Урок обобщения знаний и умений по теме План и карта


Тема: План и карта.

Цели:

- обобщить и проверить уровень знаний по данной теме;
- закрепить знание основных понятий;
- развивать навыки работы с картами атласа;
- развивать логическое мышление, формировать грамотную речь;
- развивать познавательный интерес к предмету, воспитывать чувство товарищества, дисциплинированности, ответственности.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: атласы для 6-го класса, глобусы, настенные карты, контуры материков, раздаточный материал (контурные карты с заданиями).

Структура урока

I. Мотивация, Постановка цели урока

Урок начинается с короткого музыкального отрывка «Не крутите пестрый глобус…»

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами будем крутить глобус, путешествовать по картам атласа, настенным картам, топографической карте, будем вспоминать все, что изучили по данной теме.

Целеполагание осуществляется учениками.

II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний

А. «Географические загадки» (Фронтальная работа.)

1. Иди, иди, а конца не найдешь. (Земной шар.)

2. Виден край, да не дойдешь. (Горизонт.)

3. Дробью пишусь, поверхность земную на карте уменьшаю. (Масштаб.)

4. По горочке линией гуляю, ни вниз, ни вверх не перемещаюсь,
Вдоль себя высоту абсолютную не изменяю. (Горизонталь.)

5. Невидимкой по земле бегу от одного брата к другому.
Дорогу путнику «север-юг» показываю. (Меридиан.)

6. Невидимкой бегу по земному шару,
В восходе Солнце встречаю, а в закате – провожаю. (Параллель.)

7. Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу,
Со мной пойдешь – дорогу найдешь. (Компас.)

8. Дороги имеются – ехать нельзя, земля есть – пахать нельзя,
Луга есть – косить нельзя, в реках и морях воды нет. (Географическая карта.)

9. Шар велик, лениться не велит, если знаешь предмет, то покажешь весь свет. (Глобус.)

10. Карты в нем одна к другой сшиты в типографии, он теперь всегда с тобой – гид по географии. (Атлас.)

Б. «Условные знаки», «Топографический диктант» (Работа в паре на время, игра – соревнование.)



Учащиеся узнают условные знаки, разгадывают чайнворд, можно по этим знакам составить топографический диктант. (Приложение 1)

В. «Важные теоретические вопросы» (Групповая работа у доски, «ответ взаимодействие», по три ученика.)

1. Сравнить топографическую и географическую карту (найти черты сходства и отличия.)

Признаки для сравнения

Топографическая карта

Географическая карта

Форма изображения

Плоское

Плоское

Величина изображенной территории

Небольшие участки земной поверхности

Вся поверхность земли, ее большие части

Масштаб изображения

Крупный

Мелкий

Изображение направления сторон горизонта



Стрелка С-Ю, рамка карты



Меридианы и параллели

Как изображен рельеф

Горизонталями и отметками высот

Горизонталями, послойной окраской, отметками высот

2. Рассказать о линиях направлений на географической карте.

3. Задание репродуктивного уровня для 3-4-х учащихся.

Соотнеси буквы и цифры в двух таблицах, восстанови утверждение, цифре 1 соответствует буква Б и т.д.

ОТВЕТ: Без карты – нет географии.

Г. Работа в паре (Тренинг внимания.)

Даются разрезанные на части контуры материков (Австралия, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка), необходимо собрать контур, определить, какой это материк и ответить на вопросы:

1) В каких полушариях находится собранный вами материк?
2) Какие (и где) океаны омывают берега материка?
3) Определить по шкале высот максимальные и минимальные высоты материка.
4) Определите абсолютную высоту материка.

Интерактивное упражнение «определение сторон горизонта»

Учащиеся выполняют ориентирование на местности в кабинете географии относительно сторон света: севера, юга, запада, востока. Упражнение выполняют все, при изучении темы «План и карта» его можно использовать как физкультминутку.

IV. Выполнение практических заданий (Развитие аналитических умений.)

А. Задания по контурным картам (Определение направлений, по сторонам горизонта, в контурных картах нарисованы линии направлений основных и промежуточных сторон горизонта, их нужно определить.)

Б. Задания по физической карте полушарий (Определение взаиморасположения объектов:  севернее, западнее.)

1) Какой остров — Н. Гвинея или Шри-Ланка — расположен ближе к экватору? (Новая Гвинея.)

2) Какой город расположен западнее — Тегеран (ТЕГЕРАН, столица Ирана. Расположен в южных предгорьях Эльбруса, на высоте 1100-1300 м) или Дели (столица Индии, расположен на плоскогорье Декан)? (Тегеран.)

3) В каком направлении идет судно из Средиземного моря в Гибралтарский пролив? (С востока на запад.)

4) В каком направлении от Москвы находится Каспийское  море? (В юго-восточном направлении.)

В. Задание по глобусу (Определение географических координат, определение точки по географическим координатам.)

1) Какие материки пересекает 0° меридиан? (Африка, Евразия, Антарктида.)

2) Если вы плывете на восток от точки с координатами 20° ю. ш., 100° в. д., берегов, какого материка вы достигните? (Австралии.)

3) Если вы отправляетесь из точки с координатами 30° ю. ш., 17° в.д. на запад, то какой океан вы пересечете? (Атлантический.)

4) Какой вулкан имеет одну из координат 15° в. д. в Северном полушарии? (влк. Этна.)

5) Герои романа Л. Буссенара «Похитители бриллиантов» увидели удивительное явление и назвали его «там гремит дым» в точке с координатами 17º ю. ш., 25º в. д. (Водопад Виктория.)

6) Африканцы называют эту гору «Горой божества холода». Определите её, если координаты горы 3º ю. ш., 38º в. д. (Вулкан Килиманджаро.)

Г. Задание по физической карте России (Определение абсолютной высоты и глубины отдельных объектов и территорий.)

1) Какой город находится выше над уровнем моря – Москва или Магнитогорск? (Магнитогорск.)

2) Какое море глубже – Черное или Японское? (Японское.)

3) Какие горы выше – Кавказ или Урал? (Кавказ.)

4) Какую информацию о стране, мире можно еще получить, читая, анализируя карту?

V. Постановка домашнего задания

Мини- сочинение «Зачем нужна карта?»; составить задания для работы по картам.

VI. Подведение итогов урока

VII. Рефлексия

VIII. Резервные задания. Тест

(Приложение 2)




Следующий: