Урок обобщения по истории России в 8-м классе Россия в эпоху Александра I и Николая I




Цель урока: обобщение,
систематизация и контроль знаний по истории
первой половины XIX века.

Задачи:

  • Продолжить формирование умений работы с
    документами;
  • Закрепить умение анализа работы группы и
    самоанализа;
  • Научить работе в программе “Конструктор
    тестов”.

Оборудование:

  • Портреты императоров: Александра I, Николая I,
    Сперанского М.М., Пестеля П.И.;
  • Карточки: отрывки из биографий этих лиц, проекты
    разработанных Сперанским и Пестелем документов,
    события, произошедшие в период правления
    Александра I и Николая I, термины;
  • Компьютеры.

Ход урока

I. Организационный момент:

  • Объявление темы и цели урока;
  • Деление учеников на группы;
  • Объяснение задания.

II. Основная часть.

Работают две группы учащихся: 1 – более сильные
ученики, 2 – менее сильные. Каждая группа
проходит два этапа: первый – работа в группе,
второй — индивидуальная работа (компьютерное
тестирование).

Работа в группе: соотнести
полученные портреты, документы, термины; после
выполнения заданий проводится анализ работы,
подводится итог, выставляются оценки.

Индивидуальная работа: компьютерное
тестирование в двух вариантах; оценка
выставляется сразу (заложена в программе).

Задания для первой группы.

Тестирование:

1. Как вы понимаете формулировку: “Свобода
пропуска российских произведений за границу”?

а) свобода вывоза за границу российских
произведений искусства;
б) свобода вывоза за границу товаров российского
производства;
в) свобода вывоза за границу российских
произведений литературы.

2. Большинство членов Негласного комитета после
Тильзитского мира ушли в отставку и даже выехали
из России.

П.А.Строганов оставил государственные посты и
после заграничного путешествия определился
волонтером на военную службу.
А.А.Чарторыйский был вынужден занять скромный
пост попечителя учебного округа Западного края.
В бессрочный отпуск уволился В.П.Кочубей.
Н.Н.Новосильцев на время покинул пределы империи.

Вопрос

: К чему относится уточнение
“большинство”?

а) к отставке.
б) к отъезду за границу.

3. В одном из документов значится, что
М.М.Сперанский “ с 1808г. – заместитель министра
юстиции, который одновременно являлся и
генерал-прокурором Сената”.

Был ли М.М.Сперанский генерал-прокурором Сената
или только заместителем лица, занимающего эту
должность?

а) да, был генерал-прокурором;
б) нет, был заместителем.

4. Кто сказал: “Несчастная Россия. И повесить
нормально не могут”?

а) декабристы;
б) петрашевцы;
в) Николай I;
г) А.С.Пушкин.

5. Суд вынес смертные приговоры 36 декабристам.
Сколько из них утвердил император?

а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 5;
д) 6;
е) 8;
ж)10.

6. Первый в России пароход, построенный в 1815г.,
носил название:

а) “Петр Великий”;
б) “Елизавета”;
в) “Екатерина”;
г) “Павел”.

7. В декабре 1825г. на территории России
конституционные нормы действовали:

а) повсеместно;
б) в Бессарабии;
в) лишь в проекте конституции Н.Муравьева;
г) в царстве Польском.



8. По Тильзитскому мирному договору,
заключенному в 1807г. Наполеоном и Александром I,
Россия:

а) потеряла Молдавию;
б) уступила Валахию;
в) вступила вместе с Францией в войну со Швецией;
г) не понесла территориальных потерь, но
вынуждена была присоединиться к континентальной
блокаде Англии.



Работа в группе:

1. Соотнести имя императора и события,
произошедшие во время его правления (карточки
№ 1):

2. Соотнести личность и документ ею
разработанный (карточки № 2):

3. Соотнести термины, понятия и их объяснение (карточки №3):

Задания для второй группы.

Тестирование:

1. Император Николай I был:

а) сыном Екатерины II;
б) сыном Александра I;
в) сыном Павла I;
г) внуком Елизаветы.

2. Программным документом декабристов
“Северного общества” стала Конституция,
разработанная:

а) Муравьевым;
б) Пестелем;
в) Бестужевым;
г) Оболенским.

3. По распоряжению Николая I была проведена
работа по составлению Свода законов Российской
империи. Главным составителем стал:

а) Аракчеев;
б) Уваров;
в) Сперанский;
г) Дубельт.

4. После смерти Александра I на престол мог
претендовать Константин, потому что:

а) его уважала гвардия;
б) его любили в стране;
в) он был блестяще образован;
г) он был старше Николая.

5. Первой среди входивших в состав России
национальных территорий получила конституцию:

а) Польша;
б) Финляндия;
в) Бессарабия;
г) Курляндия.

6. Мюридизм – это:

а) политическое антимонархическое течение;
б) антиклерикальное течение;
в) религиозное течение среди мусульман,
основанное на полном подчинении имаму;
г) близкое к пацифистам движение, основанное на
принципе “Все живое должно жить”;
д) движение горцев Кавказа, считавших, что вместо
государства должны быть небольшие
самоуправляющиеся общины.

7. Оставив Москву, русская армия расположилась в
80 километрах от нее у Тарутина, прикрывая:

а) Тульские оружейные заводы и плодородные
южные губернии;
б) Петербург;
в) Смоленск.

8. Первая организация будущих декабристов
называлась:

а) “Союз офицеров”;
б) “Союз спасения”;
в) “Союз благоденствия”;
г) “Славянское братство”;
д) “Общество истинных и верных сынов Отечества”.

9. Министр финансов, проводивший денежную
реформу в 1839-1843г.г.:

а) Киселев;
б) Витте;
в) Канкрин;
г) Уваров.

Работа в группе.

1. Соотнести портрет и отрывок из биографии (карточки №4):

2. Соотнести термины, понятия и их объяснение (карточки №5):

III. Подведение итогов урока.

1. Каждый самостоятельно на компьютере
знакомится с протоколом выполненной тестовой
работы, выписывает номера неправильно
выполненных заданий.

2. Обсуждение итогов работы, выставление оценок.

IV. Домашнее задание.

1. Выполнить работу над ошибками.

Список литературы:

  1. Кадневский В.М. – История России. XIX век. Тесты.
    8-10 кл.; Учеб.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 1999. – 192с.
  2. Трехсотлетие Дома Романовых. 1613-1913: Репринтное
    воспроизведение юбилейного издания 1913 года. – М.:
    Современник, 1991. – 320 с.
  3. Шаповал В.В. – Дидактические материалы по
    истории России XIX века: 8-й Кл.: к учебнику
    А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной “История России. XIX
    век. 8 класс” — М.: Издательство “Экзамен”, 2007. –
    158 с. (Серия “Учебно-методический комплект”)

Приложение2




Следующий: