климат. Что такое климат? Назовите основные характеристики климата. Какие причины оказывают влияние на климат?



6) Каждая группа получает карточку с вопросом, обсуждают 1-2минуты, один ученик отвечает (используют карты).

№1

Где зима более холодная в Москве или Лондоне? Объясните, почему.

№2

Почему Черноморское побережье Кавказа самое влажное место на территории страны (до 4000мм в год)?

№3

У подножия Гималаев выпадает очень много осадков до 12000мм в год, и круглый год тепло. Рядом в Тибете — осадков выпадает в год 200мм и менее (это пустыня). Зимой в Тибете -40 и летом случаются снежные бури. Объясните причины столь резких различий в климате этих близко расположенных территорий.

№4

Климат полуострова Лабрадор настолько холоден, что в его северной части не растут деревья. Между тем Скандинавский полуостров на той же широте покрыт лесам. Объясните причины различий.

7) Дайте характеристику климата нашей местности. Как указанные причины влияют на климат нашей местности:

  • а) географическая широта (тепловой пояс);
  • б) влияние океанов и господствующих ветров (тип климата, ВМ зимой, летом какие и как влияют);
  • в) высота местности над уровнем моря, положение относительно равнин и  горных хребтов;
  • г) влияние океанических течений.

- Каким был бы климат нашей местности, если бы Северо-Атлантическое течение было бы не теплым, а холодным?

8) Как жизнь и хозяйственная деятельность человека в нашей местности изменяют состояние воздуха? Какие меры применяются для борьбы с его загрязнением?

3. Подведение итогов урока, ученики с жетонами, получают оценки.




Следующий: