Урок обобщения по истории на тему: Россия в первой четверти XVIII века. 7-й класс


Цель:

повторить, закрепить изученный
материал.

Задачи:

  • образовательные: обобщить,
    систематизировать, закрепить изученный
    материал;
  • развивающие: развивать творческую и
    познавательную активность учащихся, формировать
    умения сравнивать, обобщать, делать выводы,
    работать с историческим материалом;
  • воспитывающие: вовлечение учащихся в
    самостоятельный поиск решения проблем; привитие
    навыков работы в группе.

Форма урока:

игра-соревнование.

Организация класса:

учащиеся разбиваются на 2
команды, каждая команда выбирает название,
готовит эмблемы.

Домашнее задание:

составить кроссворд;
нарисовать блюда русской кухни XVII – XVIII вв.

Команды занимают места за сдвинутыми столами.

Жюри, состоящее из старшеклассников, заполняет
в ходе игры оценочный лист.

Ход занятия

1 этап. Представление команд.

Каждая команда готовит краткое представление,
в ходе которого раскрывает смысл выбранного
названия и эмблемы.

2 этап. Историческая разминка

.

Учащимся предстоит дать как можно больше
правильных ответов на вопросы. За каждый
правильный ответ – 1 балл.

Вопросы 1 команде.

А. Предприятие капиталистического типа, на
котором существует разделение труда.
(Мануфактура)

Б. Ограждение национального производителя от
иностранной конкуренции. (Протекционизм)

В. Форма правления, при которой монарху
принадлежит неограниченная верховная власть.
(Абсолютизм)

Г. Документ, регламентирующий порядок
прохождения государственной и военной службы.
(“Табель о рангах”)

Д. Первый учитель Петра I. (Никита Зотов)

Е. Народное название Немецкой слободы. (Кукуй)

Ж. Что такое “двоевластие”? (Одновременное
пребывание на престоле двух правителей)

З. Как звали отца Петра I? (Алексей Михайлович)

И. Какое название носил первый отечественный
корабль? (“Орел”)

К. Кто контролировал деятельность
государственных учреждений, в т. ч. и Сената.
(Генерал-прокурор)

Л. В каком месте Санкт-Петербурга Петр I
приказал заложить Свято-Троицкий Александро –
Невский монастырь?

(При впадении Черной речки в Неву, где, по
преданию, князь Александр Невский разбил шведов
в 1240 г)



Вопросы 2 команде.

А. Фамилия Петра I? (Романов)

Б. Политика, направленная на преобладание
вывоза товаров над ввозом.

(Меркантилизм)

В. Коллегия, ведавшая морским флотом?
(Адмиралтейств-коллегия)

Г. Почему иностранцев, живших в немецкой
слободе, местные жители называли “немыми”?
(“Немцами” т. е. “немыми” русские люди звали
всех западноевропейцев)

Д. Высший законодательный, распорядительный и
исполнительный орган, созданный Петром I. (Сенат)

Е. Какое сражение Петр I назвал “матерью
Полтавской баталии”? (Сражение под Лесной)

Ж. Почему в народе ПетраI называли
“царем-антихристом” ? (Царь велел колокола
отправить на переплавку и изготовить из них
пушки)

З. Город, в котором был подписан мирный договор
с Швецией по окончании Северной войны. (Ништадт)

И. Какая морская крепость защищала с моря
Санкт-Петербург? (Кронштадт)

К. Какой город был переименован Петром I в
Шлиссельбург? (Нотебург, бывший Орешек)

Л. С застройки какого острова началось создание
Санкт-Петербурга? (С Заячьего острова)

3 этап. Исторические персоналии.



На экране воспроизводятся портреты видных
деятелей времен Петра I, фамилии которых учащиеся
должны назвать, а также охарактеризовать их
вклад в развитие российского общества. Каждая
команда должна узнать пять исторических персон.

За каждый правильный ответ – 2 балла.

4 этап. Исторические задачи

.

Учитель зачитывает содержание задачи, команды,
посовещавшись, должны дать правильный ответ.

За каждый правильный ответ – 3 балла.

Задача 1.

В 1706 – 1709 гг. по указу Петра I вся
страна перешла на единый суточный отсчет времени
и на Спасской башне были установлены новые
голландские часы с 12-часовым циферблатом и
“перечасьем” — они отбивали часы и четверти.
Помимо этого, они играли мелодию. Новые часы
имели дополнительное усовершенствование,
позволявшее узнать точное время между
четвертями часа. Какое? (Минутная стрелка)

Задача 2

. Петр I приказал угощать посетителей
чаем, водкой или кофе. , а на закуску давать
бутерброд. Какой из этих напитков был новшеством,
вкус к которому Петр I ранее силой пытался
привить русской знати? (Кофе)

Задача 3.

Юст Юль отметил пристрастие
петербуржских жителей к чесноку. От цинги при
строительстве новой столицы страдали все. Нужные
витамины содержатся в хвое деревьев, однако
заставить мужиков – строителей есть эту горечь
было невозможно.

Какое решение было найдено? (Строители
ежедневно получали водку, настоянную на хвое)

Задача 4.

В “Походных и путевых журналах
императора Петра I” сообщается следующее:

“В 5-й день Ея величество приехала на заводы
Петровские, и кушали в доме своем, играли в
бирюльки и шахматы.

В 8-й день Его величество принимал лекарство,
начал пить воды и ездил на озеро и каждый день
играли в бирюльки.

В 13-й день. Их Величества слушали часы и кушали
вместе и, покушав, играли в бирюльки. ” Что такое
бирюльки? (Бирюльки – популярная русская
семейная игра прошлого. Бирюльки – мелкие
деревянные формы – горкой высыпаются на
коробочки – укладки. Игроки стараются растащить
в сторону детальки таким образом, чтобы не
сдвинуть с места другие детали. Цель игры –
соблюдая очередность растащить всю горку, не дав
ей рассыпаться)

Задача 5.

Мы до сих пор употребляем выражение
“кричать караул”. Это выражение родилось в
петровское время. В каких случаях раньше
прибегали к такому выражению?

Что оно означает в наше время? (Выражение
“кричать караул” означало звать на помощь
стражников, в наши дни “кричать караул” -
выражать свой испуг)

Задача 6



. Первый русский военный корабль
двухпалубный “Орел” был построен в 1669 году
недалеко от Коломны. Корабль обошелся казне в 9021
рубль, 25 алтын и полденьги. Почему кораблю было
дано такое имя? (Имя кораблю было дано в честь
русского Государственного герба)

5 этап. “Одень манекен”.

На доске закреплены два манекена. На столе
лежат бирки с названием одежды, которую носили
россияне в раннее петровское время. Командам
предлагается “одеть” манекен, выбрав бирки с
нужным названием и закрепив их в соответствующем
месте на манекене.

Первая команда “одевает” женский манекен,
вторая – мужской. Закончив работу команды
поясняют свой выбор, давая краткое описание
выбранной одежде.

(Подготовлены бирки с названиями мужской
одежды: шуба, ферязь, опашень, однорядка,
мурмолка, зипун, кафтан, сапоги, горлатные шапки.

Женской: холодная шуба, оплечье, рубашка,
летник, опашень, телогрея, коруна, волосник,
убрус, кика)

После того как команды закончат процесс
“одевания”, на экране появляется изображение
видов вышеназванной одежды и ребята смогут
проверить правильность сделанного выбора.

За каждый правильный выбор – 2 балла. Если
команда сможет назвать что изменилось в одежде
русских людей в соответствии с петровским указом
от 20 августа 1700 г., то дополнительно получает 3
балла.

6 этап. “Расположи в правильной
последовательности”.

Каждая команда, получив 10 карточек с названиями
исторических событий конца XVII – первой четверти
XVIIIв. , должна расположить их в правильной
хронологической последовательности. Цена
правильного ответа – 5 баллов.

7 этап. “Идем в гости”.

Каждая команда “накрывает” стол для команды
соперников. На столе – рисунки с изображением
различных яств, подаваемых на стол в праздничные
дни в изучаемый период времени. Среди названий
блюд есть такие, которых в XVIII веке быть не могло.
Команда противников должна обнаружить ошибку.
Цена правильного ответа – 3 балла.

8 этап. Решение кроссвордов, подготовленных
командами для соперников

.

Каждое правильно названное слово – 1 балл.

В конце урока жюри подводит итоги.

Урок заканчивается саморефлексией учащихся.
Дети делятся впечатлениями об игре, о трудностях,
с которыми встретились при выполнении тех или
иных заданий, о том, как им работалось в группе и
какие навыки работы в группе они приобрели.

Использованная литература.

  1. История России конец XVI – XVIII вв. Дидактический
    материал. /авт-сост. Н. Ю Колесниченко. — Волгоград.
    : Учитель, 2005.
  2. Преподавание истории в школе. 1997г. №4, 7; 1998г. № 7.
  3. В. В. Шаповал. Дидактические материалы по
    истории России XVI-XVIIIвв. М. : Экзамен,2006.



Следующий: